Философия как оскорбление [Кирилл Константинович Мартынов] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!

Данный материал (книга) создан автором(-ами) «Кирилл Константинович Мартынов» выполняющим(-и) функции иностранного агента. Возрастное ограничение 18+

 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Выпуск журнала № 6 (63) 2014

Философия как оскорбление
Кирилл Мартынов

История философии легитимирована как часть истории культуры.
Культура, в свою очередь, традиционно мыслится как цветущий сад
добропорядочности, а точнее даже — как музей, полный вещей,
бывших в употреблении у мертвых классиков. В этом музее фигура
философа закована в цепи общественной морали. Сильные мира сего
никогда прямо не отрицают значения философии. По их
представлениям, философы, живущие в культуре, выполняют роль,
среднюю между заместителем по воспитательной работе и хранителем
моральных ценностей, с одной стороны, и придворным трубадуром,
славящим величие царствующей династии, — с другой. Сократ
отправляется в напарники ко Христу, и их обоих зачисляют
в проповедников нравственности и учителей общеизвестной мудрости.
Посланником Христа становится священнослужитель — с окладистой
бородой, круглый от непосильного поста, как правило, занимающий
теплое или по крайней мере перспективное место в церковной
иерархии и уже потому имеющий весьма смутные представления
об иных повседневных делах человеческого рода. Посланником
Сократа — доцент, давно не менявший пиджака, обдумывающий
между лекциями, не попытаться ли ему взять еще полставки, да так,
чтобы не начать чаще попадаться на глаза начальству, речь которого
обращена к пятерым случайным слушателям. Священник не
https://strana-oz.ru/2014/6/filosofiya-kak-oskorblenie

1/16

06.11.2021, 21:07

Кирилл Мартынов — Философия как оскорбление — Отечественные записки

по нашему профилю, это конкурирующая контора, и бог с ней. А вот
к брату-доценту есть серьезный разговор.
Гипотеза или, лучше сказать, аксиома этой статьи состоит в том, что
философия возможна исключительно как оскорбление. Философия
есть социальный институт Запада, направленный на разрушение
обыденных истин или доксы. Следовательно, всякая философия
оскорбительна для общественного мнения. Единственное занятие
философов — оскорблять своими мыслями обывателя, среднего
человека или вождей. Конец философии наступил бы непосредственно
в тот момент, когда все мысли философов стали бы приятными для
слуха толпы или даже других философов. Когда всех философов
заперли бы в специально отстроенные здания, похоронили бы
в общественных советах и на кафедрах. К счастью, этот процесс пока не
завершен.
Сократ был казнен за оскорбление общественной морали. А кроме того,
по всей видимости, за намеки, что он, зная лишь то, что ничего не
знает, остается мудрейшим среди людей. Иными словами, Сократ,
в форме наводящих вопросов, сообщал согражданам, что они идиоты.
Киники прямо выбрали оскорбление общества, сейчас мы бы сказали
даже «преступления против общественной нравственности» в качестве
стратегии аргументации. Декарт оскорбил тысячелетнюю традицию
христианской мысли, заявив, что не нужно изучать ни труды
Философа, ни Священное Предание, а достаточно лишь сделать наши
идеи ясными и отчетливыми. Спиноза скандализировал христианский
мир и иудейские общины своими исследованиями Библии как
исторического текста, написанного людьми. Локк оскорблял
европейских монархов доказательствами когнитивной невозможности
единовластия. Вольтер приводил в ужас Екатерину Великую проектами
освобождения крестьян, что, по мнению императрицы, было
равнозначно предложению сделать их сиротами. Кант садистски
издевался над публикой, сначала потребовав от нее пользоваться своим
умом, а затем опубликовав непосильные для массового читателя
«Критики». О Ницше, Марксе и Фрейде и говорить нечего.
Витгенштейн вызвал скандал, дерзко заявив, что он не читал
Аристотеля, а его любимым философом является Шопенгауэр (как
https://strana-oz.ru/2014/6/filosofiya-kak-oskorblenie

2/16

06.11.2021, 21:07

Кирилл Мартынов — Философия как оскорбление — Отечественные записки

и у всех дилетантов). Русские философы оскорбили своим
существованием советскую власть (на знаменитых пароходах
философы составляли ничтожное меньшинство, однако именно они,
а не юристы, врачи или социологи дали название советскому
остракизму). Да и есть ли хотя бы один философ, не оскорбивший
никого? Как он манифестирует свое существование?

Удивительно, что, учитывая столь тесную генетическую связь двух
явлений, философская история оскорблений все еще не написана. Мы
возьмемся здесь за разметку самых общих линий.
Античная школа философов-киников непосредственно превратила
оскорбление в перформативный аргумент. Их философия, как
и философия других школ IV столетия до Рождества Христова, была
практической. Киники не заседали на кафедрах, но стремились
к счастью. Ответ на вопрос, как возможна счастливая жизнь, данный
ими, был бескомпромиссным. Путь к счастью лежал через автаркию, то
есть самодостаточность. Счастливый человек ни от чего не зависит. Ни
от государства (мечта либерала!), ни от семьи