Предания о Кузьме Рощине в фольклоре, литературе и лубке [Игорь Васильевич Турусов] (fb2) читать постранично, страница - 6


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

четырех параграфов, в которых рассматриваются литературные и лубочные произведения об атамане Рощине.

В §3.1. «Атаман Кузьма Рощин в литературе первой половины XIX в.» рассматривается повесть М. Н. Загоскина «Кузьма Рощин» (1836) на фоне интереса к разбойничьей теме в русской литературе 1830‑х гг., вызванного переводными западноевропейскими романами о «благородных» разбойниках и конкретными историческими событиями. Впервые анализируются фольклорные мотивы, содержащиеся в повести. М. Н. Загоскин сохранил место действия (Касимовский уезд Рязанской губернии), время действия (вторая половина XVIII в.), характер разбойных действий шайки Кузьмы Рощина, подтверждающие знакомство автора с историческими документами второй половины XVIII в., имеющими отношение к рассматриваемым событиям, либо с народными преданиями об атамане Рощине. Вместе с тем М. Н. Загоскин дополнил сюжет повести типичными мотивами переводных разбойничьих романов (появление переодетого атамана в помещичьей усадьбе, похищение дочери помещика, погоня, схватка с ее женихом и т. п.), а также создал собственную версию гибели Рощина: казнь раскаявшегося разбойника, раскрыв в ней тему «божьего суда», неотвратимости наказания для преступника.

В §3.2. «Атаман Кузьма Рощин в лубке и народной драме (вторая половина XIX — начала XX вв.)» рассматриваются лубочные повести и драмы. Кузьме Рощину посвящены четырнадцать различных лубочных повестей (известных к настоящему времени). Повести создавались авторами без привлечения фольклорных источников, и тема разбоев Рощина получила в них своеобразное развитие. География его деятельности расширилась от приокских р‑нов до Верхнего и Нижнего Поволжья, некоей северной губернии и даже Москвы и Кавказа, а время действия из конца XVIII столетия переносилось в Смутное время начала XVII в. и даже в эпоху Ивана Грозного. Сюжеты повестей от незамысловатых и примитивных историй о зверствах жестокого атамана разворачивались вплоть до почти «инструкций» по раскаянию и уходу из разбойничьей шайки. Практически во всех повестях Кузьму Рощина ожидает справедливое возмездие: казнь, самоубийство или поимка, т. е. ощущается их явная морализаторская направленность. Эти особенности лубочных повестей о Кузьме Рощине позволяют поставить вопрос о необходимости корректировки представления о исключительно развлекательном характере лубочной литературы.

Большинство лубочных повестей о Рощине представляют собой произведения с оригинальными сюжетами, но имеющие также явные пересечения друг с другом, заимствованные мотивы, детали или отдельные имена. Зависимость лубочных и драматических произведений о Кузьме Рощине от повести М. Н. Загоскина и друг от друга, выявленные в результате их сопоставления, показаны на схеме 1.

В §3.3. «Атаман Рощин в литературе второй половины XX в.» рассматривается повесть Н. П. Ключарева «Железная роза» (1964), посвященной истории возникновения во второй половине XVIII в. выксунских железоплавильных заводов и их основателям — заводчикам Баташовым. Атаман Рощин является одним из героев повести. Н. П. Ключарев использовал некоторые мотивы народных преданий: физическая сила Рощина, разбойные нападения на Оке, пропажа Рощина без вести после боя с отрядом солдат. В то же время Н. П. Ключарев предложил авторскую трактовку событий, создав образ исключительно «благородного» разбойника, организовавшего свой отряд под влиянием речей пугачевского агитатора и из-за мотива личной мести заводчику Баташову, отобравшего у Рощина невесту. Во второй части дилогии «Работные люди» (1984), куда вошла повесть «Железная роза», Н. П. Ключарев совершил окончательную героизацию образа атамана Рощина, рассказав о его гибели во время штурма турецкой крепости Измаил армией Суворова, где Рощин оказался после разгрома своего отряда. Повесть Н. П. Ключарева имела большое распространение в конце XX в. в Выксунском р‑не Нижегородской обл. и, частично, в Меленковском р‑не Владимирской обл.

В §3.4. «Влияние лубочных и литературных произведений об атамане Рощине на народную традицию» рассматривается литературное и лубочное влияние на рощинские предания, выразившееся в следующем.

I. Предания об атамане Рощине появились за пределами их ареала (Ветлужский р‑н Нижегородской обл., Белозерский край).

II. Предания, восходящие к лубочным повестям, являются прямым пересказом, что выражается присутствием:

1) имени Кузьма, восходящего к произведению М. Н. Загоскина;

2) мотивов (разбойничьи песни, казнь Рощина в Москве и др.);

3) лексики в компилятивных пересказах преданий XIX в., характерной для образа разбойника в лубке (свирепый злодей и т. п.).

Наибольшее влияние на предания оказала повесть Н. П. Ключарева, от которой идет изменение социальной характеристики образа Рощина (рабочий, мститель Баташову), а также значительное число мотивов (отбирание Баташовым невесты Рощина, гибель Рощина под Измаилом