Некоторые основные принципы Буддизма [Бхиккху Бодхи] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

развитие буддизма, так как на протяжении всей своей долгой истории дух сострадания был основой милости Будды, его самой сильной чертой. Именно пример сострадания Будды подвиг буддистских монахов и монахинь на далекие и рискованные путешествия через моря, горы и пустыни для того, чтобы поделиться благословением Дхаммы с потерянными в темноте. Именно этот пример воодушевляет многих буддистов и сегодня в многочисленных начинаниях, даже тогда, когда они могут выразить свое сострадание только самыми незначительными поступками по отношению к тем, кому повезло чуть меньше.

Наконец, уход Будды, его достижение окончательной Ниббаны снова учит нас тому, что все условности должны исчезнуть, что все творения временны, что даже самые великие духовные учителя не являются исключением для того Закона, который он однажды провозгласил. Его уход также учит нас тому, что высшее благословение и мир приходят только с оставлением всего, успокоением всех условных вещей. Это и есть последний вход на пути к обретению безусловной бессмертной Ниббаны.

1.2. Миссия Будды

Недоумевать, почему учение Будда оказалось столь привлекательным и нашло широкий отклик в различных слоях северо-восточного индийского общества, означает поднимать злободневный вопрос. Мы живем во время, когда буддизм притягивает растущее число людей, особенно тех, чей уровень образования и способность размышлять поставил крест на религии. Я считаю, что поразительный успех буддизма, наряду с его современной популярностью может быть объяснен двумя факторами: первое, цель учения, второе, способы и методы.

1.2.1. Цель учения

В отличие от так называемых «откровенных религий», основанных на вере в неоспоримые доктрины, Будда формулировал свое учение так, чтобы оно обращалось к наиглавнейшей проблеме человеческого существования – страдания – и он обещает, что тех, кто последует его учению до конца здесь и сейчас постигнет высшее счастье и умиротворение. Все, отличное от этого, теоретические догмы, метафизические тонкости, ритуалы и правила молитвы Будда отметает как несущественное, не имеющее отношения к проблеме страдания.

Это прагматическое выдвижение Дхаммы четко отражает случай, запечатленный в текстах. Однажды, монах по имени Малункьяпутта размышлял о глобальных метафизических вопросах – вечен ли мир или нет, конечен или бесконечен и пр. – и он почувствовал разочарование, потому что Будда отказался дать ответ на эти вопросы. Итак, как-то раз Малункьяпутта отправился к Учителю и сказал ему: «Или вы ответите на эти вопросы, или я покидаю орден».

Тогда Будда сказал Малункьяпутте, что духовная жизнь не зависела ни от каких ответов на эти вопросы, которые были просто препятствием на духовном пути. Затем он сравнил метафизика с человеком, пораженным отравленной стрелой. Когда его родственники привели хирурга, он сказал, что не позволит ему удалить стрелу, пока тот не назовет имя человека, стрелявшего в него, тип лука, из которого стреляли, материал, из которого стрела была изготовлена и разновидность использованного яда. Тот человек умрет до того, как стрелу удастся извлечь, точно также метафизик, пораженный стрелой страдания умрет, так и не найдя пути к освобождению.

Будда не только сделал страдание и освобождение от него главным в его учении, но также он рассматривает проблему страдания с высшей степени психологической точки зрения. Как психоаналитик Будда прослеживает источник страдания, находящийся в нашем уме – желания и привязанности, и утверждает, что решение этой проблемы также должно находиться в наших умах. Чтобы обрести свободу от страданий бесполезно молиться богам, поклоняться реликвиям, принимать участие в церемониях и ритуалах. Так как страдания происходят от наших собственных грехов, мы должны очистить от них свои умы – от жадности, ненависти, неведения, а это требует глубокой внутренней честности.

В то время как другие религии обращают наше внимание вовне – на идеи божества, предопределяющего наши судьбы, или же на глубокие философские абстракции, такие как идея существования единого «Я» или на не двойственной реальности, где отсутствует деление на противоположности, - Будда обращает наше внимание на нас самих, всегда уделяя огромное внимание трудным фактам переживания. Он ставит ум во главу угла своего анализа и утверждает, что именно ум определяет наши действия, творит наши судьбы, ведет к счастью или страданиям. В изначальной точке учения находится обычный ум, подверженный страданию, в конечной точке – просветленный ум, полностью очищенный и освобожденный от страдания. Все учение раскрывается между двумя этими точками и выбирает наиболее прямой путь.

1.2.2. Характерные черты учения

1.Уверенность в своих силах.


Обсуждение цели учения Будды ведет нас к характерным чертам учения. Одной из самых притягательных, тесно