Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона) [Преподобный Никон Оптинский (Беляев)] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона)

Москва
2004

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

В настоящем издании полный текст Дневника публикуется впервые, — во всех известных нам публикациях сделаны существенные сокращения.

В процессе подготовки рукописи были исследованы все ранее известные машинописные и рукописные варианты Дневника, а также и один из самых первых списков — рукописная тетрадь, находившаяся в частных руках; проведена большая текстологическая работа — сведены воедино все варианты текста и выбраны наиболее точные из них. Незначительные редакторские уточнения приведены в квадратных скобках.

Обращаем внимание читателей на то, что Дневник сопровождается комментариями, которые составлены из воспоминаний Ивана Беляева, брата о. Никона; они помещены в конце книги.

В подстрочных примечаниях приводятся краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в Дневнике; более подробно освещаются исторические события и факты; в ряде случаев дается разъяснение некоторых спорных вопросов церковной и общественной жизни.

Текст записей, сделанных о. Никоном позднее, приводится в подстрочных примечаниях с пометой об авторской принадлежности.

Надеемся, что настоящее издание заинтересует широкий круг читателей и поможет им найти ответы на многие вопросы духовной жизни, возникающие в наше непростое время.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Однажды зимой 1907 года в Оптинский Скит вошли два юноши — братья Николай и Иван Беляевы, приехавшие из Москвы. Они направились за благословением к скитоначальнику старцу Варсонофию, имея желание послужить Господу в иноческом чине.

Один из них, Николай, веселый и жизнерадостный, своей чистой душой, горящей любовью к Богу, сразу привлек к себе внимание скитоначальника. Старец Варсонофий как бы провидел духовными очами, что в этом юноше он найдет себе в будущем достойного преемника.

Действительно, вскоре Николай, будущий иеромонах Никон, стал ближайшим, любимым учеником и сотаинником Старца. А впоследствии, несмотря на свою молодость, иеромонах Никон и сам стал старцем, наставником чад Божиих.

Поступив в Оптину Пустынь, Николай Беляев в течение трех лет (с 1907 по 1910 год) вел, по благословению старца Варсонофия, духовный дневник, который мы и предлагаем нашему читателю. Дневник особенно интересен тем, что, помимо искреннего, живого описания жизни Скита, он приоткрывает нам духовную жизнь великого Оптинского старца Варсонофия, ибо послушник Николай подробно, с любовью, записывал в Дневник все его беседы и наставления.

Дневник показывает, как постепенно происходит духовное возрастание молодого послушника, истинно преданного ученика Старца, и помогает понять, сколь велико значение духовного старческого руководства в деле спасения человека.

ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ

1907 год

28—29 января

Теперь я в первый раз намереваюсь серьезно и осмысленно говеть. Я как бы только теперь понял всю необходимость, всю святость, все величие этих двух Таинств: покаяния и приобщения Тела и Крови Христовых. Все пророки, апостолы и Сам Христос Спаситель и Его Предтеча — Иоанн Креститель — все они начинали свою проповедь словом: Покайтесь (Ср.: Мф. 3, 1-2; Мк. 1, 15).

Тяжело, когда совесть нечиста, когда сознаешь себя виновным. Нам прямо необходимо покаяться, сознаться в своих грехах. Если высказать все, что нас тяготит, то нам становится уже как-то легче. А здесь наше исповедание своих грехов принимает Сам Господь наш Иисус Христос. Он милостив, Он любит нас, Он имеет власть простить нам наши грехи, Он разрешит нас от ужасного бремени греховного, успокоит нашу совесть и подкрепит нас. Вот что нам дает это Таинство — но только в том случае, если мы искренно сознаем себя виновными, искренно каемся в своих грехах и надеемся на Божию милость, ибо Он принимает всякого грешника, самого ужасного, буквально утопающего в грехах, — будь только он смирен сердцем, сознай свою виновность и приди ко Христу с покаянием не показным, а искренним. Вот если мы будем смотреть на покаяние так, то, приступая к нему, мы сможем осознать все величие этого Таинства и потому приготовить себя надлежащим образом.

Приготовление к Таинству покаяния должно состоять в самоуглублении, посте и молитве. Для того, чтобы сознать все свое недостоинство пред Богом, увидеть все свои грехи, увидеть всю грязь и низость своей жизни, необходимо углубиться в самого себя и разобрать все свои поступки.

Пост необходим для нас при этом как умерщвление плоти, для того, чтобы оторваться от плоти и всего земного и мыслить о Боге, о Небесном.

Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Если мы только утолим голод и жажду и займемся