Макорин жених [Георгий Иванович Суфтин] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

представляется мне весьма плодотворной и ценной. Ведь отказ от описательности, тяготение к чисто изобразительному письму не только, предохраняет произведение от разбухания, это путь к усилению его эмоциональной выразительности, путь к сердцу читателя.

Посредством сжатого, но точного воспроизведения ситуаций изображается Суфтиным и так называемый «второй план» романа — бурные события в жизни деревни, где у Бережного остались дом и семья. Полны драматизма прекрасно написанные сцены болезни крестьянского парня Фереферова, ставшего жертвой церковников, убийства отцом Харлампием церковного старосты Бычихина, ареста «святой» угодницы Платониды. Эти трудные жизненные уроки на многое открыли глаза бывшему единоличнику, заставили его многое переоценить, увидеть то, чего он не видел раньше, — звериную личину собственничества.

В романе проявилось большое мастерство писателя в изображении крестьянского быта. Особенно удачно оттеняется автором своеобразие жизни северной деревни двадцатых годов. Очень свежо, например, воплощены в произведении многие явления культурной революции на селе, первые стенные газеты, диспуты, появление кино, постановка спектаклей и т. д. В этих картинах и меткость наблюдений, и здоровый юмор, и задушевный лиризм.

Правда, в последних главах романа меньше таких кусков «живой жизни», судьбы героев в наши дни прослеживаются писателем с меньшей отчетливостью, чем в первое послеоктябрьское время. Это объясняется, видимо, тем, что Суфтин сравнительно рано оторвался от жизни деревни: если в двадцатые годы он был в гуще сельских событий, то в более позднее время в его знании деревни было много обобщенного и мало конкретного, лично прочувствованного. Это не могло не отразиться на его творчестве.

И все же, несмотря на некоторые слабости, история прозрения северного крестьянина написана писателем психологически зорко, убедительно, мотивированно.

Георгий Суфтин пишет преимущественно о событиях прошлого, но он не уходит от современности. На материале прошлого он умеет ставить актуальные, волнующие проблемы.

В своей последней повести «Семейный секрет» (1962) автор по сравнению с «Макориным женихом» уходит еще дальше в глубь времени, начиная повествование с семидесятых годов прошлого века. Место действия повести — небольшой северный провинциальный городок. В книге раскрывается очень своеобразная и, пожалуй, новая для нашей литературы тема — труд хранителей народного искусства, мастеров серебряной черни. Но эта частная тема в процессе повествования перерастает в общую большую проблему — проблему назначения искусства, его тесной связи с народной жизнью.

Сам прием сюжетной организации повести — история о том, как секрет серебряной черни, который раньше по строгому завету предков сохранялся лишь в одном роду, переходя из поколения в поколение, после революции был добровольно передан государству, — дает автору богатые возможности для динамического показа жизни, быта и труда народных умельцев.

Основной персонаж произведения — черневых дел мастер Павел Уткин. Суфтин использует здесь свой излюбленный прием композиции характера: прослеживает почти весь жизненный путь героя, рисует образ-персонаж в движении.

Правдиво написаны страницы повести, на которых рассказывается об овладении молодым Уткиным секретом чернения, о первых, еще робких шагах его самостоятельного творчества, о его неутоленной страсти к большому искусству, к созданию настоящих художественных ценностей, которые несли бы радость людям, доставляли бы им наслаждение.

Однако до революции у прикладного искусства не было крыльев. Будучи достоянием частных лиц, оно вырождалось в простое ремесленничество. В произведении Суфтина хорошо передано своеобразие прежней жизни мастеров-серебряников. Тут и взаимная конкуренция, глухая вражда людей, искусных в сходных ремеслах, и извечная тяга к богатству, и попытки «вызнать» семейные секреты отдельных мастеров, и преследование властями произведений крамольного содержания.

Далеко не сразу после установления советской власти мастер Уткин приходит к пониманию задач нового революционного искусства. Георгий Суфтин не упрощает сложного процесса политического прозрения старого человека. Думы только о себе, индивидуальное сознание, секрет искусства для себя воспитывались веками, и Уткину очень нелегко перешагнуть заветы предков, расстаться с тайной творчества, которой он был обязан своим благополучием в жизни. Победа Уткина над собой, передача секрета чернения людям рисуются в повести как торжество новой морали, новых взглядов, новых человеческих отношений.

Пафос книги Суфтина в проповеди искусства для народа, искусства высокой гражданской целенаправленности, и это делает повесть по-настоящему современной.

Георгий Суфтин — незаурядный эпический художник. Он умеет находить в жизненном потоке внешне незначительные, но очень характерные по смыслу ситуации,