Люди Смутного времени [Александр Борисович Курганов] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

живой первой жене и речи быть не могло! Если вообще второй брак (после смерти жены) церковь допускала с трудом, считая его «полузаконным», то этот мог расцениваться не иначе как прелюбодеяние. Так, во всяком случае, считал историк А. А. Зимин.

В первый, но не в последний раз в русской истории личная жизнь монарха оказалась принесенной в жертву политическим интересам придворных группировок. Инициаторами развода выступило ближайшее окружение великого князя. «Худородные» дьяки, такие как Иван Шигона-Поджогин, не имевшие при дворе иной опоры, кроме личного расположения монарха, справедливо полагали, что в случае смерти Василия III его брат Юрий Иванович, дмитровский удельный князь, займет престол и наложит на них опалу. Именно поэтому они всеми правдами и неправдами способствовали разводу. Против Василия III резко выступила и часть боярства, в первую очередь родственники жены: Сабуровы, Симеон Курбский, дед знаменитого «политэмигранта», не менее знаменитый писатель Максим Грек, крупный публицист начала XVI века Васслан Патрикеев. Пробовала сопротивляться разводу сама Соломония, да так, что Ивану Шигоне пришлось применить плеть. Бывшую государыню, ставшую старицей Софьей, отвезли в Суздаль, в Покровский девичий монастырь, который с этого времени стал традиционным местом заточения опостылевших жен русских царей.

Уже в монастыре Соломопия будто бы родила сына, которого назвали Юрием (Георгием). Но даже появление на свет наследника не помешало новому браку великого князя.

…Когда Василий III в первый раз решил жениться, со всей Руси в Кремль свозили боярских дочерей. Это был греческий обычай — смотрины: все греческое культивировалось в Третьем Риме. По некоторым сведениям, невест было 1500. Итальянский историк Павел Иовий оставил описание грандиозной церемонии: «Московские государи поручают освидетельствовать девиц… падежным сановникам и верным боярыням так, что самыя сокровенные части тела не остаются без подробного рассмотрения. Та, которая понравится царю, объявляется достойною брачного воссоединения. Прочие же соперницы ее по красоте, стыдливости и скромности нередко в тот же самый день но милости царя обручаются с боярами и военными сановниками». Великий князь Василий Иванович был первым русским монархом, решившимся на новый тип сватовства.

Однако вторая жена Василия III не побеждала в средневековом «конкурсе красоты» — ее кандидатура была выбрана заранее. История умалчивает, где и когда великий князь впервые увидел книжку Елену Глинскую — традиционно русские боярышни были обречены на затворничество в теремах, где их никто не мог увидеть. Так что заговор (или сговор) был налицо.



К. Лебедев. «Царица Елена Глинская с детьми»


Елена Глинская, дочь выходца из Литвы, воспитывалась на западной культуре. Она была прекрасно образована: знала немецкий и польский языки, а также атынь. «Это нравилось московскому государю. Равно как и красота молодой княжны: летописец прямо говорит, что женился московский великий князь «лепоты ради ея лица и благообразна возраста, наипаче же целомудрия ради». Что касается ее «целомудрия», тут можно ставить большой вопросительный знак: свадьба состоялась в рекордно короткие сроки — через два месяца после развода.

Новая жена Василия III по праву считалась красивейшей женщиной своего времени, хотя и «худородной». Впрочем, сами Глинские утверждали, что после того, как разбитый на Куликовом поле хан Мамай погиб, проиграв схватку со своим соперником Тохтамышем, сыновья свергнутою правителя Золотой Орды бежали в Великое княжество Литовское, крестились и получили в удел город Глинск. Вряд ли стоит верить этой истории: в ту пору все крупные феодалы стремились вывести свою родословную от каких-то экзотических пришельцев…

От того времени нам осталось первое описание кремлевской свадьбы — пышной, по-настоящему царской, своим церемониалом напоминавшей Византию. Видимо, пафосом церемонии Василий III хотел заглушить слухи о незаконности женитьбы.

Дальше — больше. 47-летний Василий III настолько пленился прекрасной Еленой, что остриг бороду, оставив себе по польской моде одни усы (по тем временам совершенно недопустимое деяние для православного человека), сменил русскую одежду на польский кунтуш и, подобно молодому франту, переобулся в красные сафьяновые сапоги с загнутыми вверх носами. (Летописец даже вынужден был оправдывать своего монарха: «Царям подобает обновляться и украшаться всячески».)

Эти ухищрения не помогли: в течение четырех с лишним лет у великокняжеской четы не было детей. Только на пятом году брака родился сын Иван, а в следующем. 1534 году — Юрий. Это всеми было воспринято как чудо.

Вне закона

Вопрос, являлся ли Иван Грозный сыном Василия III, не на шутку волновал современников. Интерес был отнюдь не праздный: тот или иной ответ на пего в XVI веке мог, при