Новый взгляд на мир [Фрактальная геометрия] (Мир математики. т.10.) [Мария Изабель Бинимелис Басса] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Позднее в силу различных причин этим словом стали обозначать беспорядок.

С самых истоков цивилизации люди наблюдали необъяснимые явления, которые удивляли и внушали страх. О подобных явлениях часто говорят, что они принадлежат к миру хаоса. Согласно «Теогонии» Гесиода, написанной примерно 2700 лет назад, боги появились, чтобы образовать порядок из хаоса и тем самым защитить людей. История науки следует по тому же пути: ученые стремятся найти порядок среди хаоса, и в этом им неизменно помогает математика.

Люди, подобно богам, пытались упорядочить хаос. Платон в свое время утверждал, что природа строится по математическим законам, и на протяжении веков многие ученые разделяли его точку зрения. Для проявлений упорядоченности в природе необходимо найти математическое объяснение. Но как быть с теми явлениями, которые не вписываются в общий порядок?

По мнению популяризаторов науки Иена Стюарта и Мартина Голубицкого, в хаосе среди кажущегося беспорядка формируются новые формы упорядоченности. Но вне зависимости от того, какое определение мы дадим хаосу, в буквальном смысле он означает отсутствие какой бы то ни было упорядоченности. По сути, Стюарт и Голубицкий говорят об особом виде хаоса — математическом понятии, которое появилось в теории динамических систем. Идея о том, что хаос как полное отсутствие упорядоченности не существует, является частью древних верований, согласно которым есть некая общая теория, объясняющая все, будь то теогония, алхимия или наука.


ХАОС КАК ВСЕОБЩЕЕ НАЧАЛО

Поэма «Теогония» греческого автора Гесиода (VII–VIII вв. до н. э.) начинается с описания того, как появилась Вселенная из Хаоса — необозримой бездны, где беспорядочно движутся элементы всего сущего. В глубине этой изначальной бездны существовали две необъяснимые родственные сущности: Эреб (Мрак) и Нюкта (Ночь). Они отделились друг от друга и от своей матери Хаос и породили свои противоположности: Эфир (Свет) и Гемеру (День). День и Ночь объединились и образовали Время. Вслед за ними появилась Гея — элемент стабильности, праматерь, которая в столкновении с хаосом породила все сущее, затем Эрос — любовь, создатель жизни, и Тартар — преисподняя. Они не были потомками Хаоса. Гея без вмешательства мужского начала породила недостающую часть Вселенной — Уран (Небо), которое полностью накрыло ее. Пара Небо-Земля образовала симметричный и равновесный мир в Космосе.

Слово «теогония» означает «происхождение богов», а Гесиод в действительности изложил космогонию — рождение упорядоченной вселенной. Рождение богов в привычном понимании он описал позднее.



Прежде считалось, что это бюст римского философа Сенеки, но современные исследователи пришли к выводу, что перед нами изображение Гэсиода.


Несколько слов о сложности, урбанистике и лингвистике

Большинство ученых сходится во мнении с нобелевским лауреатом по физике Полем Дираком, по словам которого «физические законы должны обладать математической красотой». Ученые всегда чувствовали потребность описать всю Вселенную с помощью простой, логичной и красивой теории. Теория Платона — одна из первых, в которой материя (пять элементов) и геометрия (пять многогранников) связаны между собой. Значительно позднее за ней последовали научные и математические теории Хендрика Лоренца, Анри Пуанкаре, Германа Минковского и Альберта Эйнштейна, в которых материя и геометрия переплетались с пространством и временем.

Но если потребностью науки является нахождение всеобщего простого и красивого закона, значит ли это, что человечество в некотором роде стремится к простоте? К геометрическим фигурам относятся круг, квадрат, треугольник, пятиугольник и прочие правильные многоугольники, а также конические сечения (эллипс, гипербола и парабола), спирали и другие примечательные кривые. Эти фигуры, которые во все времена считались чистыми, божественными и очень символичными, неизменно сопровождали любую деятельность человека. Они, несомненно, являются архетипами в том смысле, который вкладывал в это слово психолог Карл Юнг. Геометрические фигуры в различных качествах применялись на протяжении всей истории человечества. Их можно проследить в архитектуре: так, форму круга имеет Стоунхендж, римские цирки и базилики; квадраты и треугольники встречаются в пирамидах и зиккуратах; пятиугольники — в декоративных элементах и так далее.

Тем не менее существуют и другие структуры. Рон Эглэш, антрополог Политехнического института Ренсселера (штат Нью-Йорк), занимался изучением архитектуры, скульптуры, рисунков на ткани, игр и других явлений культуры африканских народов. Эглэш заметил, что для разных культур характерны различные формы и шаблоны. Города Европы и Америки представляют собой сетку прямых улиц, пересекающихся под прямыми углами. Традиционные африканские поселения, напротив,