Болезнь… (Дневники) [Валерий Золотухин] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

виртуальному. Многие сферы общественной жизни, которые раньше казались конкретными, приобрели виртуальную природу и относительность: политика, экономика, наука и мир искусства. Сегодня нельзя быть ни в чем уверенным, окружающий мир буквально заставляет сомневаться во всем. Но есть что-то, что бунтует против этого. Это что-то нельзя измерить, потрогать, оценить. Это то, что сопротивляется разуму, и иногда даже берет над ним верх. Это что-то часто роднит людей, часто ссорит, вызывает истерику, радость или боль. Это что-то делает одних богаче остальных… виртуально. И это что-то – человеческая душа. Она вроде бы есть, и ее вроде бы нет. Она как бы «выдумана». Получается, что человеческая душа есть не что иное, как виртуальная материя. И эта виртуальная материя – самое главное золото на всем информационном пространстве.

Для выражения души у человечества есть определенная сфера – искусство. Люди, соприкасаясь с ним, как будто смотрят в зеркало, неважно, каким бы кривым оно не было. Через чужие выдумки человек пытается осмыслить себя. Он обращается к литературе, живописи, музыке, кинематографу… театру.

Театр бывает разным. Большим, малым, академическим, любительским. Есть разные школы театрального искусства разных стран. Театр на Таганке занимает особое место в российской театральной культуре. Таганка сразу пленила зрителей. Живое дыхание дня делало ее не просто популярной, но и актуальной. Честность и открытость отличали этот театр от остальных. Одним из главных принципов Таганки была злободневность. Спектакли, поставленные даже на далекие от современности темы, взывали к сознанию зрителей, будоражили чувства, режиссер и актеры призывали людей на диалог. Диалог о бытии, о времени, о себе.

Театр – своего рода дневник времени. Его нельзя опубликовать в блоге или социальной сети, но он является достоянием общества и его результатом. Девяностые годы, несомненно, особые годы для России. В это время происходили не только кардинальные политические и экономические изменения, но и масштабная духовная трансформация. Перемены не могли обойти стороной и Театр на Таганке. В это время происходят такие далекие от искусства события, как раскол труппы, новый для того времени разговор о правах собственности на театр. Несмотря на это Таганка не утратила своей творческой актуальности, связи со временем. В это время появляются новые постановки, в которых озвучиваются новые вопросы для нового общества.

Социум является действующим персонажем в театре. И сами актеры, занятые в этой постановке, и то, что они говорят и делают, не может вписываться в стандартные рамки. Их мир особый, увиденное вне стен театра они воспринимают по-своему. Их чувственно-эмоциональное восприятие реальности, а также отношение к ней, становится калькой для всего общества.

Ни один театр не может столько показать и рассказать об одной душе, ее поисках и взаимодействии с миром, как личный дневник. Личный дневник как таковой может не являться художественным произведением, однако может нести в себе все то, что предлагает нам искусство.


Можно назвать везением тот факт, что Валерий Сергеевич когда-то, еще будучи студентом ГИТИСa, начал вести дневниковые записи. Тогда он считал это важным для своего личностного и профессионального развития. Впоследствии его дневники стали не только пространством для размышления и самооценки, но и зеркалом окружающей жизни, в котором отражались события Таганки и всего общества в целом.

Дневники Валерия Сергее вича отличаются от остальных на современном информационном пространстве. Для кого-то имеет значение, что в них отражены события, которые уже стали историей – как события общегосударственной и социальной значимости, так и театральные перемены. Для кого-то важна личная жизнь народного артиста. Но, пожалуй, главная уникальность дневников Золотухина в том, что (в отличие от людей, выставляющих свои размышления на всеобщее обозрение) он публикует в них свою душу – главную виртуальную ценность.


Илья Барсков,

политолог


Драмы и комедии частной жизни


тетрадь № 59 3 ноября 1993 – 8 марта 1994

Господи, благослови…

47. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Га-

лилею, пришел к Нему, и просил Его прийти, и исцелить сына его, который был при смерти.

48. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал Иисус, и пошел…

54. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

От Иоанна, гл. 4

41. Не принимаю славы от человеков:

42. Но знаю вас; вы не имеете в себе любви к Богу.

43. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете

Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44. Как вы можете веровать, когда друг