Южный фронтир: Россия — Украина — Донбасс [Нина Сергеевна Ищенко] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

периферии формируются и разрушаются субкультуры и маргинальные группы.

Культурное ядро включает в себя культурные архетипы и культурные темы, функционирующие в панхронной памяти культуры. Память культуры содержит не только ментифакты и тексты, но и способы их актуализации. На культурной периферии формируются антисистемы — маргинальные группы особого типа, разрушающие культурное ядро. Антисистемы реализуют культурные темы, антагонистичные содержанию культурного ядра. Антисистемы могут формироваться в самом обществе, представляя собой инобытие культуры, а могут заимствовать свои культурные темы извне. В любом случае взаимодействие культурного ядра с антисистемой происходит в формате межкультурной коммуникации.

В процессе межкультурной коммуникации в зоне культурной границы формируется гетерообраз — образ Другого. Взаимодействие гетерообраза и автообраза (образа собственной культуры) возможно в трех модусах: иного, чужого и врага. В модусе иного другой представляется интересным и привлекательным, в модусе чужого диалог с ним блокируется, в модусе врага он подлежит уничтожению как носитель ценностей, противоположных ценностям, воплощенным в автообразе. Антисистемы выстраивают гетерообраз носителей атакуемой культуры в модусе врага.

Для изменения культурного ядра в современном обществе используются технологии манипуляции общественным сознанием, сформированные в новых системах управления поведением на основе перформации в ризомных структурах информационного пространства.

Манипуляция представляет собой скрытое духовное воздействие, провоцирующее объект на некоторое заданное поведение. Если такое воздействие носит постоянный характер, возможно изменение культурной идентичности объекта в ходе навязывания новых ролей в социальном взаимодействии. Опознание всеми сторонами социальной коммуникации мифологических архетипов в своих ситуативных ролях носит название идеологической интерпелляции. Если интерпеллируемый признал себя в навязанной ему роли и реализуется в рамках заданного гетерообраза, интерпелляция подействовала. Заданная антисистемой интерпелляция, направленная на разрушение культурного ядра, реализуется с помощью современных систем управления поведением.

Философский анализ современных систем управления поведением вскрывает диалектику индивидуальной свободы и новых форм порабощения человека. Примат полной свободы личности, нормативный в европейской культуре, требует разрушения социальных общностей, основанных на культурных традициях ради провозглашаемой свободы индивида. В современной либеральной идеологии постулируется искусственный характер любых традиций, откуда вытекает возможность их произвольного изменения по желанию отдельного человека. В результате развиваются технологии манипуляции общественным сознанием, методики искусственного конструирования идентичностей, навязывания этих конструктов путем агрессивной пропаганды и перформативных стратегий управления.

Перформация представляет собой деятельностное освоение человеком социальных практик. На основе перформативных механизмов социальной регуляции формируются методы управления человеком. Совместное действие больших групп людей возможно как результат усвоения одинаковых методик достижения ценностно-положительного результата. В обществах модерна одинаковые методы социального действия человек усваивает в ходе социализации через деятельность в рамках таких институтов как школа, армия, больница, университет. В обществах метамодерна к этим структурам добавляются такие методы регулирования поведения как мода и подражание. Информационные технологии позволяют регулировать такие сферы жизни человека, которые были недоступны предыдущим системам наблюдения и контроля. Блоги, каналы, соцсети в Интернете задают стандарт поведения в сфере повседневной жизни, продуцируют нормы само-презентации в обществе, правила дружеского общения и так далее. Работа с лидерами мнений позволяет контролировать обширные сегменты информационного пространства и внедрять в социальную практику сконструированные идентичности, которые затем усваиваются путем перформации.

В основе конструирования новых идентичностей часто лежит не логически связная философская, религиозная, идеологическая система, а ризомная структура, по-своему соединяющая информацию, существующую в информационном пространстве. Ризома является несвязным набором мнений и представлений, включающим разные идеи путем свободной ассоциации, без осознания логических связей и противоречий между ними. В качестве субъекта информационного пространства можно выделить социальную группу и субкультуру. Социальная группа продуцирует в информационном пространстве системные комплексы идей, что обусловлено единым социальным интересом, в то время как субкультура продуцирует информацию, объединенную по принципу ризомы. Выявление принципов