На экране - подвиг [Надежда Васильевна Колосова] (epub) читать постранично, страница - 4

Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

сковывала незнакомая обстановка, да и память подводила. Однако желание учиться все пересилило. Учителя видели, с каким упорством мальчик преодолевал трудности, и не могли не оценить этого.

Особую радость приносили Борису уроки родного языка и литературы. Он рано почувствовал красоту стихов и прозы Пушкина. И с той поры всю жизнь не переставал наслаждаться удивительной гармонией пушкинских творений. День за днем, год за годом приносили юному Щукину радость новых открытий — Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов и опять Пушкин, совсем новый, не похожий на прежнего и, как всегда, самый любимый.



На экране - подвиг. Надежда Колосова. Иллюстрация 20

Борис Щукин — ученик реального училища.


Свободное от занятий время Щукин проводил в доме дяди. Профессия у Дмитрия Петровича была самая, казалось, прозаическая, но это не мешало ему серьезно интересоваться литературой, музыкой, театром. Человек он был общительный, живой, жизнерадостный и тепло свое, знания свои щедро дарил любимому племяннику.

Не только книги и беседы с дядей открывали юноше высокие мысли, чувства. В Москве работали одновременно два лучших русских драматических театра —  Малый и Художественный. Играли тогда в этих театрах Ермолова, Федотова, Южин, Садовские, Станиславский, Качалов, Москвин, Леонидов. Имена их стали известны всему миру.

Теперь это история, а тогда можно было пойти в театр и увидеть этих замечательных актеров. Играли они героев Пушкина, Шекспира, Островского, Тургенева, Чехова, Достоевского, Горького.

Для Щукина не было большего удовольствия, чем посмотреть хороший спектакль. Ему повезло: многие преподаватели училища любили театр и часто водили учеников в Малый и Художественный. Но этого Борису было мало. Он часами простаивал в очереди за дешевыми билетами, чтобы лишний раз пойти на любимый спектакль.

Всякий раз, когда он попадал в театр и видел великих актеров, его охватывало жгучее волнение, он словно сам жил там, на сцене, и забывал, где он, что с ним. А после спектакля подолгу бродил по улицам, чтобы успокоиться, старался заглушить смутные мечты о сцене, боясь самому себе в них признаться: он был очень не уверен в себе. И все-таки мечта порой прорывалась: а что, если попасть в Художественный театр? Не в актеры, нет — на любую, самую незаметную работу.


МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Что же в нем было, в Художественном театре, почему он так притягивал к себе современников?

Все самое передовое, что родилось в русском театре в начале XX века, шло от Художественного театра, от его основателя Станиславского — великого актера и режиссера.

В чем было это новое? Русский театр и до Станиславского нес людям идеи добра, осуждал зло, высмеивал человеческие пороки. Самым главным направлением в русском театре XIX века было направление московского Малого театра. Искусство жизненной правды, реализма. Шло это направление от гениального сатирика Гоголя и великого актера Щепкина. Малый театр любил показывать жизнь низших сословий. В Малый театр люди ходили не развлекаться, не отдыхать, как в другие театры, а посмотреть, как живут, о чем думают, что говорят разные люди, те, что живут рядом.

В конце XIX — начале XX века, накануне первой революции в России, в русском обществе все больше появлялось людей, которые не только трезво смотрели на окружающее, осуждали старые порядки, старый строй, но и мечтали о новой жизни, ждали революции, сами хотели строить эту новую жизнь, часто не зная, как это сделать.

И вот именно тогда появились пьесы Горького и Чехова, пьесы о новых людях и новом времени, пронизанные мечтами о светлом будущем.

В пьесах Горького и Чехова не было малых, незаметных ролей.

Первая пьеса Чехова, «Чайка», провалилась в знаменитом петербургском Александрийском театре. И это не удивительно. В «Александринке» были хорошие актеры на главные роли и очень слабые актеры на другие роли. Спектакли там ставились обычно ради какого-нибудь одного актера или актрисы. Чеховская пьеса между тем требовала серьезной, проникновенной игры всех участников спектакля. И для чеховских пьес нашелся свой театр. Само время подсказало его рождение.

Это был Московский Художественный театр. Его основали в 1898 году известный драматург и театральный педагог В. И. Немирович-Данченко и замечательный актер и режиссер К. С. Станиславский. Таких театров, как Художественный, прежде не было. Главную свою задачу мхатовцы видели в том, чтобы воспитывать в людях самые лучшие, самые высокие, благородные человеческие качества.

А чтобы воспитывать других, актеры сами должны быть очень честными, чистыми и благородными людьми. Поэтому от всех, кто хотел работать в Московском Художественном театре, Станиславский требовал высокой идейности, честности и в работе и в быту. Его жизнь, его отношение к театру служили лучшим примером его ученикам.

В Художественном театре режиссер был не только постановщиком и