Собиратели Руси [Дмитрий Иванович Иловаиский] (fb2) читать постранично, страница - 283


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Герберштейн — в переводе Анонимова стр. 21–22. у Старчев. стр. 10. Духовная Ивана III в Собр. Г. Г. и Д. I. № 144. Любопытно, что на ордынские выходы, в Крым, Астрахань, Казань и Царевичев городок (Касимов) по этой духовной грамоте назначена тысяча рублей, которая и распределяется между братьями; причем на долю великого князя приходится около 718 рублей. Свидетелями завещания названы только духовник Ивана Андрониковский архимандрит Митрофан, четыре боярина: Василий Данилович (Холмский), Данило Васильевич (Щеня) и Яков Захарьич (Кошкин), да казначей Димитрий Володимерович (Ховрин). Грамоту писал дьяк Данило Мамырев. Кроме них в грамоте упомянуты: дворецкий Петр Васильев Великий, печатник Юрий Дмитриев Грек, дьяки Тишка Моклоков и Семен Башенин — все это хранители великокняжих ларцов с казною; в них заключались деньги, золотые или осыпанные жемчугом и дорогими каменьями кресты, иконы, сосуды, цепи, пояса, соболя, шелковые платья и иная рухлядь. Договорные грамоты между сыновьями Ивана III, Василием и Юрием. Ibid. №№ 133 и 134. Печать с двуглавым орлом и всадником см. при Договорной грамоте Ивана Васильевича с его двумя племянниками, князьями Волоцкими о промене и размежевании волостей. Ibid. № 129. П. С. Р. Л. VI, VII. Никонов. Татищев (в Чт. Об. И. и Др. 1847. № S 4). Относительно Киевской области Иван III в одном письме к дочери Елене с неудовольствием говорит, что по слухам супруг ее Александр хочет отдать эту область своему младшему брату Сигизмунду (Крым, дела № 1). Наименование Ивана III Великим уже встречается у писателей, например, в XVI веке у Герберштейна (стр. 22 перевода, у Старчев. стр. 10), в XVIII у Татищева (стр. 152). Кроме того, у некоторых старых авторов он назван Грозным. Chronica Петрея. Ядро Рос. Истории. См. у Карамз. кт. VI. прим. 588. Михалон говорит, что Иван III причтен своими к лику св. подвижников как освободитель отечества (33). Ко времени Ивана III конечно относится начало известной московской теории, по которой Москва есть прямая наследница Византии и называется «Третьим Римом». «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть» — как выражались наши книжники в XVI веке. Вот как говорит митрополит Зосима в своем «извещении о пасхалии на осьмую тысячу лет»: «иже в православии просиавшаго, государя и самодержца всея Руси, новаго царя Константина граду Константину-Москве» (Рус, Ист. Библ. VI. 799). Тут очевидное начало указанной сейчас теории.

(обратно)