Душа после смерти [Иеромонах Серафим Роуз] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

православные молчат. И никто не защищает учение Феофана Затворника о потустороннем мире, особенно мытарства”. Я говорю: “Надо защитить православное учение. Кто-то должен сделать это. Возьмись за это дело!” Он весь загорелся! Долго ходил и думал, и потом ушел в свою келью. Вернулся очень скоро, со списком статей и планом их публикации. Сначала мы думали просто отпечатать серию статей на эту тему, которая уже сложилась у о. Серафима в голове, в нашем журнале “The Orthodox Word”. И только когда уже начали делать набор, тогда пришла мысль издать все отдельной книгой. Тогда же и дали название книге — “Душа после смерти” (“The Soul After Death”).

Издать решили ее в виде карманной книги, с мягкой обложкой. Печатали вручную. Очень хотелось сделать хорошую, интересную обложку, чтобы она имела силу. И как раз в это время мы посетили в Сан-Диего Художественный музей, и там оказалась целая галерея древних наших русских икон. И две огромные иконы “Страшный суд”. Там явно выражены двадцать красных пятен, т. е. остановок мытарств. Таким образом мы нашли подходящую обложку. То есть мы на обложке положили богословское понимание потустороннего мира. Не просто какой-то фотографический трюк, как сейчас в наше время принято делать, а дали литургический образ жизни души после смерти.

Когда книга вышла, то наши враги, конечно, были очень недовольны. Но когда она вышла на русском языке, то из России посыпались письма, которые выражали благодарность нам за то, что эта книга является как раз необходимой в наше время, т. е. сжатым учением Православной Церкви о загробной жизни.

Эта книга оказалась последней книгой в жизни отца Серафима. Его сознательная духовная жизнь началась со смерти, и последняя его работа была тоже посвящена смерти.

В заключение надо сказать, что у отца Серафима было не только сильное сознание реальности смерти, но у него была также таинственная любовь к ней. Как-то я слушал у себя в лесу на горе, в моей “Валаамской” келье кантаты Баха, и пришел отец Серафим по каким-то важным делам. Я сказал ему: “Послушай, какая красивая, дивная музыка!” Он сделал очень серьезное лицо, можно сказать, даже страдальческое, и говорит: “Я все это знаю”. И ушел. Прошло некоторое время, у нас было собрание на летних курсах, и шла моя лекция о литературе и музыке. И я поставил кантату Баха о Сретении Господнем “Ich habe genug” № 82. И вдруг лицо у о. Серафима изменилось. Потом я узнал, что в этот момент он предвидел свою кончину. Эта кантата в юности для о. Серафима имела большое значение. Тогда он, как ему казалось, смертельно заболел и, не признавая докторов, готовил себя к смерти, выслушивая кантату по многу раз. Но ему дана была отсрочка, чтобы он искупил свои грехи, и он прожил еще двадцать лет. Отыскав Православие, он принял его и принес духовный плод. Услышав ее снова, он принял ее за глас предсмертной трубы — и действительно через несколько дней о. Серафим внезапно заболел и ушел в иной мир, к которому сам сознательно подготовился, а через свою книгу “Душа после смерти” и поныне подготавливает миллионы читателей.

Игумен Герман. Москва 2006 г...


Предисловие

Эта книга имеет двоякую цель: во-первых, с точки зрения православного христианского учения о загробной жизни, дать объяснение современных “посмертных” опытов, возбудивших такой интерес в некоторых религиозных и научных кругах; во-вторых, привести основные источники и тексты, содержащие православное учение о загробной жизни. Если ныне это учение так плохо понимают, то это во многом следствие того, что в наши “просвещенные” времена эти тексты находятся в забвении и совсем “вышли из моды”. Мы пытались сделать эти тексты более понятными и доступными современному читателю. Нет нужды говорить о том, что они представляют собой бесконечно более глубокое и полезное чтение, чем популярные сейчас книги о “посмертном” опыте, в которых, даже если они и не являются лишь обычной сенсацией, все равно не может быть ничего, кроме внешней эффектности, потому что в них нет цельного и истинного учения о загробной жизни.

Изложенное в этой книге православное учение, несомненно, подвергнется критике со стороны некоторых лиц как слишком простое и наивное, чтобы в него мог поверить человек XX века. Поэтому следует подчеркнуть, что это учение есть не учение нескольких изолированных или нетипичных учителей Православной Церкви, а учение, которое Православная Церковь Христова предложила с самого начала, которое изложено в бесчисленных святоотеческих творениях, в житиях святых и богослужениях Православной Церкви, и которое Церковь непрерывно передает вплоть до наших дней. “Простота” этого учения — это простота самой истины, которая — будь она выражена в том или ином учении Церкви — оказывается освежающим источником ясности среди путаницы, вызванной в современных умах различными заблуждениями и пустыми спекуляциями последних столетий. В каждой главе настоящей книги делается попытка указать на