Правда о религиозном сектантстве [Василий Данилович Лаптёнок] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Правда о религиозном сектантстве

В результате коренных экономических и политических преобразований, происшедших в нашей стране за годы Советской власти, небывалого роста материального благосостоянии и культурного уровня трудящихся, неустанной воспитательной работы Коммунистической партии преобладающее большинство советских людей навсегда порвало с религией. СССР является страной массового атеизма. С каждым днем прозревают и те люди, чей взор все еще окутан пеленой религиозного тумана. В ходе коммунистического строительства совершается неодолимый процесс полного преодоления религиозных заблуждений.

Стремясь замедлить этот процесс, служители культа всех вероисповеданий изощряются в поисках все новых и новых средств воздействия на массы. Они всеми способами и путями стараются сохранить религиозные предрассудки, оживить их, удержать хотя бы некоторую часть людей в своих сетях. Особенно усердствуют в этом различные религиозные секты. О них и пойдет речь в этой брошюре.

ЧТО ТАКОЕ СЕКТАНТСТВО

Сектантство — общее название религиозных организаций и групп верующих людей, которые отделились от господствующей или ранее господствовавшей церкви, например, от католической на Западе или от православной в России. Расхождения между сектами и теми церквами, от которых они когда-то откололись, идут главным образом по линии оценки религиозных догм, отношения к обрядам, толкования библии и евангелия. Но все эти разногласия между теми и другими представляют собой лишь оттенки внутри одного и того же религиозного лагеря. Поэтому, когда мы говорим о религии как об антинаучной, реакционной идеологии, то подразумеваем и сектантство.

Особенность сектантства состоит, прежде всего, в том, что оно стремится сделать религию «внутренним миром» каждого верующего. Сектантские богословы стараются воспитать приверженцев религии по убеждению, превратить их в религиозных фанатиков, у которых вера в бога являлась бы основой всей их жизни. Для сектантов обычно характерны непомерно повышенные религиозные чувства и настроения.

К современному сектантству вполне может быть применена характеристика, данная в свое время К. Марксом лютеранскому вероучению. Во введении «К критике гегелевской философии права» Маркс писал:

«…Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека»[1].

Ту же цель преследуют и сектанты. Они добиваются, чтобы религия, выражаясь их же словами, была «на первом месте в мыслях, чувствах и делах», чтобы «Христос занимал центр, а не периферию сознания». Религиозные вопросы сектантство ставит выше общественных. Тем самым оно отвлекает людей от сознательной и активной борьбы за коммунистическое переустройство мира.

Для сектантства характерно, далее, упрощение обрядности с целью освобождения религии от наиболее нелепых сторон во имя сохранения ее существа. Подновить религию, замаскировать наиболее уязвимые места ее, приспособить религию к изменившимся условиям — такова одна из важнейших задач, которую ставят перед собой сектанты.

Сектантство отличается от других христианских культов также признаком членства. Все последователи того или иного сектантского вероучения объединены в организацию. Верующий сектант постоянно находится под наблюдением этой организации, своеобразные «уставные» требования которой надежно изолируют его от так называемых «мирских дел». Наличие членства дает возможность руководителям сект систематически и конкретно влиять на своих единоверцев, держать их под постоянным контролем.

Наконец, сектантству присущи специфические формы и методы деятельности, особые приемы распространения своего вероучения. Сектантство представляет собой наиболее утонченную, подчищенную и потому весьма вредную и опасную форму религии. В. И. Ленин подчеркивал, что «всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции»[2].

СЕКТАНТЫ В БЕЛОРУССИИ

На территории Белоруссии известное распространение получили религиозные секты евангельских христиан-баптистов, адвентистов, пятидесятников, иеговистов, мурашковцев и старообрядцев.

Наиболее многочисленны секты евангельских христиан-баптистов. Свое название баптисты получили от обряда водного крещения («баптистес» — слово греческое и означает «креститель»). Евангелистами же они именуют себя потому, что основной книгой священного