Православная философия и наука [Денис Роиннович Гаврилов] (fb2) читать постранично, страница - 28


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

свою душу, выменяв её на магическое знание, удовольствия и власть. Помимо прочего, он получает силу вызывать персонажей греческой мифологии, включая Елену Троянскую. Но в итоге Фауст вынужден заплатить цену и отправиться в ад.

«Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему осталось времени». С точки зрения юнгианской психологии именно это произошло в 16 веке и в эпоху Реформации. Разумеется, люди того времени и не думали о какой-то «сделке», но с точки зрения бессознательного именно она и произошла. Создание легенды о Фаусте есть компенсаторная фантазия, которая об этом процессе сообщает нам. Если с марксисткой точки зрения творчество является экономическим продуктом классов антагонистов, то с точки зрения психологии это несомненно проецирование человеческого бессознательного своей эпохи. По творчеству можно понять эпоху и те смыслы, которые она несла. Юнг подметил это и у Ницше: «Сказав, что Бог умер, Ницше выразил истину, актуальную для большей части Европы. Она оказала влияние на людей не потому, что он так сказал, а потому, что он выразил распространённый психологический факт».

Выход из сложившегося положения Юнг видит в процессе индивидуации. Индивидуация – это процесс, посредством которого эго сталкивается с Самостью (живым богообразом) и устанавливает с ней связь. Когда это происходит, человек заново обретает утраченный богообраз внутри себя. Сам по себе этот процесс распространён у людей, ищущих своей цели: «Всегда были люди, неудовлетворённые доминантами сознательной жизни. Они отправлялись скрытыми и явными путями к уничтожению или спасению – чтобы отыскать прямое соприкосновение с вечными корнями и, следуя соблазнам беспокойной бессознательной психе, очутиться в пустыне, где, подобно Иисусу, они выступают против сына тьмы». Поэтому один древний алхимик (а он был священником) молился: «Очисти страшную тьму нашего ума, пролей свет на наше сознание. Автор этой сентенции должен был понимать опыт нигредо, первый этап работы, который в алхимии ощущался как «меланхолия» и ныне соответствует столкновению с тенью в психотерапии.

Эдингер подчёркивает, что первостепенная опасность индивидуации – это склонность эго идентифицировать себя с Самостью, что приводит к атеистической инфляции. Это та опасность, перед которой стоит современный человек. Обратная сторона медали – это отчуждённость, состояние отделённости от Самости, ведущее к отчаянию. Между этими Сциллой и Харибдой лежит дорога индивидуации, в процессе которой эго сознательно объединяется с Самостью, но не идентифицирует себя с ней.

Современная теория психологии в большей степени пошла за Фрейдом, который по большему счёту олицетворяет всепорочность своих больных. Но большие возможности реального психического познания можно усмотреть именно в работах Юнга, которые, впрочем, всё равно не следует считать безусловно истинными. Критику его «четверицы» как матрицы Самости мы рассмотрим в другом разделе нашей работы.