Патриарх Павел. Святой наших дней [Жан-Клод Ларше] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

интересовали. Поговорить же об этом с одним из профессоров мне казалось неудобным – меня могли заподозрить в ереси или не знаю в чем еще. В том возрасте, когда вас одолевают всякого рода мысли, я долго носил этот вопрос в себе, пока не нашел ответа у блаженного Августина, объяснение которого базируется на его концепции времени. Время, говорит он, единственная длительность, которая обладает прошлым, настоящим и будущим. Прошлое было, и поэтому его больше нет; будущее будет, поэтому его также нет; что же тогда есть? Есть настоящее, но оно тоже почти не существует, поскольку это – только точка соприкосновения прошлого и будущего, точка, где будущее не перестает оказываться в прошлом. Время имеет значение для тварных существ, для материи, мира и тем более для нас, людей. Мы живем и размышляем во временных, пространственных и числовых категориях. Но оно не имеет значения для Бога. Для Него нет ни прошлого, ни будущего, но только вечное настоящее; когда мы говорим, что что-нибудь произойдет, то это произойдет только для нас, а не для Него. Это позволило мне решить мою проблему. Не случись этого, с изучением богословия было бы покончено».

Патриарх вспоминает, что не только сомнения, но и страх часто одолевали его, и чтобы его победить, необходимо было учиться терпению и доверию к Богу:

«Испытывать страх – очень по-человечески. Со временем мы замечаем, что неудачи и переживания имеют свой смысл. Я вспоминаю, как однажды отправился пешком в один монастырь. Дорога была длинной, шел ливень, а у меня не было зонта. Земля под ногами была мокрой, глинистой, я едва мог переставлять ноги. Тогда я думал: “За что, Господи? Я же не в кабак иду, почему мне это послано?” И тогда я сказал сам себе: “Где твои терпение и надежда?” Когда вы способны принять то, что случается, и доверяете Богу, все становится на свои места»4.

После всего лишь шести лет в семинарии Сараева Гойко в 1936 году поступил на богословский факультет в Белграде. Жил он сперва у родителей отца, а потом – в студенческих общежитиях.

Начав обучение богословию, он параллельно завершает свое образование в 1940 году в белградской гимназии, где получает степень бакалавра.

Служба в армии и война

В августе 1940 года Гойко поступает на военную службу в госпитале в Зажичаре. Срок его службы был сокращен до шести месяцев, что предоставлялось семинаристам, которым надлежало стать священниками или монахами в течение двух последующих лет.

Он поступает на медицинский факультет, продолжая вместе с тем и свое богословское образование, ибо намерен стать священником и врачом. Но разразилась война, изучение медицины было остановлено на втором курсе.

Гойко возвращается в родную деревню. Однако союзник нацистов – Хорватское независимое государство, образованное с вторжением немецких войск в Югославию 6 апреля 1941 года, – начинает вести политику террора в отношении сербов, и он вынужден возвратиться в Белград и примкнуть к толпам беженцев. Чтобы выжить, ему приходится соглашаться на тяжелые строительные работы. Конец этому положил случай. Один из его бывших сокурсников в семинарии, иеромонах Елисей (Попович), привел его в монастырь Святой Троицы в Овчаре, горной области в Центральной Сербии, расположенной по обоим берегам реки Западной Моравы и из-за большего количества монастырей прозванной Сербским Афоном.

В начале осени 1941 года немецкая авиация подвергла монастырь бомбардировке, тем самым создав там условия, почти невозможные для жизни. В 1943 году область была передана болгарам. Гойко скрывается в горах. Вернувшись в монастырь после ухода вражеских войск, ему приходится пережить страшное испытание: он увидел тела убитых и подвергнутых пыткам монахов.

Чудесное исцеление. Монашеское призвание

Спустя некоторое время Гойко покидает монастырь Святой Троицы, чтобы стать преподавателем Закона Божиего в Бане-Ковиляче, в учебном заведении, принимавшем детей беженцев из Боснии. Именно там произойдет событие, которое предопределит судьбу будущего патриарха. В жаркий день, когда он повел детей купаться в Дрине, один из них стал тонуть. Гойко бросается в воду, а спустя некоторое время тяжело заболевает. Диагноз, который ему поставили, – туберкулез. В то время не было современных средств лечения этой болезни, так что почти не оставалось шансов выжить. Врачи сообщили Гойко, что жить ему осталось три месяца.

Юношу принял монастырь Вуяне в селе Прислоница, где в целях безопасности его поместили в изолятор, чтобы никто не смог от него заразиться. Сам же он не терял надежды и не перестал со слезами молиться Богу. Молитвы его были услышаны – начали появляться первые признаки исцеления.

Случай этот стал для него знаковым. Его планы жениться и стать приходским священником резко изменились. С этого времени он направляет свою жизнь по пути монашества.

Послушничество в Благовещенском монастыре