Атлантида в теософии после Блаватской [Джоселин Годвин] (fb2) читать постранично, страница - 12


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

причины для осторожности. Будучи по рождению из процветающей шотландской семьи, она после миссионерской работы в Индии дошла до положения супруги, регулярно избиваемой мужем-священником, затем стала фасовщицей на заводе по переработке сардин, чтобы содержать своих трёх дочерей. Время, проведённое среди теософов в Кротоне дало ей представление об их принципах и «Тайной доктрине», одновременно разочаровав атмосферой соперничества и ссор; здесь же она встретила Фостера Бейли, своего второго мужа.

После того, как это таинственное предложение повторилось, она решила попробовать. Процесс диктовки, исходившей от существа, назвавшегося «Тибетцем», напугал её, и она снова отказалась. Тогда ей было предложено обсудить свои сомнения с махатмой Кутхуми. Тот убедил её, что бояться не надо, потому что план исходит от него, и предложил «следовать определённой технике», исполняя обязанности «помощника и секретаря» Тибетца (там же, p. 166). В результате были написаны первые главы книги «Посвящение человеческое и солнечное».

Коммуникатор, которого Карл Юнг определил как «высшее Я» Алисы Бейли, (там же, p. 164) называл себя Учителем Джуалом Кхулом, младшим членом группы, к каковой принадлежали махатмы Кутхуми и Мория, и который довольно часто фигурирует в их письмах. Бейли, бывшая тогда членом Теософского общества, представила свой материал в его штаб-квартиру в Индии для публикации в журнале «The Theosophist». (Sinclair, 1982, p. 20) Однако, как раз в это время ясновидческая деятельность Безант и Ледбитера была в самом разгаре, и Общество не одобряло рядовых теософов, заявлявших о своих собственных контактах с Учителями. Тогда супруги Бейли основали своё собственное издательство, назвав его сначала «Люцифер», по примеру Блаватской и Штейнера. В 1922 году оно выпустило книгу «Посвящение человеческое и солнечное» (Bailey, 1922) вместе с двумя другими.[11]

После этого Бейли пошла своим путём, независимо от теософов, но с принципиальной общностью доктрины и мировоззрения. С её помощью Джуал Кхул написал целую полку книг о космической эволюции, иерархии Учителей и посвящениях, тонких мирах и способах взаимодействия с ними, эзотерическом христианстве, астрологии и политических проблемах двадцатого века. Для незаинтересованного читателя его стиль высокопарен, а текст напоминает учебник, ему не хватает колорита, который Блаватская и Ледбитер умели придавать своим столь же претенциозным произведениям. «Посвящение человеческое и солнечное» – это новый подход к знакомым теософским темам, особенно к Иерархии существ, наблюдающих за эволюцией, и их отношению к человеку. Ледбитер тоже заинтересовался этими вопросами, а также «семью лучами», чего кратко коснулась и Блаватская. Грегори Тиллетт отмечает, что, хотя материал Бейли был неприемлем для официальной теософии, Ледбитер никогда не критиковал её и высоко ценил её первые книги. Его собственная книга 1925 года «Учителя и Путь» настолько похожа по содержанию на первую книгу Бейли, что Тиллетт в связи с этим заметил: «Многие задаются вопросом, кому же тогда принадлежит первенство». (Tillett, 1982, p. 279)

У Бейли Иерархия кажется пародией на корпоративную бюрократию или же на предполагаемое творение Учителей – Организацию Объединённых Наций. Во главе всего стоит владыка мира Санат Кумара с тремя советниками, которые, как и он сам, достигли совершенства в более ранней солнечной системе. Под их началом находятся существа рангом пониже, ответственные за настройку кармы от глобального до индивидуального уровня, а также за составление и сохранение таблиц хроник Акаши. Затем идут три главы отделов: Ману, Христос и Махачохан, которым подчиняются уже знакомые нам теософские махатмы, такие как Кутхуми и Мория. Сама Иерархия находится в постоянном развитии: её члены проходят серию посвящений и продвигаются по службе, оставляя после себя вакансии, которые заполняются новичками. В зале Совета владыки мира регулярно проводятся собрания и распределяются должности между членами Иерархии в соответствии с их специализацией. Там же принимаются решения, определяющие степень и способ их вмешательства в человеческие дела.

Центром Иерархии является Шамбала, называемая в древних книгах «Белым островом» и расположенная в пустыне Гоби. Она существует в эфирной материи и воспринимается только соответствующим зрением, что, кстати, согласуется с учениями тибетского буддизма по этому вопросу. (Dalai Lama XIV, 1985, pp. 166-167) Там проживает владыка мира, который ежедневно получает отчёты от трёх глав отделов. Первый из них – Ману пятой корневой расы, живущий в Шигадзе. Мы можем вспомнить, как Ледбитер описывал его манипуляции с расовым материалом, напоминающие действия художника, смешивающего краски. Бейли рассказывает о его работе более основательно:

Работа Ману состоит, главным образом, в управлении и осуществлении планетарной политики, в создании, направлении и разрушении расовых типов и