Страна карнавала: Несколько эссе о бразильской культуре [Наталья Сергеевна Константинова] (pdf) читать постранично, страница - 33

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

бразильцы выбирают ту ре­
лигию, которая по тем или иным причинам кажется им
наиболее привлекательной. И все чаще такой религией
становится не традиционный католицизм, а протестан­
тизм — точнее, некоторые версии евангелической церк­
ви, к которой на сегодняшний день принадлежат около
б миллионов верующих страны. И пока социологи, поли­
тики, антропологи и т.д. ломают голову, интерпретируя с
самых разных точек зрения этот процесс, число протес­
тантов стремительно растет: "...феномен напоминает гол­
ливудские эпопеи на библейские сюжеты: миллионы дей­
ствующих лиц, новые апостолы, толпы статистов, метафо­
ры глубочайших страданий, предшествующих обраще­
нию, и несказанного счастья и радости после того, как оно
свершилось"1.

* Статистические
(1998).

показатели

соответствуют

85

времени

публикации

Сравнение может быть признано удачным. Однако
оно отражает лишь внешнюю картину происходящего,
а не суть его. А в чем она, эта суть?

Кто ©стзь кто?
В сегодняшней Бразилии евангелическую паству можно
условно разделить на исторических евангелистов, пятиде­
сятников и неопятидесятников. Причем именно ряды по­
следних растут наиболее бурно.
Так называемые исторические евангелисты строго
следуют канонам, восходящим к эпохе Реформации. Это
баптисты, пресвитериане, лютеране и методисты, появив­
шиеся в Бразилии еще в XVIII столетии. Они объединяют
около трети всех евангелистов. Две трети составляют
пятидесятники и неопятидесятники.
Пятидесятники, в свою очередь, продолжают тради­
ции протестантского течения США, но возникшего в на­
чале XIX века. Как и пятидесятники других стран, они по­
клоняются Святому Духу, сошедшему, согласно Библии,
на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, в ре­
зультате чего те якобы и обрели дар пророчества. Особое
значение в этих общинах придается глоссолалии — “гово­
рению на иноязыках", иными словами, "говорению" в со­
стоянии глубокого религиозного экстаза, а также божест­
венному исцелению. Службы пятидесятников и их обря­
ды отличаются исключительным эмоциональным на­
калом, нередко приводящим к состоянию коллективно­
го транса. Пятидесятники появились в Бразилии в 1910 го­
ду. Они объединены так называемой Божественной ас­
самблеей — самой крупной евангелической церковью
страны.
И наконец, самые "молодые" из бразильских евангели­
стов — неопятидесятники. Они появились лишь в 70-е го­
ды XIX столетия, когда стали возникать церкви нового на­
правления. Помимо безоговорочного почитания Святого
Духа неопятидесятники придают первостепенное значе­

86

ние присущему ему дару исцеления и неразрывно связан­
ному с ним ритуалу экзорцизма — изгнания злых духов,
которое они называют "освобождением". Квинтэссенция
существования выражается, по их мнению, в достигшей
апогея борьбе Бога и дьявола. Неопятидесятники рассмат­
ривают любые религиозные учения, противоречащие их
доктрине, как демонические. Духовным центром неопяти­
десятников на протяжении вот уже более двух десятиле­
тий является Универсальная церковь Царства Божьего,
возглавляемая епископом Эдиром Маседу.

О ч