Десять страниц из истории музыки [Мария Исааковна Шорникова] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

«Дон Жуана» и «Реквиема», художник, потрясенный драматизмом человеческого бытия. А между этими полями — огромный разнообразный мир его образов, целая «энциклопедия жизни».

Однажды Моцарта спросили, как ему удается писать столь совершенную музыку. «Я по-другому не умею», — ответил он. Да, каждая нота, написанная им, прекрасна. Моцарт считал: если музыка не прекрасна, это не музыка. Этой красотой он мог выразить любые эмоции и настроения, в том числе трагические и даже ужасные. В музыке Моцарта есть все. И все, к чему прикасалась его рука, превращалось в музыкальное золото. Музыка Моцарта словно дар природы, и без этого дара трудно представить нашу жизнь.

Сегодня весь мир называет его Вольфганг Амадей Моцарт. Но при рождении родители дали мальчику длинное и громкое имя — Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующиеся в повседневной жизни. Четвертое греческое имя Теофилус («Возлюбленный Богом») Моцарт со временем поменял на латинское Амадео с тем же значением. Дома его ласково называли Вольферль. В зрелом возрасте Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

В 1756 году, в год рождения Вольфганга, его отец написал пособие по игре на скрипке. Книга была так хороша, что издается до сих пор. Правда, сегодня мы читаем ее не для того, чтобы научиться играть на скрипке, а чтобы узнать, как играли на этом инструменте в то время.

Моцарт научился понимать музыку так же легко, как речь. Для него это был всего лишь другой язык. Музыка была частью его самого. Малышу было около двух лет, и однажды случилось такое, что удивило его маму и чему она нашла объяснение только через несколько лет.

Отец малыша был скрипачом в придворной капелле архиепископа Зальцбургского, а в свободное от службы время давал уроки музыки детям богатых горожан. Чтобы собственные дети не мешали этим занятиям, их отправляли гулять. Однажды, играя в песочке, маленький Вольфганг услышал из окна папиного кабинета музыку. Он стал тянуть сестру домой. А войдя в квартиру, тут же побежал в кабинет. Папа рассердился и бесцеремонно выставил малыша за дверь. Тогда мальчик разразился плачем. Рыдал он так горько, что мама вынуждена была снова вынести его из дома. Но, как только он вновь услышал прекрасную музыку, слезы мигом высохли на его лице.

Старшей сестре Вольфганга Наннерль исполнилось семь лет, когда отец начал заниматься с ней музыкой. Маленький брат часто сидел рядом и слушал. Однажды родители ушли в гости, и Наннерль разрешила брату посидеть за клавесином. А сама побежала играть в куклы. Когда она вернулась, мальчик пробовал извлекать из клавиш звуки. Если созвучия получались некрасивыми, он сердился и начинал нажимать клавиши снова. Сестра никак не могла оттащить его от инструмента.

В 4 года отец начал учить мальчика игре на клавесине. Способности Вольфганга потрясали. Он разучивал новые пьесы с быстротой, которая была доступна не каждому взрослому. Скоро весь Зальцбург говорил о Моцарте как о «чудо-ребенке».

Он сам научился играть на скрипке и органе и стал блестящим органистом, великолепным скрипачом и способным певцом. Слегка дрожащим тоненьким голоском он пел дуэтом со своим отцом и очень сердился, если тот фальшивил.

В Вене кто-то подарил ему маленькую скрипку. Вскоре в доме у отца собрались его друзья — музыканты и решили поиграть трио. Маленький Вольфганг стал проситься сыграть партию скрипки. Отец был против этого, но друзья уговорили его разрешить мальчику попробовать, дублируя партию взрослого музыканта. А когда зазвучала музыка, скрипач посчитал себя лишним и отложил скрипку. По щекам отца текли слезы умиления и нежности. Вольфганг проиграл так все шесть трио.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В шесть лет он уже начал давать концерты в Зальцбурге, затем в Мюнхене и Вене. О нем писали: «Семилетний мальчик — это чудо, превосходящее все, что когда-либо было раньше и существует в наше время».

Когда в 1762 году Леопольд привез детей в Вену, маленькие виртуозы предстали перед императорским двором. Император Франц между прочим сказал тогда Вольфгангу в шутку, что играть на клавире всеми пальцами — никакое не искусство. А вот играть одним пальцем и на прикрытой клавиатуре — достойно удивления. Тогда мальчик начал играть одним пальцем, а потом попросил прикрыть клавиатуру и заиграл с такой ловкостью, как будто много часов так репетировал.

Наконец, отец решил совершить с детьми длительную поездку по городам Европы. Он надеялся, что дети своими выступлениями принесут семье богатство и обеспечат себе будущее.

Мюнхен, Мангейм, Кельн, Брюссель, Париж, Лондон, Гаага, снова Париж, Швейцария — калейдоскоп городов. Везде восхищались «чудо-ребенком». Куда бы они ни приезжали, Моцарт-старший усиленно рекламировал своего сына как феномен природы. В одной из афиш в Англии говорилось: «Всем любителям наук: бесспорное величайшее дарование, которым надлежит