Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений [Татьяна Матвеевна Казмалы] (fb2) читать постранично, страница - 10
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
Применение фуги Как самостоятельное произведение. Ей могла предшествовать прелюдия, фантазия или токката. Вместе с фугой они образовывают т.н. составную форму или 2-частный цикл (ХТК И.С.Баха) Как часть более крупной формы – в сюитах, мессах, ораториях, кантатах. В творчестве венских классиков – в сонатах, симфониях, концертах, вариациях. В лирической миниатюре (Шуман) и даже в операх (Верди, Вагнер, Глинка). Первый раздел Тема – относительно законченная музыкальная мысль, оформленная структурно. Проводится в одном из вступающих голосов фуги. Протяжённость темы – от 1 до 10 тактов.
Ответ – проведение темы в другой тональности (для мажора – тональность D, для минора – d). Бывает реальный ответ (без изменений в тональности D) и тональный (изменены начальные звуки темы). Противосложение – контрапункт к ответу, обычно в характере темы, как её продолжение Интермедия – полифоническое построение, находящееся между проведениями темы. Её протяжённость – от 2 до 16 тактов. Средняя часть Признак средней части – проведение темы в параллельной тональности. Тема может проводиться в любых тональностях I степени родства, кроме S. Применяются имитации, модуляции. Может применяться стретта – (лат. «сжато, сокращённо» – проведение темы в виде имитации или канона). В конце средней части возможен органный пункт D. Заключительная часть Тема проводится в основной тональности, обычно на forte. Количество проведений темы – столько же, сколько в экспозиции (1-ом разделе). Заключение может начинаться со стретты. Кода Кода – дополнительное построение после заключительного каданса, часто на тоническом органном пункте.
Методические указания для выполнения задания. При анализе фуги в первую очередь обратите внимание на тему (каков ее характер и протяженность). Определите тип ответа – реальный или тональный, объясните, почему использован тот или иной вид ответа. Найдите все проведения темы, обратите внимание на ее преобразования. Выясните, является ли противосложение удержанным или нет. Определите границу экспозиции и разработочно – репризной части фуги, помня о том, что окончание экспозиции может не совпадать с границей первой части фуги. Чтобы определить окончание первой части фуги, надо найти каденцию, завершающую первую часть. Найдите интермедии. Выясните, имеются ли в фуге дополнительные проведения или контрэкспозиция. При анализе разработочно-репризной части подробно рассмотрите тональный план этого раздела, обратите внимание на преобразования темы, стреттные проведения, определите вид стретты (простая или магистральная). ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для более конструктивного подхода к анализу музыкальных произведений (особенно на начальном этапе изучения данного предмета) рекомендуем пользоваться следующим планом: План целостного анализа произведения Композитор, краткие сведения о нём, его эпохе Жанр произведения, программность (если есть) Форма произведения (название и тип формы) Анализ: – идея, тема, содержание, музыкальные образы – структура произведения, форма в целом, строение каждой части – выразительные средства (мелодия, гармония, ритм, штрихи и др.) – отметить типичные черты, подчеркнуть индивидуальность, неповторимость.
БИБЛИОГРАФИЯ
Анализ вокальных произведений. Под редакцией Коловского. Л., 1988 г. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып. 1. М.: Музыка, 1995 г. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979 г. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967 г. Музыкальная форма. Под общей редакцией Ю.Н.Тюлина. М.: М.: Музыка, 1965 г. Способин И.В. Музыкальная форма (6-е издание). М.: Музыка, 1980 г. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. (2-е издание). М.: Музыка, 1969 г.
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРДЫ.
Последние комментарии
14 часов 37 минут назад
14 часов 38 минут назад
19 часов 56 минут назад
23 часов 38 минут назад
23 часов 59 минут назад
1 день 53 минут назад