Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова [Т Коровина Редактор] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Сказка в творчестве Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Москва «Музыка» 1987


ББК 49.5

С42

© Издательство "Музыка”, 1987 г.


Эскиз декорации И. Я. Билибина к опере Н. А. Римского-Корсакова "Золотой петушок”



Т. Карнаух Музыка и волшебство

Книга эта посвящается творчеству великого музыканта России Николая Андреевича Римского-Корсакова. В ней собраны очерки, рассказывающие о произведениях, объединенных одной идеей, обаяние которой композитор испытывал и в молодости, и в зрелые годы, и на склоне лет. В этой идее и рождаемых ею образах заложены неисчерпаемые возможности художественного творчества, она многолика и универсальна в охвате жизни, она никогда не увядает. Это — всеми любимая сказка.

Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребенок, лишенный ее эмоционального воздействия, остается обделенным на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент: так рельефно и ярко очерчены в ней полюсы тьмы и света, что, вырастая вместе со сказкой, именно в ней ребенок учится различать добро и зло; ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство.

Сказка сочетает в себе бытовую конкретность с обобщенностью условного, воображаемого мира. Она не может существовать без чуда. Добрые волшебники — звери, птицы, фантастические существа — помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. И, думается, в этом ее глубокая мудрость, так как чудо — это осуществление идеала, мечты. Разум наш охотно верит всем превращениям, самым невероятным событиям сказки, и счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к ней. Может быть, в этих свойствах и таится причина ее постоянной популярности в искусстве. Мы знаем сказку в разных ее обликах: и в литературе, и в театре, и в кино; есть сказка в музыке, в живописи, в скульптуре, — на все лады она разыгрывается, разрабатывается, варьируется. Но если говорить об истоках ее, то они все — в устном народном творчестве — в фольклоре[1].

Сказки зародились в древности и с далеких времен хранились в памяти народа, передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому; что-то при этом забывалось, и, напротив, что-то привносилось новое; наконец, пришло время, когда их стали записывать и издавать. Особенно большое внимание сказкам стали уделять в XIX веке, когда возрос интерес к народному искусству. В числе первых в Европе изданий были ”Детские и домашние сказки”, собранные братьями Гримм и выпущенные в свет в 1812 — 1814 годах в Германии. Сказки, по выражению Н. Г. Чернышевского, ”в значительной степени формировали поэзию А. С. Пушкина”. Народные сказки собирали В. И. Даль, автор ”Толкового словаря живого великорусского языка”, и А. Н. Афанасьев, составитель первого в России сборника ”Народные русские сказки”, изданного в 1855 — 1863 годах.

Рядом со сказкой живут близкие ей жанры: мифы, предания, легенды, былины, а также игры и обряды. В них перед нами раскрывается богатейший мир народной фантазии, осмысливается окружающий мир, проявляется отношение человека к нему.

Наши далекие предки были землепашцами, охотниками, воинами.

Жизнь их проходила в непрестанном и нелегком труде и была тесно связана с природой, которая представлялась им могучей силой, дающей жизнь, но таинственной и полной опасностей. Она была одновременно и союзником и противником. Солнце, ветер, огонь, вода воспринимались не просто как стихии, но как живые существа, способные гневаться и радоваться, быть враждебными и благосклонными к людям. Поэтому человек, живший среди природы, никогда не чувствовал себя одиноким в ней. Его воображение одухотворяло все, что его окружало, обыденное вдруг преображалось в чудесное, очевидное — в непознаваемое. В доме за печкой жил старик-домовик, в лесу — леший, который мог завести путника в чащу и заставить его плутать до утра. Реки и озера были населены русалками и водяными, встречи с которыми тоже были небезопасны.

Одушевлялось, "очеловечивалось” не только пространство, но и время, обретавшее в сознании людей значение образов-символов. Светлый день сменяет собою темную ночь, также неизбежно Весна-Красна приходит вслед за Морозом-зимою, но и она в свой срок уступит дорогу Лету... Из года в год совершается этот круговорот в мире, над которым царит Ярило-Солнце, источник жизни, тепла и света. Так все живое в природе существует, подчиняясь единому ритму, пронизывающему собой всю Вселенную, придающему ей порядок и стройность. И люди строили свою жизнь в согласии с этим природным ритмом, чередуя труд и отдых таким образом, что тяготы первого компенсировались раскованностью второго. Отдых был наполнен