От Олимпии до Ниневии во времена Гомера [Маргарет Римшнейдер] (fb2) читать постранично, страница - 61


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

категорическим и неожиданным суждениям проявляется на многих страницах ее книги [таково, например, утверждение, что «величайшие его злодеяния [Синаххериба] обусловлены только его технической одержимостью», или высказывание о склонности этого же царя к спортивным достижениям]. Конечно, принимая во внимание сложность вопросов, которые освещает на страницах своей книги М. Римшнейдер, не следует судить ее особенно строго за некоторые упрощения и модернизм, которые она себе разрешает. Это делается, несомненно, для того, чтобы заинтересовать малоискушенного читателя и заставить его задуматься над серьезными проблемами, лежащими в основе работы. Несмотря на научно-популярный характер книги, многие высказывания автора выглядят благодаря основательной аргументации как серьезные исследовательские выводы. Это в полной мере относится к анализу анналов ассирийских царей и сравнению их с соответствующими книгами Библии, разбору «Повести об Ахикаре» и сравнению ее с поэмами Гесиода и Гомера. Чрезвычайно интересна предложенная М. Римшнейдер новая датировка «Рассказа об Ионе» и остроумная характеристика этого произведения, совершенно по-новому освещающая его подлинный смысл.

Рисуя широкую картину жизни обитателей ойкумены «От Олимпии до Ниневии во времена Гомера», автор в удивительно живой и непосредственной манере беседует с читателями как на самые сложные, так и на самые простые и доходчивые темы — о походах и кровавых расправах, о торговых площадях, дальних плаваниях, о доме, утвари, мирной жизни, любви к близким и детям. Все это М. Римшнейдер вычитала из поэм Гомера, написанных, как она считает, в VII в. до н. э., в том веке, который, по ее словам, «мог стать нам таким близким и понятным. И лишь филологи виноваты в том, что мы не носим книги нашего Гомера в кармане, как увлекательный роман, а взираем на них с почтением, как на памятник, не испытывая никакого желания перечитать этого поэта». И хотя наши ученые не видят оснований для столь поздней датировки этих поэм, нельзя не поддаться соблазну совершенно по-новому взглянуть на Гомера (в котором мы привыкли видеть поэта, воспевающего силу и мужество), как на «певца доброты и жизненной стойкости», который «умеет показать сложность жизни, не ограничиваясь только белой и черной красками».

М. Римшнейдер сближает героев Гомера с героями Шекспира, полными противоречий, с глубоким внутренним миром. И, возможно, не случаен для нашего сложного времени вновь вспыхнувший у ряда писателей интерес к античной мифологии, в образах которой в наиболее законченной и совершенной форме воплотились основные философско-этические проблемы, занимавшие человека с того времени, как он стал мыслить. Каждый большой писатель находит свой собственный угол зрения, под которым древний миф начинает играть новыми гранями. И в «Загадке Прометея» Лайоша Мештерхази[53] содержится тот же призыв — читайте Гомера, он всегда бесконечно нов, потому что бесконечно многогранен. Книга М. Римшнейдер, сама по себе представляющая большой интерес, хороша еще и тем, что безусловно вызывает у прочитавших ее желание встретиться с Гомером и его героями.

А. Нейхардт



Примечания

1

Ашшур — город в древней Ассирии, крупнейший центр шумеро-аккадской культуры, значительное время являвшийся столицей Ассирийского царства. — Прим. ред.

(обратно)

2

Марафонская битва (490 г. до н. э.) — первое крупное сражение между греками и персами, в котором греки под командованием Мильтиада одержали победу над персидской армией, значительно превышавшей их численностью. — Прим. ред.

(обратно)

3

Саламинская битва (480 г. до н. э.) — морское сражение у о-ва Саламин в период греко-персидских войн, когда греческий флот разгромил превосходивший его силами флот персидского царя. — Прим. ред.

(обратно)

4

Геродот (V в. до н. э.) — древнегреческий историк, автор «Истории» в девяти книгах, заслуживший наименование «отца истории» еще в античную эпоху. — Прим. ред.

(обратно)

5

Сузы — столица древневосточного государства Элам. — Прим. ред.

(обратно)

6

Сарданапал — согласно легенде, один из последних ассирийских царей, из-за своей развращенности и изнеженности погубивший государство. — Прим. ред.

(обратно)

7

Иезекииль — один из так называемых «больших пророков» Ветхого завета, именем которого названа одна из книг, где он призывает к возрождению Иудейского царства, разрушенного вавилонянами. — Прим. ред.

(обратно)

8

Книги Ветхого завета