Некоторые основные принципы Буддизма [Бхиккху Бодхи] (fb2) читать постранично, страница - 31


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

человека, течение ума, которое готово и подготовлено к перерождению. Третий фактор называется «гандхабба». Если все эти условия не объединятся, зачатия не происходит.

7.1.4. Продолжается ли перерождение автоматически и неизбежно?

Есть ли обусловленная структура за этим процессом перерождения? Продолжается ли перерождение автоматически и неизбежно? Или есть комплекс причин, которые поддерживают и двигают его цикл?

Будда объясняет, что есть четкий комплекс причин, который стоит за перерождением. Оно имеет причинную структуру, эта структура раскрывается в учении об обусловленности возникновения, «патичча самуппада».

7.2. Учение об обусловленности возникновения относительно перерождения

Теперь мы объясним учение об обусловленности возникновения, особенно относительно перерождения.

Во-первых, в этой жизни в нас имеется самая основная причина всех возникновений, называемая неведением. Из-за неведения мы воспринимаем вещи в искаженном виде. Из-за этого искажения восприятия, вещи выглядят для нас как постоянные, наслаждаемые, привлекательные и как наша самость (эго). Из-за этого искажения в нас возникает страстное желание, страстное желание на чувственные наслаждения, на существование, на зрение, звуки, запахи, вкусы, прикосновения и идеи. В основном есть страстное желание на приятное ощущение. Для того, чтобы испытать приятное ощущение нам потребуются достойные объекты, такие как достойное зрение, запахи и т.д. Для того, чтобы извлекать наслаждение, которое могут принести эти объекты, мы вынуждены касаться их. Для того, чтобы касаться их, мы нуждаемся в органах чувств, которые могут воспринимать эти чувственные объекты. Другими словами, мы нуждаемся в шести органах чувств, напр. глаз, чтобы воспринимать зрение, ухо, чтобы воспринимать звук, и т.д. Для того, чтобы шесть органов чувств функционировали, мы нуждаемся в целом психо - физическом организме, в комплексе ум-тело.

Таким образом, из- за страстного желания ум прикрепляется к ныне существующему организму так долго, пока он функционирует. Но когда приходит смерть нынешний организм не может обеспечить базу для обретения наслаждений через органы чувств. Однако, все еще есть страстное желание мира зрения, запахов, вкусов, прикасаний и идей. Итак, из-за страстного желания на существование, сознание покидает это тело и хватается за новое тело, за оплодотворенное яйцо. Сознание находит пристанище в этом оплодотворенном яйце, принося с собой целое хранилище накопленных впечатлений, и обращается в новый психо - физический организм. Тогда мы говорим, что произошло зачатие нового существа.

7.2.1. Страстное желание - это швея

Таким образом, Будда называет страстное желание швеей. Как швея сшивает одежду из разных кусков ткани, так и страстное желание сшивает вместе одну жизнь с другой. Она привязывает вместе преемственность жизней. Страстное желание такое мощное, что оно может соединить промежуток, образованный смертью, и заново построить целый дом чувствительного существа, и так снова и снова.


«Многие жизни в Самсаре странствовал я,

Искал но не находил плотника этого дома печальных перерождений,

О плотник! Ты найден. Ты не построишь больше дома.

Все твои стропила я разрушил, главную балку раздробил,

Мой ум пришел к угасанию (Ниббане).

Конца страстного желания я достиг»

7.2.2. Что является причиной перерождения в определенной форме

Теперь, мы переходим к следующему вопросу. Мы видим огромное разнообразие между живыми существами в мире. Есть люди и животные огромного разнообразия. Поэтому мы спрашиваем, какая причина обусловливает перерождение в определенной форме? Происходит ли оно случайно, без какой-либо причины, или есть некий принцип, который стоит за ним? Будда отвечает на этот вопрос словом на языке Пали «Камма». Камма – это фактор, который определяет специфическую форму перерождения, и она же определяет число испытаний, которое мы проходим в течение нашей жизни. Камма буквально означает действие, поступок или деяние. Но в буддизме она означает волевое действие.


Конец учения о перерождении