Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений [Татьяна Матвеевна Казмалы] (fb2) читать постранично, страница - 9
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
Разработка Разработка носит неустойчивый характер, часто начинается в тональности S (или S-вой группы). Она посвящена развитию материала экспозиции, но встречаются и другие приёмы. Частые модуляции придают характер непрерывного движения, борьбы, волнения. Главный приём – мотивная разработка (на материале ГП, иногда ПП), а также секвентное развитие мотивов, их варьирование и свободное изменение. Мотивы могут резко сталкиваться или сплавляться в единое целое, звучать в контрапунктическом соединении. Разработка не образует определённой формы, состоит из нескольких разделов: – вступительный раздел (краткий) – разработочный (один или несколько) – предыкт – подготавливает вступление репризы В разработке могут встретиться каноны, фугато, фуга. Реприза Функция репризы – уравновешивание формы. Все партии обычно проводятся в главной тональности. Возможно ГП в тональности S и др. С середины XIX в. ПП транспонируется не в главную тональность (в целях гармонического обогащения). Любая партия может содер-жать изменения: расширяться или сокращаться, разрабатываться и т. д. Виды репризы: – неполная реприза – пропущена ГП или ПП – зеркальная – перестановка ГП и ПП (то есть: ПП-ЗП-ГП) – контрапунктическая – контрапунктическое соединение ГП и ПП Кода Кода – завершающая, подытоживающая часть. Она необходима в сонатной форме с сильным драматическим накалом. Кода начинается после последней полной каденции в репризе. Развитые коды введены в сонатную форму (и другие формы) В.А.Моцартом и Л.Бетховеном. У Бетховена это самостоятельная часть формы. Типы код: – кода-обрамление – в ней используются мотивы ГП и ПП, создаётся тематическая арка между началом и завершением форма – кода-заключение – небольшое построение заключительного характера – кода-разработка – заменяет повторение разработки и репризы (сформировалась в творчестве Л.Бетховена)
Особые виды сонатной формы – Сонатина или сонатная форма без разработки Вместо разработки звучит короткая связка или аккорд. Такая форма типична для медленных частей сонатно-симфонического цикла, увертюр к операм и балетам. ГП и ПП не отличаются большой развитостью, а СП и ЗП могут отсутствовать. – Сонатная форма с эпизодом вместо разработки Принадлежит к типу смешанных форм (как и рондо-соната). После окончания Экспозиции вступает новая тема больших масштабов – эпизод. Он выполнен в простой форме, излагается в тональности S, содержит связку к Репризе. Форма встречается в сонатно-симфоническом цикле (1 часть, медленная часть или финал), реже в отдельных пьесах. – Сонатная форма с двойной экспозицией Применяется в первых частях инструментальных концертов (начиная с Моцарта). Принцип соревнования солиста и оркестра (solo и tutti) отразился: – В двойной экспозиции: Ep 1 – ГП – ПП; Ep 2 – ГП – ПП ТТТD Первая Ep более проста и кратка, во второй обновляется ПП Вторая Ep и реприза звучат tutti – Каденция солиста (обычно перед кодой) построена на темах концерта. В XVIII в. каденция не выписывалась, а импровизировалась исполнителем. Начиная с Л.Бетховена – сочиняется композитором, выписывается в нотном тексте.
ЗАДАНИЕ:
Сонаты для анализа: В. Моцарт– D-dur KV 284, 1 часть; Й. Гайдн– №5 C-dur, 1 часть; №6 cis-moll, 1 часть.
МОДУЛЬ 7. ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Полифония (греч. – «много звуков») – вид многоголосия, в котором каждый голос имеет самостоятельную линию развития. Для полифонической музыки характерны текучесть, непрерывность развития голосов, разновремéнное вступление голосов, несовпадение кульми-наций, кадансов, главенство мелодического движения по горизонтали. Полифония бывает: – контрастная – все голоса построены на разных темах – имитационная – все голоса построены на одной теме и её развитии – подголосочная – вариационное развитие темы в разных голосах (в народной музыке). Пропоста – первый вступивший голос с темой Риспоста – повторяющий тему голосКанон (греч. –«закон») – музыкальная форма, в основе которой – проведение в риспосте не только темы, но и противосложений. Канон бывает простой (на 1 тему) и сложный (на несколько тем). Конечный и бесконечный (окончание может непосредственно влиться в начало канона). 1-й голос: А ║. 1 2 3 4 А.║ 2-й голос: ║˙ А 1 2 3 4 ˙║ Канон может быть самостоятельным произведением или частью более крупной формы: фуги, сонатного allegro, финала сонаты или симфонии и др. Фуга (итал. – «бег, бегство, быстрое течение») – наивысшая форма имитационной полифонии. Это полифоническая форма, основанная на имитационно последовательном проведении темы во всех голосах в разных
Последние комментарии
6 часов 47 минут назад
7 часов 5 минут назад
7 часов 29 минут назад
8 часов 1 минута назад
9 часов 8 минут назад
10 часов 49 минут назад