Южный фронтир: Россия — Украина — Донбасс [Нина Сергеевна Ищенко] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

основной характеристикой русской культуры в целом. Дуальность не свойственна другим культурам, в частности, европейской. Именно эта модель актуализуется в современной украинской культуре, определяя ее принадлежность к русскому культурному пространству.

Третья глава «Культуроцид русских на Украине» посвящена текущим культурным процессам на Украине в связи с положением русских в этой стране. В центре рассмотрения находится стигматизация и дегуманизация русских Украины, приводящая к дискриминации, легитимации насилия и дискриминационной войне. Целью стигматизации и дегуманизации русских является также трансформация культурной и цивилизационной идентичности этой группы населения Украины. Дискриминационную войну против своего бывшего русского населения Украина ведет в Донбассе с 2014 года. С этого же времени трансформация цивилизационной идентичности русских Украины перешла в активную фазу и поддерживается на государственном уровне.

Дискриминационная война возникает вследствие лишения субъектности одной из сторон военного конфликта. Для лишения субъектности используется стигматизация, дегуманизация и объявление противника врагом абстрактной ценности — прав человека, культурной темы западной цивилизации. Всякий, выступающий против прав человека, полностью лишается статуса человека и любой субъектности. Такая лишенная субъектности сторона выводится за рамки действия международных конвенций и гуманистического законодательства. Вторая сторона, объявившая себя на стороне прав человека, получает общественное одобрение любому насилию, предпринятому против лишенного субъектности антагониста. Традиционная концепция войны за территорию полностью отсутствует в общественном сознании украинского общества, а поведение украинской стороны и отношение общества к ситуации в Донбассе формируется на основе концепции дискриминационной войны, один из участников которой — русские Донбасса — дегуманизирован, лишен социальной и политической субъектности, права иметь свои интересы и отстаивать их.

Культурные процессы в разных слоях украинского общества в предвоенный и в военный период демонстрируют постепенное расширение ареала стигматизации и дегуманизации русских Украины.

В информационном пространстве на началах гражданского общества стигматизацией и дегуманизацией русских Украины занималось Интернет-сообщество Фофудья. Это сообщество действовало в кириллическом сегменте Интернета с 2008 года, изобретая термины-антагонисты, стигматизирующие и дегуманизирующие русских, и закрепляя позитивные коннотации терминов «бандеровцы» и «фашисты». Созданный Фофудьей образ коллективного антагониста включает следующие черты: это русский, прихожанин православной церкви, возможно, человек советских убеждений, говорящий на русском языке. Деятельность Фофудьи усилила стигматизацию в публичном пространстве носителей этих признаков, и подготовила общественное мнение украинцев к легитимации насилия в отношении русских Украины.

Стигматизация и дегуманизация проводится с целью запустить и ускорить смену цивилизационной идентичности русских. Смена культурной и цивилизационной идентичности в обществе предваряется работой по разрушению культурного ядра. Решающую роль в этом процессе играют субкультуры, реализующие культурных темы, антагонистичные содержанию культурного ядра. В украинском обществе такая субкультура сложилась на базе националистической идеологии. Деятельность украинских националистов, которые выступают как малый народ, направлена на разрушение русской культурной и цивилизационной идентичности большого народа, русских Украины. Украинский малый народ инвертирует русские культурные темы в своей пропаганде (Великая Отечественная война), а также работает с проблемными культурными зонами (Гражданская война, религиозный раскол), разрушающими общественную солидарность.

В 2013–2014 гг. малый народ Украины, украинские националисты, стал ударной силой государственного переворота — так называемой Революции достоинства или Евромайдана. Успех политтехнологических манипулятивных технологий, использованных для организации государственных переворотов путем так называемого мирного протеста, обеспечен культурными причинами.

Реализация сценария цветной революции, включающего сакральную жертву среди протестующих, опирается на мифологические пласты общественного сознания, представленные в категориях философии мифологии Шеллинга: теогониче-ский процесс, сукцессивный политеизм, царство Кроноса, огненная жертва, разрушающая царство Кроноса. Материалы украинской пропаганды периода Евромайдана 2014 года показывает, что специфические черты царства Кроноса воспроизводятся при подготовке к цветным революциям при описании реальности того государственного строя, который планируется свергнуть. Архетип сакральной жертвы был актуализирован в антисоветской пропаганде периода