name=t365>
353
M. Beauregard, C. Courtemanche, and V. Paquette, “Brain Activity in Near-Death Experiencers During a Meditative State,” Resuscitation 80 (2009): 1006-10.
(
обратно)
354
Kelly and Grosso, “Mystical Experience.”
(
обратно)
355
Gordon Wasson, Soma: Divine Mushroom of Immortality (New York: Harcourt Brace & World, 1968).
(
обратно)
356
Aldous Huxley, The Doors of Perception (New York: Harper & Row, 1954).
(
обратно)
357
Huston Smith, The Religions of Man (New York: Harper, 1958).
(
обратно)
358
Huston Smith, Empirical Metaphysics, http://www.psychedelic-library.org/books/ecstatic5.html.
(
обратно)
359
Как человек, переживший так называемый спонтанный мистический опыт (вместе с состояниями космического сознания) и духовные опыты, вызванные употреблением психоделических веществ, я могу свидетельствовать, что порой бывает трудно различить с эмпирической точки зрения эти две категории опыта.
(
обратно)
360
Stace, Mysticism and Philosophy.
(
обратно)
361
R. R. Griffiths, W. A. Richards, U. McCann, R. Jesse, “Psilocybin Can Occasion Mystical-Type Experiences Having Substantial and Sustained Personal Meaning and Spiritual Significance,” Psychopharmacology 187 (2006): 268-83.
(
обратно)
362
R. R. Griffiths, W. A. Richards, M. Johnson, U. McCann, R. Jesse, “Mystical-Type Experiences Occasioned by Psilocybin Mediate the Attribution of Personal Meaning and Spiritual Significance 14 Months Later,” Journal of Psychopharmacology 22 (2008): 621-32.
(
обратно)
363
Tierney J., “Hallucinogens Have Doctors Tuning In Again,” New York Times, April 11, 2010.
(
обратно)
364
Grof and Bennett, Holotropic Mind.
(
обратно)
365
Hopwood Jeans, The Mysterious Universe (Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press, 1930), 137.
(
обратно)
366
B. Greyson, “Cosmological Implications of Near-Death Experiences,” Journal of Cosmology 14, 2011), http://journalofcosmology.com/Consciousness129.html.
(
обратно)
367
Методы нейробиологии позволяют исследователям измерять физические и химические корреляты ментальных событий, а не сами ментальные события. Корреляты между ментальной активностью и мозговой активностью не подразумевают причинной обусловленности и тождественности. К примеру, нейробиологи могут с помощью ЭЭГ записать электрическую активность мозга на коже головы добровольного участника исследований в то время, пока он испытывает некие чувства. Но записанная ЭЭГ-активность – совсем не то, что чувства, которые испытывают участники опыта. Корреляция между электрической активностью и изменением эмоционального состояния участников не означает, что изменения в ЭЭГ обуславливают чувства.
Ошибочное убеждение, будто бы ментальные события идентичны их нейронным коррелятам, по-прежнему бытует среди авторов научно-популярной литературы, журналистов и нейробиологов, и оно приводит к тому, что получило название «мереологического заблуждения»: ошибочному приписыванию ментальных свойств частям мозга (или самому мозгу – см.: M. R. Bennett and P. M. S. Hacker, Philosophical Foundations of Neuroscience, New York, Blackwell, 2003). Как отмечает психолог-исследователь и специалист по философии науки Саулу де Фрейташ Араужу, материалисты, совершающие эту ошибку, возвышают мозг до всесильной физической сущности и ищут в его свойствах базовые объяснения всех ментальных феноменов. Они не учитывают, что не только участки мозга, но и люди в целом сознают, воспринимают, мыслят, чувствуют, верят и принимают решения.
(
обратно)
368
http://www.word-gems.com/mind.html.
(
обратно)
369
Fritjof Capra, The Tao of Physics (Boston: Shambhala, 1975).
(
обратно)
370
http://quantumenigma.com/nutshell/notable-quotes-on-quantumphysics/?phpMyAdmin=54029d98bao71eecoc69ff5c106b9539l.
(
обратно)
371
B. Rosenblum and F. Kuttner, Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness (New York: Oxford Univ. Press, 2006).
(
обратно)
372
Wolfgang Pauli, The Influence of Archetypal Ideas on the Scientific Theories of Kepler: The Interpretation of Nature and the Psyche (London: Routledge & Kegan Paul, 1955).
(
обратно)
373
M. Kafatos and R. Nadeau, The Conscious Universe: Parts and Wholes in Physical Reality (New York: Springer, 1999).
(
обратно)
374
Но Саулу де Фрейташ Араужу показал, что это пророческое убеждение уже было признано сторонниками материализма в XVIII веке: S. De Freitas Araujo, “Materialism’s Eternal Return: Recurrent Patterns of Materialistic Explanations of Mental Phenomena,” in Exploring the Frontiers of the Mind-Brain Relationship, ed. A. Moreira-Almeida and F. Santana Santos (New York: Springer, in press).
(
обратно)
375
Открытия квантовой механики и результаты, рассмотренные в этой книге, дают нам возможность мельком увидеть эту зарождающуюся модель, о которой уже написали некоторые авторы. Заинтересованные читатели могут обратиться к трудам Уиллиса Хармена, Ричарда
Последние комментарии
1 час 46 минут назад
6 часов 1 минута назад
8 часов 19 минут назад
10 часов 9 минут назад
15 часов 54 минут назад
16 часов 29 секунд назад