Обман. Философско-психологический анализ [Давид Израилевич Дубровский] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Дубровский Давид Израилевич «ОБМАН» Философско-психологический анализ



Об авторе



Дубровский Давид Израилевич — 1929 г. рождения.

Участник Великой Отечественной войны. Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук (РАН), Сопредседатель Научного Совета РАН по методологии искусственного интеллекта. Автор более 250 научных работ, посвященных проблеме «Сознание и мозг», вопросам теории познания, анализу ценностно-смысловых и деятельно-волевых структур сознания, бессознательной сферы психики, методологическим проблемам искусственного интеллекта. Много лет занимается восточными единоборствами, обладатель черного пояса каратэ-до с 1985 г. Невзирая на возраст, продолжает руководить двумя группами своих учеников (одна из которых состоит из сотрудников Института философии РАН).

Это первая и, к сожалению, пока единственная книга в нашей философской литературе, специально посвященная обману — столь повсеместному явлению, пронизывающему все поры нашей личной и общественной жизни. Фундаментальная ценность правды понятна каждому. Но представьте себе, что произошло бы в жизни людей, в политике, экономике и т. п., если бы вдруг все люди перестали обманывать, говорили только правду?

Автор ставил своей целью: рассмотреть и по возможности упорядочить чрезвычайно многообразные проявления обмана, осмыслить такие феномены как добродетельный обман, полуправда, самообман, опираясь на философские, психологические, исторические материалы и произведения художественной литературы. В приложении помещены статьи, которые позволяют углубить понимание отдельных вопросов обсуждаемой темы.

Предисловие ко второму изданию

Эта небольшая книга была написана еще в конце так называемого периода перестройки и опубликована 16 лет тому назад. За это время в России произошло становление информационного общества, столь резко изменившего всю нашу социальную и личную жизнь. Впору бы написать другую книгу о явлениях обмана. Новые формы и средства коммуникации, несомненно, повлияли на способы и масштабы обманных действий, привели к более изощренным методам манипуляции индивидуальным и массовым сознанием. Но суть обмана, конечно, осталась прежней, такой, как и во все века. В ходу всё те же разновидности обмана и связанные с ними социальные игры.

Поэтому, когда мне предложили переиздать книгу, я согласился, так как наша философская литература по этой актуальной тематике остается весьма бедной. Если в 80-е годы вышло несколько содержательных статей по проблеме обмана[1], то потом такого рода публикации трудно припомнить. Конечно, этой теме уделялось много места в публицистике, появлялись психологические исследования тех или иных ее вопросов[2], выходили компилятивные издания для массового читателя, большей частью наспех сработанные, не отличавшиеся профессиональной компетентностью. И лишь в самое последнее время тема обмана привлекла внимание довольно широкого круга философов. Я имею в виду дискуссию, проведенную в секторе этики Института философии РАН по поводу статьи И. Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия». Организованная по инициативе Р.Г. Апресяна, она оказалась весьма продуктивной: ее участники не только обсудили многие актуальные вопросы, связанные с проблематикой обмана, но и коснулись задач развития этики в современных условиях. Материалы дискуссии были опубликованы в виде статей ее участников и представляют значительный вклад в разработку проблемы обмана[3]. (Мое участие в дискуссии отображено в виде статьи «Еще раз о проблеме добродетельного обмана. Кант и современность», помещенной в разделе «Приложения» в данной книге).

Вместе с тем многие вопросы, относящиеся к проблеме обмана, нуждаются в дальнейших серьезных исследованиях. Это касается рассмотрения взаимосвязей онтологических, гносеологических, аксиологических и праксеологических аспектов обмана как фундаментального фактора социальных коммуникаций. Сюда относится и задача исследования явлений самообмана, их места в процессах саморегуляции и самопознания. Остается актуальным анализ понятия правды в его отношениях к понятию истины, связанный с этим круг эпистемологических, и аксиологических вопросов, анализ феномена «полуправды», играющего важную роль в конструировании результативных обманных действий. В современных условиях на первый план выдвигается разработка теоретических вопросов разоблачения обмана, способов манипуляции сознанием, герменевтических подходов к постижению подлинных мотивов и смыслов сообщения. Заслуживают внимания философов и гуманитариев естественнонаучные