Туристскими тропами Крыма: Путеводитель [Валентина Алексеевна Махнева] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

императрицы, пробили нижний ряд окон. Лишь специальные реставрационные работы помогли восстановить первоначальные росписи и архитектурный облик некоторых помещений.

Бахчисарайский музей имеет два отдела: археологический и исторический. Экспонирующийся археологический материал, полученный при раскопках в юго-западной части полуострова, дает представление об истории Крыма с древнейших времен. Интересен раздел о так называемых «пещерных городах». Некоторые из них вы посетите на пешеходных маршрутах, поэтому полезно будет предварительно ознакомиться с экспозицией. В историческом отделе музея экспонаты посвящены истории Крымского ханства, русско-турецким войнам XVII―XVIII вв., прославленному полководцу А. В. Суворову, который жил в Бахчисарае около года (1778―1779), будучи командующим русскими войсками в Крыму. Специальная комната отведена для экспонатов, рассказывающих о пребывании здесь А. С. Пушкина и его произведений «Бахчисарайский фонтан».

С Бахчисараем связано немало событий, происходивших в Крыму в различные исторические периоды. В дни первой обороны Севастополя (1854―1855 гг.) в бывшем ханском дворце находился госпиталь. В нем размещался госпиталь и во время Великой Отечественной войны. В 1941 г. из партийного и советского актива города был сформирован партизанский отряд. Командиром отряда стал К. Н. Сизов, а после его гибели М. А. Македонский, комиссаром — первый секретарь Бахчисарайского райкома партии В. И. Черный.

В самом Бахчисарае в период временной оккупации действовала подпольная патриотическая группа под руководством коммунистов А. М. Болека и И. Л. Касиева. Немногим из подпольщиков удалось дожить до светлого часа освобождения, большинство их погибло в застенках гестапо…

13 апреля 1944 г. партизаны шестой бригады Южного соединения под командованием М. Ф. Самойленко помогли Советской Армии изгнать фашистов из Бахчисарая. В конце экскурсии следует осмотреть братское кладбище воинов, погибших при освобождении города. Оно расположено здесь же, на территории музея.

На второй день туристы из Бахчисарая совершают пеший поход в «пещерный город» Чуфут-Кале, расположенный в трех километрах от туристской базы. Тропа, ведущая к Чуфут-Кале, идет в восточном направлении по каменистому плато, затем пересекает небольшую балку Канлы-Дере. В этом месте в 1952―1956 гг. археологом А. А. Формозовым была обнаружена и исследована стоянка первобытного человека, жившего в мустьерскую эпоху — свыше 40 тысяч лет назад. Наряду с костями животных и орудиями труда из кремня найден костяк ребенка полутора лет. Это переходный тип от неандертальца к человеку современного облика. Стоянка, получившая название Старосельской, имеет мировую известность.

Поднявшись снова на плато, вы подходите к крутым, обрывистым скалам. Внизу, в глубоком живописном ущелье Майрем-Дере (овраг Марии), расположились строения бывшего Успенского монастыря. На противоположной стороне ущелья видны следы каменных ступеней, ведущих к естественным навесам и искусственным пещерам. Сразу появляется желание рассмотреть все это поближе. Но как преодолеть многометровую крутизну обрывистых скал? Оказывается, жившие здесь некогда монахи вырубили в отвесной скале 84 ступеньки, по которым вы легко спускаетесь прямо к пещерному храму бывшего монастыря. Снизу в него ведет широкая каменная лестница. И эта лестница, и кельи, и церковь вырублены в толще известняковой скалы.

Монастырь был основан, предположительно, в конце VIII — начале IX в. н. э. монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии от притеснений императорской власти. Во время нашествия татаро-монголов в 1299 г. в юго-западном Крыму погибло много пещерных монастырей, но Успенский продолжал существовать еще несколько веков. Он был центром крымской епархии.

В 1778 г. русское правительство через православное духовенство добилось переселения христианского населения полуострова в Приазовье. Там выходцами из Крыма был основан город Мариуполь (ныне Жданов), а также села Ялта, Керменчик, Ласпи и другие, сохранившие до сих пор эти названия. Цель переселения состояла в том, чтобы экономически ослабить Крымское ханство, поскольку в нем именно православное население занималось земледелием и ремеслами. После ухода христиан монастырь захирел и постепенно пришел в запустение. Только в 1850 г. он был снова открыт под названием Успенский скит.

В годы гражданской войны монастырь стал убежищем контрреволюционеров, местом заговора против Советской власти. В доме игумена заговорщики хранили оружие. Они были разгромлены бахчисарайскими красногвардейцами, которыми командовал С. С. Мануйлов. Успенский монастырь прекратил свое существование в 1921 г.


Там Чуфут-Кале.


Дальше наш путь идет среди ореховых деревьев к конечной цели — Чуфут-Кале. Широкая тропа проходит мимо братского кладбища. Над белыми памятниками низко склонились ветви