Художественные открытки и их коллекционирование [Владимир Васильевич Шлеев] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

публике акварели и рисунки «Паляница Удалая» (1901 г.), «Босяк» (1902 г.), «Леший», а также многие другие репинские картины и портреты.

Большой популярностью также пользовались: выдержавшая несколько изданий открытка с акварели М. В. Нестерова «На горах», представляющая фрагмент его известной картины, открытки с акварелей В. М. Васнецова «Купава» и «Гусляр», серия открыток с акварельных пейзажей. В. Д. Поленова.

Рис. 2. Художественная открытка «Л. Н. Толстой в лесу» с акварели И. Е. Репина. 1900 г.

Для широкого привлечения русских художников к работе над оригинальными художественными открытками, Евгениинекая община в 1898 году объявила конкурс на сочинение рисунков для открытых писем и поздравительных карточек.

Инициативе библиотекаря Академии художеств Ф. Беренштама, поддержанной издательством Евгениинской общины, обязаны мы и изданием специального журнала, посвященного открыткам, — «Открытое письмо», выходившего в 1904-1906 годах под редакцией того же Ф. Г. Беренштама.

Широко откликнулось издательство Евгениинской общины на столетие со дня рождения А. С. Пушкина. Многие русские художники выразили желание участвовать своими работами в открытках, выпускаемых к этому юбилею. Четыре рисунка — иллюстрации к «Евгению Онегину» представила известная русская художница Е. М. Бем, три рисунка — иллюстрации к «Цыганам», «Бахчисарайскому фонтану» и стихотворению «Я здесь, Инезилья…» дал работавший в России венгерский художник М. А. Зичи, художник А. Ф. Афанасьев — иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке», а В. М. Васнецов свой рисунок на тему сказки о царе Салтане — «Три девицы под окном…» Кроме того, были также изданы открытки с известной гравюры Гейтмана «Пушкин в возрасте 12-13 лет», с картины Ге «Пушкин в Михайловском», с портрета Пушкина работы О. Кипренского и, наконец, с собственноручного рисунка поэта «Из путешествия в Арзрум».

Издательство Евгениинской общины уделило большое внимание также оформлению оборотной (адресной) стороны юбилейных пушкинских открыток. Рисунок адресной стороны был скомпанован  художницей В. П. Шнейдер из украшений первых изданий произведений поэта, а марку с портретом Пушкина и словами из стихотворения «Памятник» исполнил В. В. Матэ.

Издательство выпускало в большом количестве как цветные, так и тоновые открытки — репродукции с произведений русских и иностранных художников, много портретных и видовых открыток. Всего до Октябрьской революции издательство выпустило около 6500 открыток на различные сюжеты, а некоторые наиболее популярные выдерживали до 7 изданий.

«Распространяясь в миллионах экземпляров по России, открытые письма общины св. Евгении, — если не совсем вытеснили пошлятину макулатурных «открыток» с кафешантанными сюжетами немецкой марки, то все же в большой степени сбили их продажу. Открытые письма — могучее средство популяризации искусства».

Иной характер носили открытки другого петербургского издательства, также начавшего свою деятельность в конце 90-х годов — издательства А. Фельтен. Не ставя перед собой задачи массового выпуска открыток большими тиражами, издательство Фельтен специализировалось, преимущественно, на открытках-эстампах, исполненных офортом и представлявших собой подлинные произведения графического искусства. Так была создана большая серия офортов с шедевров мировой живописи, хранившихся в Эрмитаже, серия офортов, посвященных 200-летию Петербурга, и серия офортов «Женщины России». Основным исполнителем этих открыток был известный художник-гравер М. Рундальцев.

В связи с интересом широких масс населения к художественным открыткам в течение первых десятилетий нынешнего века выпуском открыток в различных городах России занялись многие как крупные, так и мелкие издательства. Кроме названных выше, следует упомянуть также издательства «Ришар», «Русского музея», «А. Маковского и А. Лажечникова», «Любанского общества» (Петербург), фирмы «Дациаро» (Москва), «Рассвет» (Киев), «Ленц и Рудольф» (Рига) и т. д.

Не все в этой массе открыток, изданных в дореволюционное время, было одинаково ценно. Немало было напечатано различного рода макулатуры — открыток низкого художественного уровня, пропагандировавших пошлость, поощрявших и потакавших низменным вкусам отдельных групп населения; подчас издавалась и прямая порнография. Далеко не всегда на должном уровне стояло и качество полиграфического исполнения. Однако следует отметить, что в дореволюционное время немало было издано в России и подлинно художественных открыток, хорошо выполнявших свою почетную миссию ознакомления масс с выдающимися шедеврами нашего родного искусства, открыток, будивших живую мысль народа, выполнявших роль агитатора и пропагандиста передовых идей.

Рис. 3 Художественная открытка «Арест», с картины И. А. Владимирова. I960 г. 

В этом