Психе. Экзистенциально-психологический анализ психического. Патопсихология. Экзистенциально-психологический анализ [Николай Михайлович Ильин] (fb2) читать постранично, страница - 39


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

категории психического бытия, в котором всё подчинено системой отношений.

В антропологии выделяют категорию психодинамики, которая рассматривает жизненные условия с позиций защиты как психического и физического в противостоянии через переживания стресса.


По его мнению, он справедливо отмечает, что «когда Эго угрожает опасность, сопротивление возрастает и приводит к таким негативным состояниям как гнев, сильный страх, агрессии, депрессии и тому подобное».

К психической картине реальной опасности «ум останавливается, вы становитесь полностью присутствующим в Сейчас и вашими действиями начинает управлять нечто такое, что намного сильнее вас».

Он выводит категории проявленного и непроявленного. Эти категории возможно нужно отнести к осознанному присутствию, причем, непроявленное осознаётся через органы чувств. Эти спорные категорию лучше отнести к бессознательному, интуитивному, что находятся в компетенции психотерапевтического интереса.

Таких аналогий можно привести достаточно много. Выводя категорию внутреннего тела, он связывает его с непроявленным и говорит, что оно «эманирует» сознание. Такое заключение можно отнести к философии дзэн-буддизма.

Рассматривая категорию сдача, он говорит о внутреннем сопротивлении, как «ментально-эмоциональом сопротивлении, с ощущением отделенности от проявленному миру форм. Выделяя эту категорию, он вводит феномен отдельности, как феномен «основу идентичности Эго … обособленности от других людей, от того, что вас окружает, от здесь-и-сейчас».

Способность индивида к «открытости миру», как онтологической потребности к диалогу в экзистенциальном сознании понимается как индивидуальность – Личность. Это социально-психологическое понятие, приемлемое к применению в экзистенциальном анализе. Э. Толли в изложении основного материала использует личностные категории.

Самопознавая себя, индивид сознаёт себя в собственной личности через категорию «Я».

Аутентичная личность с автономностью и внутренней свободой обязана иметь способность отвечать за себя и нести нагрузку со смысловой ответственностью в метафизическом мире. Взаимодействие в экзистенциальном присутствии возможно только при условии понимания и конгруентности, то есть соответствии представлений мирности и самосознания в его категории Эго.


Э.Толли, в психическом окружении индивида выделяет «влияние культурных факторов, связанных с местом проживания и историческим периодом на который приходится ваша жизнь».

В психологическом аспекте он выделяет внешнюю цель, которая относится к будущему, в которой запланирована бытийность индивида во всём её многообразии. Внутренняя цель направлена на углубление вашего Бытия в «вертикальном измерении, вне временного Сейчас».

Заслуживает внимания выделенная им категория: «коллективный эгоистический ум», который он считал «как самое опасное, безумное и разрушительное из всего, что есть на Земле». Эта категория социальной психологии и не рассматривается в этой книге.

Э. Толли предлагает вывод, что «большинство людей либо вообще не переживало состояний присутствия, либо крайне редко ….они переживаются между сознанием и бессознательным, или лишь между разными уровнями бессознательного». Экзистенциальная психология не допускает существования такого феномена, так как такие варианты Бытия являются биологически невозможны, но, в определённой ситуации психотравм, вероятны.

Противоречивым и амбивалентным следует считать его заключение: «Бытие не может стать объектом знания. В нём субъект и объект сливаются в одно целое». Наверное, содержание его труда – это и есть исследование, в какой-то мере, Бытия человека во многих сферах.

Неожиданным и противоречивым заключением Э. Толли является: «Вы не- отделимы от вашего сознания, и не существует никакого объективного мира за его пределами». Такое заключение можно отнести к крайнему субъективизму. Но в своём трактате он излагается феноменологией экзистенциальной психологии, которая исходит из дуалистического подхода антологии человека. Хотя бы его «его паттерны эго сопротивления, контроля, жадности, защиты и нападения» следует относить к действительности, «мирности», которые выходят за пределы бытия-в-мире и подразумевают реальность вне себя.

По его мнению «многие люди слишком прочно идентифицируют себя с явленным миром. Они несут в себе слишком много остаточного сопротивления, слишком много страха, слишком сильную привязанность к эмоциональным переживаниям».


Он объясняет эту зависимость отношением со своим «я». По его мнению, вам приходится раздваиваться на «я» и «себя», на объект и субъект. «Эта порожденная умом двойственность является основной причиной всех ненужных осложнении, проблем и конфликтов».

Решение экзистенциальной стагнации он находит в отказе идентифицировать себя с мышлением и стать «наблюдателем своих мыслей и поступков», особенно