Афинская олигархия [Михаил Юрьевич Владимирский] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

исследователи отмечают его живой, безыскусный стиль, ближе всего приближающийся к нашим современным понятиям о публичном красноречии[3]. Особенный интерес для нашей работы представляет его речь «О мистериях», являющаяся основным источником по процессу гермокопидов, одной из ключевых фигур которого являлся сам Андокид.

Если Фукидид, Ксенофонт и Аристотель были авторами, настроенными, в целом, проолигархически, хотя и не одобряли крайних форм, которые приняло афинское олигархическое движение к концу своего развития, то оратор Лисий, метек по происхождению, сильно пострадавший от режима Тридцати, относится к афинским олигархам враждебно. В его речах содержится много подробной информации об организации и деятельности правлений Четырехсот и Тридцати, а также о личностях некоторых из их политических лидеров. Поэтому речи Лисия являются ценным источником, особенно при сопоставлении с трудами других авторов.

Необходимо также сказать о Псевдо-Ксенофонтовой «Афинской политии», являющейся уникальным образцом политического памфлета, который дает нам представление о теоретической базе олигархического движения.

В целом, надо еще раз отметить, что рассматриваемая нами тема, за исключением некоторых моментов, достаточно хорошо освещена источниками, дающими более или менее надежный материал для описания развития олигархического движения в Афинах. Изложение различными источниками одних и тех же событий позволяет сопоставить их различные версии, что расширяет возможности для исследования.

История афинского олигархического движения давно привлекла к себе внимание исследователей. Если говорить в целом об использованных нами современных исторических трудах, то их можно условно разделить на два основных направления: работы общего плана, посвященные развитию олигархического движения и его роли в истории афинского государства и Греции в целом, и исследования частного характера, направленные на изучение отдельных моментов и сторон интересующего нас явления.

В числе первых нужно назвать фундаментальный труд Л.Уибли «Греческие олигархи, их характер и организация», вышедший в свет еще в конце прошлого века[4]. В этой работе рассматривается процесс зарождения олигархического движения в греческом обществе, дается анализ его социальной базы и идеологии, разбираются античные источники, дающие определение олигархии как социальному явлению и приводящие различные примеры ее проявления. Отдельную ценность представляет раздел книги, полностью посвященный изучению правления Четырехсот в Афинах.

Более новыми являются другие две монографии общего плана: работа У.Коннора «Новые политики Афин V в.[5] и М.Арнхейма «Аристократия в греческом обществе»[6]. Первая из них дает представление о внутренней политике Афин V в. до н. э., характеризует средства и методы политического влияния аристократии в демократических условиях, уделяя много внимания динамике развития олигархического движения. У.Коннор также разбирает деятельность многих влиятельных афинских политических деятелей как олигархической, так и демократической направленности.

Монография М.Арнхейма посвящена, главным образом, аристократии и рассматривает многие связанные с греческой знатью вопросы: аристократия как особый социальный слой, роль аристократов в государстве, имеющем неаристократическое устройство, политическая мысль аристократов. Для нас особенный интерес представляет раздел работы Арнхейма, посвященный афинским гетериям — их природе, возникновению и развитию политических клубов.

Необходимо сказать также о работе К.Хигнетта «История афинской конституции до конца пятого века до н. э.»[7], посвященной истории внутренних преобразований афинского государства. Особенно следует отметить разделы этой монографии, посвященные олигархическому движению конца V в. и развернувшейся в то время политической борьбе, вылившейся в установление антидемократических режимов 411 и 404/403 годов.

В качестве особого раздела историографии упомянем комментарии А.Гомма к «Истории» Фукидида[8] и П.Родса к «Афинской политии» Аристотеля[9], которые дают анализ сообщений этих древних авторов и исторический комментарий.

Наряду с исследованиями общего плана, дающими целостный обзор и общую концепцию развития афинского олигархического движения, в историографии имеется большое количество работ, посвященных более частным моментам интересующей нас темы. Причем зачастую эти монографии или отдельные статьи, рассматривая отдельные вопросы, связанные как с афинской историей в целом, так и с некоторыми обстоятельствами политической борьбы сторонников олигархии и демократии, содержат важные выводы, позволяющие уточнять наши представления об афинской истории.

Приведем