Семь страниц из истории русской музыки [Мария Исааковна Шорникова] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]


М. Шорникова
СЕМЬ СТРАНИЦ ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ МУЗЫКИ популярные очерки о выдающихся русских композиторах

*
© Шорникова М., 2011

© Оформление, ООО «Феникс», 2011

Дорогие друзья!

Эта книга, являющаяся продолжением сборника очерков «Десять страниц из истории музыки», адресована всем любителям музыкального искусства. Она рассказывает о семи великих русских композиторах, их жизни, творчестве, взрастившей их эпохе, интересных фактах биографии, В нее вошли также их высказывания о музыке, творчестве и себе, отзывы о них крупнейших музыкантов мира.

Понимая то, что у вас в любой момент может возникнуть желание послушать гениальные творения этих композиторов, мы приложили к книге диск с их записями.

Вот уже 17 лет я работаю музыковедом Ростовского академического симфонического оркестра. Совсем недавно наш коллектив завершил свой 76-й концертный сезон. Позади славная история, тысячи концертных программ, подаривших слушателям возможность наслаждаться прекрасным миром оркестровых звуков. Поэтому мы решили в приложении использовать записи концертов Ростовского академического симфонического оркестра.


МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА 1804–1857

Что делать? Музыка — душа моя.

М. И. Глинка
Автором первой биографии Михаила Ивановича Глинки стал его современник, выдающийся критик XIX века В. В. Стасов, который был близок к музыкальному кружку молодежи, группировавшемуся вокруг Глинки. По выражению Стасова, Глинка — великий человек, который, словно «экстракт сил народных, встал и пошел творить чудеса», с которого начинается «новая эра в русской музыке». «Тот народ, — писал Стасов, — у которого есть такие две оперы, как «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», должен бесконечно ими гордиться и быть счастлив, что у него был художник, произведший такие два создания».

Действительно, в ряду великих композиторов, составивших славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он был первым из музыкантов, сумевшим во всей глубине и многообразии выразить в звуках душу русского народа. Музыка его стала неотъемлемой частью духовного богатства нашего народа. И в то — же время творчество Глинки — бесценный вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Музыка Глинки так же национальна, как и музыка Моцарта, Бетховена, Вагнера, Чайковского и вообще любого композитора-классика. И вместе с тем она интернациональна в самом высоком понимании этого слова. Она прекрасна, правдива, человечна и одинаково принадлежит всем, кто любит музыку и дорожит ею.

Но главное значение музыки Глинки заключается в том, что с нее начинался собственно «период русской музыки». Мы не случайно делим ее на 2 этапа: «доглинкинский» и «послеглинкинский». Творчество Глинки — свидетельство могучего подъема национальной культуры. Оно стало краеугольным камнем, на который опирается вся русская музыкальная культура. Еще современники, а затем и последователи, считали все сделанное Глинкой образцом. Его самого почитали как основоположника русской классической музыки и Чайковский, и композиторы «Могучей кучки», и лучшие представители музыки XX века.

Видя в русской литературе «старшую сестру» изобразительного искусства, Стасов часто сравнивал музыкантов и художников с писателями: Гоголем, Островским, Толстым, Тургеневым. Такое сравнение звучало у него высшей похвалой. Глинку Стасов сравнивал с великим Пушкиным.

«Во многих отношениях Глинка, — писал он, — имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества — оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». И действительно, Глинка завершил процесс формирования русской музыки, точно так же, как Пушкин в литературе довел до совершенства русский язык. Они похожи — Пушкин и Глинка. Та же уравновешенность, гармоничность любого высказывания, то же совершенно естественное и оригинальное сочетание европейской формы и русского содержания. И хотя зрелое творчество Глинки приходится уже на послепушкинский период, основная «национальная идея» в творчестве Пушкина определила и главную концепцию творчества Глинки. Эта концепция была воплощена в операх Глинки, положивших начала для развития оперного жанра в России.

С легкой руки Стасова Глинку стали называть «Пушкиным русской музыки». Поэзия Пушкина, которая открывала развитие