Собиратели Руси [Дмитрий Иванович Иловаиский] (fb2) читать постранично, страница - 282


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

придано в ней преувеличенное значение. Павлова — «Исторический очерк секуляризации церковных земель в России» (Записки Новорос. универе. T. VII. Од. 1871). Об анафеме на «обидищие церкве», взятой из Новгород. Чина православия, см. у него на стр. 51 примечание.

Некоторые из помянутых выше посланий, относящихся к Ереси Жидовствующих, вновь изданы в VI томе Русской. Исторической библиотеки, под редакцией того же проф. Павлова. Именно, №№ 114, 115, 120 и 121. Под № 115 издана вполне грамота Геннадия Собору 1490 года, известная прежде только по отрывку. Кроме того здесь впервые появляется «Поучение митрополита Зосимы» против еретиков. № 116. Это собственно только начало поучения, а конец утрачен. Сей отрывок дает редактору повод утверждать в примечании, будто Зосима не был в числе еретиков: ибо он написал против них послание. Такое мнение не выдерживает критики. Послание это написано не от одного Зосимы, а от всего Собора епископов, на котором была осуждена ересь. Подпись митрополита под сим официальным актом нисколько не противоречит известию о том, что он втайне разделял учение еретиков. Не противоречит тому и другой официальный акт с именем Зосимы: Список отреченных книг, напечатанный под № 117. На таковом основании еще нельзя отрицать положительных свидетельств Иосифа Волоцкого и других современников о тайных связях Зосимы с еретиками, которые по наружности оставались православными; а из них принадлежавшие к духовному чину продолжали точно также священнодействовать. Что на Соборе 1490 года Зосима ратовал против казни еретиков, о том. см. у Татищева (стр. 110). О свержении его некоторые летописи прямо говорят: «митрополит Зосима остави митрополию не своею волею, но непомерно пития держашася и о церкви Божии не радяша». (Новогород. Четвертая и Воскрес, под 1494 г.). Степей, книга (1. 477) выражается, что Зосима лишен престола за некое преткновение. О всенародном сложении с себя сана «ради немощи» сказано в названной выше Повольной грамоте Геннадия на избрание митроп. Симона. На астрономический или собственно астрологический элемент Новгородской ереси указывает и сам Иосиф Волоцкий в своем Просветителе. (См. полемику мою с проф. Павловым, во втор, выпуске моих «Мелких Соч.». М. 1896 г.)

Борьба с Ересью мниможидовствующих дала толчок нашей духовной письменности. Тот же архиепископ Геннадий, в виду начитанности еретиков, озаботился собрать воедино все книги Св. Писания в славянских переводах. Любопытно, что те книги Ветхого Завета, которых он не находил в переводе с греческого или еврейского языка, он поручал переводить из латинской Библии или Вульгаты. Полный Геннадиевский список Библии хранится в Московск. Синод. Библиотеке. См. о нем у Горского и Невоструева в «Опис. Синодальн. Рукописей». Введение и Отдел I. Рецензии на этот труд П. А. Безсонова в Рус. Беседе 1857 г., а также И. И. Срезневского и А. Ф. Бычкова в Сборнике статей по Отд. Рус. яз. и Словесн. T. VII. Там же и ответ Невоструева рецензентам, направленный преимущественно в защиту деятельности Геннадия по составлению полной славянской Библии. О литературной деятельности Геннадия см. у архиеп. Филарета «Обзор духов. литературы» и архиеп. Макария «Истор. Рус. церкви». T. VII. Относительно обряда посвящения нового митрополита, по обычаям Византии, см. Г. Георгиевского в Моск. Вед. 1893. № 242 («Вступление на паству Московских Святителей»).

(обратно)

109

П. С. Р. Л. VI и VIII. Об участии Гусева говорится в летописце, который служит продолжением Нестора. Судебник 1497 года был издан несколько раз; напр. вместе с Судебником 1550 года Калайдовичем и Строевым. М. 1819. Самое исправное издание в Акт. Истор. I. № 105. Отрывки из него в латинском переводе были приведены Герберштейном в его Rerum Moscoviticarum Commentarii. Здесь особенно подробное извлечение о поле или судебн. поединке. Проф. Ключевский утверждает, будто неполное или кабальное холопство явилось только в XVI веке и в Судебнике 1497 года нет на него никаких намеков («О происхождении крепост. права». Рус. Мысль. 1885. Август). Но он не отрицает того, что к конку XV в. этот вид холопства уже существовал.

(обратно)

110

Библиот. Иностр. Пис. о России. 1.59,106, 112–114. Памятники диплом. сношений. I. Дела польские в Арх. Мин. И. и Д. Поручение разведать о французской болезни, данное боярскому сыну Ивану Мамонову, см. в «Переписке между Россиею и Польшей». (Чт. Об. И. и Др. 1860. IV. стр. 33). Заботливость Ивана III по сему поводу вполне оправдывается известием летописи Быховца, которая под тем же 1499 годом отметила: «тогож году был голод великий в земли Литовской и немоцы французские на люды почалися множити». (стр. 67). Об этой болезни см. любопытную монографию Эно Le mal français a l’epogue de l’expedition de Charles VIII en Italie. Paris. MDCCCLXXXVI. Почти то же, что венецианец Барбаро, говорит и литвин Михалон, но более преувеличивает: Иван III запретил кабаки и обратил свой народ к трезвости; а за корчемство определил строгие наказания (стр. 31 и 33).