Кот Шрёдингера (СИ) [Вадим Михайлович Векслер] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

  Кот Шрёдингера.





  Как правило, всё начинается с малого. Однажды я обратил внимание, что практически всегда, когда смотрю на часы, количество минут кратно пяти. Поначалу я списывал сей примечательный факт на собственное точное чувство времени, но эта уверенность пошатнулась, когда мне подарили часы с секундной стрелкой. И оказалось, что точно такая же закономерность проявляется и для секунд. А настолько совершенного внутреннего хронометра быть не может в принципе. Дело оказалось в другом. Но, обо всем по порядку.





  Следующая странность обнаружилась, когда я пристрастился летом к длительным пешим прогулкам.



  Можно долго идти по обочине пустынной проселочной дороги, не повстречав ни единой души. И вдруг автомобили появляются сразу с обеих сторон и, поднимая клубы пыли, встречаются ровно напротив меня, практически вышвыривая мое тело в поле. А через небольшой промежуток времени ситуация повторяется в точности. Будто я ненамеренно притягивал эту маловероятную возможность на свою голову снова и снова.





  И уж совсем на душе стало неуютно, когда я осознал, что каким-то непостижимым образом могу влиять на результаты футбольных матчей. Моя любимая команда никогда не проигрывала, если за ней наблюдать непрерывно в ходе прямой трансляции. И сразу пропускала, если отойти от экрана даже на несколько секунд. В фигурном катании или биатлоне, наоборот, стоит сесть смотреть эфир, и любимые спортсмены тут же начинали падать на ровном месте, проваливая старты. И они же становились чемпионами, если просто узнавать результаты на следующий день.





  Знаю, о чем вы сразу подумали: тотализатор! Но тут обнаружился один неприятный побочный эффект, стоивший мне изрядной суммы денег. Если сделать ставку, спрогнозировав конкретный результат, реальность снова возвращалась к случайному распределению. Я долго не мог понять, в чем проблема, но потом в мои руки довольно удачно попал полусерьезный учебник по квантовой механике (серьезный я бы не осилил).





  В тот день я чудом спасся от проливного дождя в просторном книжном магазине и, побродив рассеянно меж стеллажей с фантастикой, добрался взглядом до полки с юмористической литературой. Долго не знал, на чем остановить свой выбор, пока среди таких перлов как: 'Оренбургское чудо, или Основы профессионального тверкинга' - видимо, что-то о нефти; 'First we take Manhattan' - военная доктрина 'Россия-2020'; и популярной методички 'Что нужно женщине, или 30 seconds on Veronica Mars', не обнаружилось пособие 'Как избавиться от кота за 10 наносекунд' Эрвина Шрёдингера. В этой тоненькой брошюрке в доступной форме излагались принципы квантовой неопределенности с вызывающим тихий ужас эффектом наблюдателя, тезисы о суперпозиции и необратимом коллапсе волновой функции, ну и, конечно же, возбуждающая интерпретация Эверетта о параллельных вселенных.





  Я, наконец, начал что-то понимать. Я полагаю, все в курсе парадокса квантовой механики с запертым в ящик котом. Гораздо менее известно, почему из всех животных именно кот был выбран для этого странного мысленного эксперимента. А нашлось объяснение и этому, на первый взгляд случайному, факту.





  Если у вас дома есть кот, вы, возможно, замечали (но не придавали этому серьезного значения), что он способен иногда будто бы исчезать на какое-то время и появляться в другой комнате. Или же такая ситуация: вы уверены в его местонахождении, а он как бы раздваивается, обнаруживая себя в двух точках пространства сразу (с одной позиции считывается звук, с другой - изображение). Так вот, Шрёдингер был в курсе (и мне сумел объяснить доходчиво), что коты умеют прятаться в квантовое подпространство и находиться в течение какого-то времени в состоянии суперпозиции, пока кто-нибудь не начнет их искать, тем самым осуществив схлопывание квантовой вероятности.





  Я не знаю, что со мной не так, и почему я не принадлежу на 100% этому миру, но, похоже, я научился таким же образом взаимодействовать с реальностью.





  Помню, как первый раз оказался в этом невозможном пространстве. Наверное, острое чувство опасности сработало, когда я пытался перейти дорогу на зеленый свет. Неожиданно я очутился в странном кинотеатре, где два фильма показывали друг другу почти вплотную. И я на какое-то время застрял между двумя экранами. На одном я увидел себя, как дурака стоящего на зеленый сигнал светофора. На противоположном - резкий визг тормозов, звук удара и кровь по всему кадру. Я, конечно, выбрал безопасный вариант и просто вошел в него. В тот же миг я вернулся в обычную реальность, замерев в шаге от дороги. И в следующую секунду из-за поворота, не снижая скорости, вылетел какой-то