Казахстан: несбыточная необходимость [Юрий Игнатьевич Мухин] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

СССР, и вот почему они при такой поддержке от всего Союза не получили право на власть во всём Казахстане – понять очень трудно.

 

Казахи Младшего жуза (Меньшая орда, Букеевская орда) даже во времена СССР гордились тем, что возглавлявший их предков хан Тохтамыш – самый славный хан казахов, поскольку не просто одерживал победы над какими-то там кочевниками, а захватил Золотую орду и в 1382 ограбил и сжёг Москву (во время княжения Дмитрия Донского, уже покрытого славой Куликовской битвы). Тем не менее, члены племён Младшего жуза в качестве правящей элиты Казахстана, мягко скажем, не празднуются.

 

Численность жузов сегодня не подсчитывается, поэтому попробуем оценить её по переписям на начало прошлого века. Старший жуз, занимая юг Казахстана, в 1897-1915 годах числился в пределах 942 тысяч обоих полов, Средний жуз, занимавший север и восток Казахстана, – 1350 тысяч, и Младший жуз, занимавший запад казахских степей – 1100, итого всех казахов на начало Советской власти было около 3392 тысячи (сегодня свыше 13 миллионов). Из них 28% – Старший жуз, 40% – Средний жуз и 32% Младший жуз. Надо полагать, что такое соотношение в составе казахского населения и сегодня.

 

Жузы – это армии, но каких-либо органов управления этими армиями сегодня я не знаю, да и не слыхал никогда о таких. Эти армии делятся на корпуса – на племена. Племён во всех трёх жузах – 21. Об органах управления ими я тоже не слышал. А вот племена делятся на дивизии – на роды. Роды в Казахстане заморишься считать, по моему подсчёту из Вики их свыше 170. Мало этого, роды делятся на более мелкие роды, скажем, племя Дулат состоит из 4 родов, а они ещё из 33 уже оформившихся и имеющих собственные имена более мелких родов. А вот об управление этих родов и кланов мне кое-что известно.

 

Главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев, разъясняет:

 

«Одного знания, что «у казахов есть три жуза», само по себе недостаточно. Жузы делятся на рода, рода – на подрода, у лидеров и представителей которых есть свои интересы и своя история взаимоотношений. Не имея полной картины, сложно строить, что называется, полноценную форму.

 

К тому же родовая или подродовая принадлежность – информация довольно закрытая. В 1990-2000-е высказывалось мнение, что назарбаевский род Шапрашты, мол, «захватил всю власть». Но род никогда не был монолитом: кто-то был за Назарбаева, кто-то против, да и «большая семья» первого президента, в целом ориентированная на своего лидера, периодически конкурировала и воевала друг с другом. Война между ними по ожесточению порой напоминала гражданскую».

 

Все против всех

 

Чтобы понять, почему идёт война, надо сначала понять цель этих объединений – почему казахи и сегодня объединены в свои роды и кланы?

 

Начнём с того, что вот эти рода и кланы – это реальные деятельные организации, поскольку имеют своих глав и дисциплинированных членов, не жалеющих сил для осуществления общих для клана целей. Причём, главы родов и кланов не избираются – они становятся главами по казахскому критерию их знатности – как Михаил Романов стал русским царём благодаря тому, что был самым близким потомком Рюрика. Такой выбор главы исключает ссоры внутри кланов, сохраняют его единство.

 

А детали выборов такие. Каждый казах обязан знать не менее 7 поколений своих предков, Назарбаев, к примеру, знал 12 поколений, хорошо мне знакомый во времена СССР секретарь райкома Ермаковского района – торе, чингизид – знал все 28 поколений своих предков, считая от Джучи, старшего сына Чингиз-хана.

 

Это знание, во-первых, даёт казаху знание того, сколько в его роду было ханов, батыров, баев, мулл и прочей архаичной знати, – даёт возможность знать, обязан ли он после смерти старого главы рода возглавить род, или его минует чаша сия. (Быть главой клана – это не привилегия, а обязанность, главы кланов не занимают каких-то броских должностей, в моём Ермаке глава местного клана занимал должность всего лишь секретаря парткома Ермаковской ГРЭС.)

 

Во-вторых, знание предков требуется, к примеру, для такого случая. Предположим, два ранее незнакомых казаха, встретившись и выяснив, что они из одного жуза, одного племени и одного рода или клана, начинают перебирать своих предков и вполне могут найти общих предков, и выяснив, что они родственники, установить степень родства. И тогда, скажем, десятиюродный дядя обязан будет всячески помогать своему десятиюродному племяннику, а тот слушаться и почитать дядю.

 

А теперь о цели родового и племенного объединения.

 

Как я понял (хотя и поздно), у этих объединений цель как бы благородная – благосостояние рода, но видят роды и их главы единственный способ достижения этой цели – занять все