Лето в Сергейково [Светлана Игоревна Трихина] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Светлана Трихина Лето в Сергейково

Сверчок

  В сергейковском доме за правой рольшторой живёт сверчок.


Утром его не видно, но, когда темнеет, и я закрываю окно, он выползает, устраивается на стене своим суставчатым хитиновым телом—Квазимодо. Впрочем, задние его ноги остаются на рулоне. Я осторожно тяну штору, сверчок переступает. Мы вдвоём крутим рольштору.


  Этот совместный труд напоминает о том, что кому-то петь, а кому-то сопеть. Приходит ночь.

Шмелёвское лето

  Я часто думаю об Иване Сергеевиче Шмелёве.


Наверное, Сергейково к этому располагает, такое моё маленькое Лето Господне: и Лавра, и Хотьково, и Радонеж, и Софрино, и Талицы, да мало ли ещё чего.


  Поселилось это светлое чувство таинства и греет ласково, вот и август благостен.

Любопытные гладиолусы

  У телевизора, в гостиной второго этажа в дымчатой напольной вазе стоят огромные хлысты гладиолусов. Широко открытыми глазами смотрят на Олимпиаду в Токио, как час назад смотрели на Хотьков монастырь, где и были куплены.


У двоих розовых глаза только открылись, а третий, сочно красный – уже на пути к Аргусу. Цилиндр вазы, цвета раухтопаза, почти морион, приятно оттеняет их тёплое свечение.


    Показывают большой парный теннис, женский, и кажется, что и они сейчас ойкнут, распахнув свои розовые глаза, и я смеюсь их румяному любопытству.

Дмитров

    От Сергейково до Дмитрова 20 минут спокойной езды. Мы проезжаем Лавровки с ближайшим к нам сельмагом, двухэтажную жёлтую деревянную школу в Костино, их Тихвинский храм ярко – голубого цвета (рядом синяя деревянная почта) и на развилке сворачиваем налево, по указателю —Дмитров 12 км. Дальше горки и повороты, повороты и горки, и вот уже круговая развязка на въезде в сам город.


  Сегодня мы не в «Ленту», сегодня мы – в «Статус», к ЛОРу, с Жориным ухом. Медицинский центр рядом с Большим гнездом театра, на ул. Минина, 12. Улица Минина, как змея, кусающая свой хвост, идёт сплошным кругом, с односторонним движением и выходит к Борисоглебскому монастырю. Борис и Глеб в полном боевом облачении, с копьями, на конях уместились на одном постаменте в скверике, у монастырской стены. На пешеходном переходе стоит оранжевая поливальная машина, и водитель из шланга поливает цветник.


  Поспотыкавшись на выкрошившейся плитке (вот куда б московскую то пустить, как не в одной стране живём), заходим в монастырь. Кучка народу у источника, другая – у часовни Святого духа. Впереди огромный цветник из выгоревших на солнце пионовых кустов.


Среди них странный куст с цветами похожими на горящие головешки: чёрная толстая трубка красная на конце. Не цветы, а гремучие змеи.


  По улице Лиры Никольской, бывшей Борисоглебской, спускаемся к Кремлю: музыкальная школа со скрипичными ключами на решётке забора. Но Лира – это не про музыку. Калерия Никольская, которая родилась в Дмитрове в семье врача, была единственной девушкой-подрывником в партизанском отряде Ковпака.


Лира приводит нас на улицу другого подрывника – князя революционера, видного теоретика анархизма, товарища Кропоткина, который, в виде памятника, сидит на лавочке в бороде и шубенках(коротких валеночках) за кафе «Талисман».


  Рядом двухэтажная веранда кафе «Вишневый сад» вся в цветах, битком набитая кофеманами, по кругу перед ней, не доходя до земляных валов Кремля, гуляют бронзовые горожане прошлого столетия.


  Вообще памятники Дмитрова смело идут в народ, прямо, как в своё время, Михал Сергеич. Вот и основатель древнего Дмитрова князь Юрий Долгорукий шагает по площади навстречу Ильичу на постаменте, и уже у обоих протянуты для приветствия правые руки, но их разделяет купол фонтана, в который сегодня Илья-пророк бросил камень.


  Бабушка так говорила: придёт Илья-пророк, кинет камень, нельзя купаться—вода холодная. Впрочем, местные гвардейцы смело идут в фонтан, 2-ое августа, день ВДВ.


  Мы с Жорой долго решаем идти к кафе внутри Кремля, там жарко и за золотом Успенского собора синеет заходящая гроза, или снаружи, где в сквере искупавшиеся продолжают праздник. В конечном итоге мы забираемся на поросший зеленой травой вал, где тянет ветер, летают самолёты и птицы, и видно далеко окрест, в частности, что на веранде «Вишневого сада» нет ни одного пустого места.


  Мы садимся на траву и ждем. Кафе «Талисма» тоже начинает выносить на улицу столики, мы спускаемся с наших высот и обретаем кров и пищу. Но любая радость недолговечна. Добравшаяся гроза с треском разрывает небо над Дмитровым, приходит полиция, правда, пообедать. Мы все спасаемся внутри кафе, под немолчное бубнение и вскрики рации.

Белка

  Летняя кухня стоит на самом краю сергейковского участка, дальше только калитка, ведущая в лес. Правда, здесь нет собаки Баскервилей, и мы тут не курим сигар на склоне дня – здесь живёт белка.


  Любое перемещение в данном квадрате сопровождено её тревожным цоканьем, с ней бельчонок. Он таится на чердачке летней кухни.


   По утрам и ближе к вечеру из длинных окон кухонной столовой видно, как белка-мать скачет по кустам орешника. Куст дрожит от её тугих прыжков; распялив четыре лапы и хвост, она нависает на орехом и вот уже сидит столбиком на ветке, как на картинке Билибина, подперев спину выгнутым хвостом.


  Цоп— одним движением расшелушила, бац – полскорлупки вниз, бледно-зелёным маячком, вот и вторая половинка упала стремительно; а изумрудик-то за щеку.

Капюшонка

  Летняя кухня в Сергейково состоит из четырех прямоугольников.


Длинный, вытянутый с юга на север прямоугольник—сама кухня, с газовой плитой и холодильником. К ней примыкают: большая столовая – с панорамными окнами на две стороны, в жёлтых занавесках, и друг за другом две узкие, с запада на восток, спальни. Такой плотный тетрис. В большой спальне со столом, мы играем вечерами в карты.


  Впрочем, погоды стоят ещё достаточно тёплые, и завтраки сервируются на уличном столе, у мангала. Картину дополняют четыре пластиковых кресла апельсинового цвета.


  На августовском утреннем воздухе филологические вопросы тут как тут, как всегда, в ходу.


– Жэка, принеси серую толстовку с капюшоном, ту – что с Джокером!


При всей привязанности к английскому, семейные прогеры- хакеры, Жора не любит русский вариант слова huddy – худи. Сложный момент называ толстовок с капюшонами решает Женя.


– А как вам русское – капюшонка?!


– А чё, норм. Надо как-то называть этих худей. Осень на подходе))


– А приятно, наверное, ввести в язык новое слово? – задумчиво говорит Жэка.


– Евгений М. – автор слова —КАПЮШОНКА!

Double brendy

  Часиков так после семи-восьми мы любим «похолмсить» у камина. Журнальный столик, два деревянных раскладных креслица в подушках, бренди. Сегодня в Сергейково дождь, а у нас —викторианский вечер.


  Правда читаем мы графа Толстого, вслух, четвёртую книгу «Войны и мира». Петя в партизанском отряде у Денисова, готовится к вылазке, хохочет над выходками Тихона Щербатова, угощает всех изюмом. Впрочем, нам грустно, ибо мы все знаем, чем это кончится.


   Каминный зал на пять окон, три в эркере, который повторяет три эркерных окна гостиной второго этажа. Дом из бруса, затейливо построенный, интерьер – сплошное дерево. Босым ногам приятна гладкость полов.


  Слышен лай Бренди.  Это родезийский риджбек, африканская порода, гончая на львов. Но Бренди в её двенадцать лет львов не видела сроду. Она спокойная и умная собака, и не позволяет трепать себя за ридж – узкую полоску от холки до хвоста, где шерсть растет в обратном направлении. Родезия – английская колония. Имя своё наша Бренди получила за красновато-коньячный цвет, как и положено породе.


Наш дабл брендиевый вечер под дождь и мокрые березовые ветки за окном. – Чур, я – Холмс!

Абрамцево

– Есть у меня заветная дума, – говорил Сергей Тимофеевич Аксаков. – Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе.

– Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли…


– Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени.


  Так в 1856 году в Абрамцево были закончены «Детские годы Багрова внука». Книга, превосходящая по языку и щемящему чувству любви к русской природе многие образцы классической русской литературы, в том числе и принадлежащие перу Ивана Сергеевича Тургенева, частого гостя в Абрамцеве.


  Оставив государственную службу, с 1843 года Сергей Тимофеевич Аксаков живёт на покое в новоприобретённом Абрамцеве со своей семьёй: женой – Ольгой Семёновной Заплатиной, дочерью суворовского генерала, и своими детьми, коих было семь.


  Три книги воспоминаний о детстве стоят у меня на полке: «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелёва, «Детские годы Багрова внука» и «Другие берега» Владимира Владимировича Набокова.  Эти люди прожили разные жизни – и тяжелейшую из них Шмелёв – но в своих воспоминаниях, самых чистых, самых светлых они ещё в начале пути. Ничто так не греет душу – как счастливое детство.


  Впрочем, писательский период в жизни Абрамцева, записки об уженьи и охоте – не в счёт, на кассе только студенты художественных вузов имеют скидку. Нынешнее Абрамцево – царство художников, и мастер классы здесь отнюдь не писательские.


    После одиннадцати лет запустения, с уходом Аксакова из старой жизни, Савва Иванович Мамонтов спас усадьбу, вдохнул в неё новую жизнь и открыл собственную студию-мастерскую с двумя комнатами для друзей-художников. Усадьба обросла самыми разными постройками, стала приобретать сказочный вид; бани-теремки, скамья Врубеля, где не врубаешься, как на ней сидеть, сказочные мостики для натурщиц и певиц.


    Когда в Абрамцево мало людей, чего не бывает вовсе, разве в дождь, оно возвращается в свой писательский плен. Старый английский парк пропитан насквозь грозовым ливнем. Жидкая ртуть прудов взорваны потоками воды. Мы бежим к шатру ближайшей ели, но минут через пять дождь пробивает и её. Дети на корточках, под зонтами – два серых гриба – слушают шумящий дождем парк.


  В воздухе – тонкая туманная взвесь, и, кажется, вдалеке мелькает чёрный Гоголь: собирает грибы, чтобы картинно – по-мамонтовски – расставить их перед старым подслеповатым Аксаковым, вышедшим на браньё белых, и видеть детскую радость его абрамцевскому изобилию.

Радонеж

    Вот и снова из Сергейково в Москву: дела, дела беспокойные.


А день жаркий, а солнце шпарит.


Радонеж – перед самым выездом на Ярославку, высится жёлтый Преображенский храм. Когда начинаешь подниматься к нему в горку, дорога делает резкий поворот влево, и асфальт стоянки перед храмом смыкается с асфальтом дороги, манит сделать лёгкий поворот руля и оказаться в родном для Сергия Радонеже, и сегодня, неожиданно для себя, мы делаем этот поворот.


– На минуточку.


 С правой стороны от стоянки, в конце аллейки – памятник: Сергию Радонежскому от благодарной России.


    Снова вспоминается Шмелёв, и его единственный сын Сергей, белый офицер расстрелянный в Крыму, не помогли просьбы ни к Ленину, ни к Луначарскому, как это сломало ему душу: фантазии о внезапном появлении Сергия Радонежского в Зарайске, помощь Бунина, эмиграция. Не дай Бог раздора в стране, всё что угодно —только не это.


    А купол и шпиль собора отлиты из солнца, и на них больно смотреть.


Берём пластиковые канистрочки и идём к источнику. За храмом деревянная смотровая площадка, парочка кафе в два яруса и бесконечные повороты лестницы вниз с холма к речке, на которой два трудника моют лопасти огромного деревянного мельничного колеса.


  Вид бесконечных поворотов перил отбивает у Жэки всякую охоту идти вниз.


– Нет-нет, маман, плиз, не пойдём туда, мы опаздываем!


– Зря, – говорит хозяин верхнего кафе, – потом пожалеете. Очень красиво!


    Мы спускаемся до старой купаленки, что на речке, уже за колесом, и движемся к источнику в четыре металлические трубы. Большой, выше человеческого роста, иконостас – в золоте, с тремя куполочками над каждой иконой. В центре – сам Сергий, а одёсную и ошую – родители его: преподобные Кирилл и Мария, что похоронены в Хотьковом монастыре.Здесь всё рядышком.


  Подъём наверх не так труден, как кажется снизу. В сам храм не заходим, а перед отъездом идём в часовенку Матронушки. Она совершенно прелестная: маленькая, на одного человека, в виде миниатюрной, почти игрушечной, греческой православной церковки в садике из множества цветов, над которыми мощно возвышаются жирные, огромные, как подсолнухи, свекольного цвета георгины. Синие круги витражных фонариков в куполе льют ультрамариновый свет.


  Ну, вот и всё; жёлтый, синий, золотой остаются за кормой нашей машины.

– Тебя там встретит огнегривый лев, и синий вол, исполненный очей, с ними золотой орёл небесный…


  А на Ярославском шоссе плотная пробка, опять что-то чинят на мосту. Тут без штрафов вовремя не доберёшься.

Озерецкое

  Недалеко от Сергейково, минутах в десяти езды на машине, заказник – «Озерецкое», болото и озеро, которые расположены в лощине. А на горе, над ними, сельцо Озерецкое.


 Примечательно своим храмом Николая Угодника, что виден издалека в бесконечных поддмитровских полях.


  Рядом с храмом несколько прудов, скамеечки, ёлка в деревянном заборчике (подумалось: наряжают на Новый год), деревянный настил, рядом детская площадка с огромной кучей ярко-жёлтого песка, усеянная разноцветными игрушками из пластика, с огромной розовой гусеницей посередине.


  Прибежала и ластится молодая кошка, на пруду орут гуси. Не видно ни души, только две дамы с лопатой тащат куст "золотых шаров", выкопанный у соседнего покосившегося дома. Неистребимо это в наших людях. Мы тоже наглеем и срываем пару яблок со свисающей через забор ветки. Яблоки кислющие, выбросить жалко, и мы идём с ними к гусям. Откусываем кусочки и кидаем в воду. Гуси гогочут, дерутся и месят воду.


– А вот ещё аист на водонапорной башне!


  Аист оказывается спутниковой тарелкой, свившей там наверху себе гнездо, но это не портит ни настроения, ни солнечного дня. За водонапорной башней есть три больших коровника, раскрашенных по стенам чёрными пятнами, а ля Му-му.


  Всё чисто, выкошено, аккуратно. Над ухоженным памятником ВОВ развевается живой красный флаг. Солнце и август.


  К стоянке у храма подъезжает ещё одна машина. – А не знаете, где поблизости есть открытый храм?!


  Да, службы здесь не часты. В догадках о срочности треб москвичей мы начинаем движение к дому, в Сергейково.

Ящерки

  В высоком уличном мангале живёт семейство ящериц. Нижний ряд дырок поддува даёт им свободу перемещения. Мангал закрыт куском жести, не плотно придавленной двумя плоскими камнями.


  В яркие солнечные дни ящерки самых разных размеров, от двадцати пяти до десяти, пятнадцати сантиметров, выбираются погреться на тёплый металл. За их вёрткими гранёными головками вздувается и опадает кожа от быстрого дыхания. Видны неровные стыки отброшенных и отросших заново хвостов у старых и тонкие кольца светлого цвета – у молоденьких.


  Они совершенно не боятся человеческого присутствия, исследуя любые положенные на крышку мангала предметы. Нехотя растекаются, блестя медными чешуйками кольчуг, в надежде, что не будет огня.


  Впрочем, к ночи они возвращаются в свой остывший приют.


 Эдисон и Свен

  Счётчик в Сергейково двухтарифный, и в одиннадцать вечера (с началом ночного тарифа) дом вспыхивает всеми возможными огнями. Мы –  большие любители электричества, а для этого, как говорил Ньютон  в  «Физиках» Дюрренмата,  не нужно разбираться в физике – достаточно нажать выключатель.


  И мы нажимаем…


    В каминном зале: в колокольчиках люстру и два  настенных бра, с мягким оранжевым светом;  для чтения Толстого – ярко белую  дорожку из шести светильников, отделяющих эркер с двумя мягкими креслами.


  В малой столовой: три белых матовых шара.  Коридорный и лестничный свет, а также гардеробный второго этажа.


    Три жёлто- малиновых трубчатых светильника в Жориной спальне и, наконец,  два плафона на распорных балках потолка, упирающихся в скаты крыши, плафон за кроватью, и –  на десерт  –  малый цветочный шар с галогенками, что висит на длинном проводе перекинутый через балку, над креслом с цветочной обивкой и ажурным белым подголовником,  а также высокую бронзовую лампу на низком столике с кружевной салфеткой.


  Лампа зовётся Вавилон и состоит из многочисленных ярусов: нижняя усечённая пирамида с намёком на львиные лапы заканчивается четырьмя  завитушками, на этом основании покоится хрустальный куб с решётчатой насечкой, четыре тонких  в вензелях бронзовых хоботка (на них удобно вешать  на ночь цепочку с крестиком) дают начало хрустальной четырёх угольной призме в локоть высотой,  с такой же насечкой, как у нижнего куба, на призме стоит как бы маленькая бронзовая пузатая ваза с лампочкой, на которую крепится, наподобие присборенной гипюровой юбки, шитый шёлком сетчатый плафон, но не круглой, а овальной формы.


       В этом тарифном режиме не включены постоянно только три шарительно- по- стенных светильника: ночной на верхней площадке лестницы за гардеробной. Это – маленький выключатель на самом светильнике, после чего он загорается бледным белёсым крылом в голубых мотыльках, настолько маленький, что умещается в кулаке и нашарить его ночью весьма непросто, нужен опыт.


    И два наружных подвесных фонаря, как на бриге, один на нижнем правом скате крыши, второй – под балкончиком второго этажа.  Выключатель от них – на улице, у лестницы крылечка.  Эти фонари зажигают для навигации, если кто-то ночью отправился в летнюю кухню, снабжённую на углу таким же фонарём.


Оттуда, в темноте, дом и вправду кажется бригантиной из тёмного морёного бруса:  с носом – эркером, решётчатым балконом, будто бушприт с сеткой, и двухярусной тёмной крышей (задняя, где лестница, повыше).


    И мнится, что оклик…


– Эй, на шлюпке, чёрт вас дери! Правь сюда!


… придаст силы выключить последний ходовой фонарь, отдав кухню во власть океана тьмы подходящего вплотную леса, и двинуться по дорожке из плиток к трапу: узкой и короткой, в пять ступенек, прилегающей к боку дома лестнице крыльца.

В Гефсиманском скиту

  Погода солнечная, день субботний, Медовый Спас, и мы едем из Сергейково в Сергиев Посад.


До Хотькова дорога знакома, потом поворот налево по стрелке и на горку со стелой "Хотьково", где оно в этом направлении благополучно заканчивается. Дорога здесь ухабистая, до Сергиева Посада девять километров.


У Троице-Сергиевой Лавры не припарковаться, куча машин, асфальт новый, разметки нет. В самой Лавре каша из народа. Только бросив взгляд за её мощные стены, мы даём задний ход, к брошенной машине.


  Вообще впечатление от Лавры сумбурное, столько всего намешано, что хочется всё это разделить на несколько лавр, и ты одеваешь шоры и выключаешь боковое зрение. Так намного лучше, но народные реки ворочают нас вспядь, и мы решаем ехать в Гефсиманский скит.


  Здесь тихо и покойно, места на парковке. Когда-то Филлипушка Хорев вырыл себе здесь по благословению землянку. Из шумной Лавры и правда хочется сбежать, вот хоть бы и сюда, на Исаковскую горку.


  Если Троице-Сергиева – это шумная жаркая эклектичная Москва, то Гефсиманский Покровский – холодный строгий Петербург. Терракотовый кирпич, бело-красный единый стиль. Невероятная, высокая надвратная колокольня, мелодичный звон часов. В Покровском храме идёт служба. Розарий, зелёные скамеечки, вокруг апсиды три разлапистых голубых ели.


Богородичная просфора после службы—это на завтра. Она большая, с ровным красивым оттиском.


    Слева в храме две главные для меня иконы: Черниговская и Нерушимая стена. На Нерушимой пересчитываем ангелов, говорят— их число меняется, проступают новые лики. Мы здесь впервые, в следующий раз непременно снова пересчитаем.

Крокет

  С понедельника по пятницу в Сергейково первозданная тишина. Шумят и колышут ветвями берёзы на участке, супятся высокие ели за лесной калиткой. Берёзы растут купками: пять перед домом, – их яркие солнечные ветви в окнах радуют глаз, как природное мобиле, – пять вокруг уличного стола, где мы кушаем в тёплые дни, и только одно большая береза соседствует с орехом. Все плиточные дорожки засыпаны монетками берёзовых листьев. Ещё на участке есть две пондерозовых сосны и два высоченных пирамидальных кипариса. Кипарисы на удивление свежи и зелены.


  Впрочем, приходят выходные, и мир наполняется машинами, дымами от мангалов, рычанием триммеров, разговорами и криками приехавших. Вот и у Марины с Алексеем сегодня гости, все высыпали на улицу и играют в крокет. Слышны стуки деревянных молотков и возгласы играющих.


    Удивительно, что эта игра продолжает существовать, этакий дворянский дачный стиль, и не только существовать, а даже пропагандироваться. Можно, например, поиграть в крокет в Тютчевской усадььбе Мураново, где сам Тютчев и не жил-то никогда. Там есть крокетная площадка.


  Ну, а мы играем в бадминтон, между прочим – олимпийский вид спорта. Мы соседи и живём в доме Алёшиной мамы. Дома абсолютно разные. Если всё, что окружает нас, цвета натурального ореха, то у ребят – белый бук. Дом, в стиле фахверк, молочного цвета с коричневой крышей и балками, с двумя балкончиками во фронтонах второго этажа построен буквой «Г». Наш тёмный дом морёного дерева по пропорциям похож на бриг, фундаментом, как стапелем, поднятый над землёй. Носом-эркером он смотрит в сторону белого дома.


    В сумерках, особенно, когда везде погашен свет и зажжены лишь уличные висячие фонари под балконом и у лесенки крыльца, кажется, он тихо плывет по мягким волнам тумана к белому ажурному дебаркадеру.


Обычно  же – это сияющий всеми огнями и бурлящий жизнью "Титаник", который плывёт навстречу своему айсбергу (белому дому), такому близкому, что не свернуть.

Софрино

  Сегодня из Сергейково в Москву мы едем не через Хотьково и Радонеж, а через Новое Гришино, по малому Московскому кольцу, по Софрино и старому Ярославскому шоссе. День солнечный с лёгкой облачностью. Дорога весёлая с горки на горку, с подныром под ЦКАД.


Машин практически нет, пока под Софрино, перед переездом мы не встаём в большую пробку из большегрузов.


  Сворачиваем налево и едем через сам посёлок по длинной и зелёной дороге, – в Софрино много зелени, – мимо станции, магазинов, предприятия "Софрино" с новопостроенным храмом в честь второго обретения мощей Серафима Саровского, библиотеки и стадиона.


Едем к старой семнадцатого века Смоленской церкви. Поворачиваем к спа-отелю в Ашукино, пару километров полями, и вот он —коричневый указатель достопримечательностей и неприметный правый поворот.


  Дорога очень узкая, в одну машину, навигатор ведёт налево через деревню. Слышен шум воды. Это запруда на реке Талица. За узким мостом через неё дорога сворачивает вправо и начинает обвиваться вокруг холма. На плотине полно купающейся детворы всех возрастов: от мала до велика.


– Как водичка, пацаны?


– Нормальная.


    День и вправду тёпел, хотя август уже пошёл на вторую половину. Нас обгоняет квадроцикл, через поля разбегается пара светлых укатанных просёлочных дорог. А вот и церковь, окружённая оградой, и информационный стенд с историей именья. Здесь же огромная старая лиственница, с длинными гребнями-лапами, усеянными мелкими шишками. Под ней лавочка: выбеленная дождями длинная доска на трёх чурбачках. Как хорошо сидеть на ней, смотреть на солнце сквозь длинные параллельные нити веток, на красно-белую церковь в березках, затейливую, барочную, с изящным куполом и золотым подзором под ним.


За церковью – старинный липовый парк. Никогда раньше не доводилось видеть таких высоких лип, не широких, прямых и мощных, как у нас в Псковской, на горе, а именно высоких изогнутых уходящих в небо стволов. Парк совсем небольшой, но интересно устроенный. В центре круглая площадка, метров десять в диаметре, и шесть лучей-аллей, отходящих от неё. Хочется побыть здесь подольше, видеть сочащееся сквозь кроны солнце, слушать смех и плески на плотине, остановить утекающее лето, заткнуть временную течь.


Увы, мы едем дальше, через деревню Талицы. Останавливаемся справа на обочине у подземного храма Дмитрия Солунского, к его зарешёченным входам ведёт плиточная дорожка, обсаженная бархатцами. Храм закрыт. Возвращаемся к машине и по зебре переходим на подворье монастыря, купить выпечки.


  Но такой уж день: ни течь не залатать, ни выпечки не купить. Повар отдыхает, у повара сегодня выходной.  Мы выбираем себе баночку цветочного мёда и идём посмотреть на житьё сестёр. кукольные жёлтые домики, цветники. На подворье Стефано-Махрищского монастыря возведён новый белый храм Рождества Богородицы, на пять куполов. Спрашиваем про пещеры.


– Сёстры там с четверга по воскресенье бывают, тогда открыто, а в понедельник никак нельзя.


     Ладно, почитаем у Шмелева "На богомолье". Раньше старая  Ярославская дорога была единственным путём в Троице-Сергиеву Лавру, и паломники шли через Талицы, а теперь новая дорога уводит всех стороной.


  Ещё на минуточку останавливаемся перед восстановленной усадьбой купцов Аигиных, одной из немногих сделанных по губернаторской программе возрождения заброшенных усадеб Подмосковья, если быть точной, то двух: ещё дом Круминга в Люберцах. А сколько их! Погибает прекрасная маленькая усадьба в Ляхово, где снимался фильм "Формула любви". Осташево в руинах. Ну, хоть с Аигиными всё в порядке. Правда теперь так просто не зайдёшь, но это лучше, намного лучше. Графские развалины только в торте хороши.


  Покончив с историей, принимаемся за современность: едем по новой Ярославке в Москву.

Мураново

   Мы заранее знали, что усадьба Мураново совсем близко от Сергейково, места наших летних вакаций.  Правда,  Абрамцево  вышло посетить первым. В этом не было никакого  резона или продуманного плана. Просто раз в неделю дела отзывали нас в Москву и мы, как в Скуби-Ду, разделялись: умные и удачливые оставались на даче с Дафной и Велмой, а Шегги и Скуби, в данном случае  – я и Жора, пускались в приключения.


     По дороге в Москву мы оббродили  усадьбы Софрино. На обратном пути рванули в Мураново.


– Ох не рано, ох не рано мы


    въехали в Мураново!


   Времени и правда было многовато, поэтому «нашим» мы наврали, что стоим на Ярославке в пробке, а сами улизнули побродить по полям и лесам, подобрать последние солнечные деньки.


     У усадьбы большая стоянка для машин – вся на солнце, поэтому мы заткнулись к обочинке, к самому забору, как раз напротив красивого лимонного цвета флигеля с верандой и ажурными наличниками. На зелёнке стоит жёлтое девичье Пежо, о чём можно судить по висячему бело-голубому ангелу, вязанному крючком. Нет, я не осуждаю, у меня у самой за задним подголовником принцесса-зайка в розовой с бусинками на зубчиках короны, Машуня Евтягина связала. Я к тому, что мы долго думали, как правильно припарковаться за стоящим уже БМВ, чтобы дама выехала, паче ей приспичит. Вроде, всё было правильно, но беспокойство, что в случае форс-мажоров придётся врать вторично, не покидало.


     Дремавший водитель БМВ убедил, что он тут и никуда не уйдёт, телефон у лобового стекла мы оставили и двинулись отдыхать.


      Чтобы попасть ко входу, надо обогнуть усадьбу по половине периметра. Всё подстрижено, ухожено, касса. Вдали, за речкой Талицей возвышаются ровные распаханные поля, с нашего, более пологого берега, скошенный луг. Талица, как и у Софрино, запружена плотиной.


      В усадьбе большое количество построек: сенной сарай, ледник, кучерская, амбар, в котором сейчас кафе. Совершенно прелестная церковь Спаса Нерукотворного, чья историческая икона до сих пор в храме.  Здесь тихо и уютно. Милая домашняя церковка.  И список с чудотворной иконы «Умиление Пресвятой Богородицы» из Дивеева. Слева от входа в храм ажурная отдельно стоящая деревянная звонница в два этажа, крашенная в жёлтую краску. Старый, но скромный парк.


     Музей «Усадьба «Мураново» носит имя Федора Ивановича Тютчева, хотя он сам здесь не жил, а жил со своей семьёй другой русский поэт – Евгений Боратынский , женатый на Анастасии Энгельгард, отцу которой и принадлежало имение.   После внезапной смерти Боратынского в Италии от разрыва сердца, имение отошло семье Путят. Семья же Тютчевых жила здесь с 1870-х гг., когда в 1869 году единственная дочь владельцев, Путят Ольга Николаевна, вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева, младшего сына поэта. Усадьбе повезло, наследники передали её государству, и литературный музей был открыт здесь аж на год раньше, чем в Ясной Поляне. Не разорённая усадьба обладает богатейшими архивами Тютчева и Боратынского, и родственных с ними семейств.


     Главный усадебный дом представляет собой геометрический ребус из двух- и одноэтажных построек, составленных вместе, как детские кубики. Цвета, в которые он выкрашен, очень приятны по сочетанию: кирпичные части дома – розовые, деревянные – серые. Мне всегда мечталось о шифоновом платье мышиного серого цвета с розовой отделкой, поэтому я сразу полюбила Мураново. Рядом крокетная площадка и детский домик. Здесь всё, как в большом деревенском доме, даже свой огородик. Дети любили его невероятно.


    Народу немного, день будний, но вот на горизонте замаячила группа. Экскурсия по главному усадебному дому. Всё, бегом отсюда! Знаний нам и так девать некуда. Хватит тёплого чувства. Возвратившись, мы застаём стоянку абсолютно пустой; а в хвост нам припаркованную здоровенную Инфинити, с инвалидным значком. Выезд перекрыт не только Пежо. Издали группа являет собой малый кубинский бриллиант, ненадолго, как бабочка, присевший на траву.


    Возникает ещё одно тёплое чувство, так знакомое московским драйверам.

В Троице-Сергиевой Лавре

Трудно сказать, с чем это связано, но у меня трудные отношения с Лаврой. Всякий приезд – какой-нибудь сумбур.Скорее всего это не из-за самой Лары, а из-за Преподобного.  Какая-то боязнь что ли с моей стороны, некий официоз. Да, я обращаюсь к нему по учебным поводам, свечи ставлю, но чувствую себя, как в кабинете директора, стеснённо, неловко как-то. Вот и в прошлый раз сбежали из Лавры в Черниговский скит. Это – не боязнь, нет, это какое-то душевное разгильдяйство как раз там, где должна быть сосредоточенность и понимание.


    Ну, что же? Как вернулись с Жорой из Москвы в Сергейково, так и поехали на следующий день в Лавру, пытать счастье ещё раз. Прогноз оптимистично наврал нам хорошую погоду, мы по дурости взяли лёгкие кофты, разоделись и поехали уже знакомой дорогой: мимо Озерецкого, где в отверзтые двери коровников видны ряды послушно стоящих животин, мимо Старо-и- Ново-Жёлтиковых и на подъезде к Мостовику и Васильевскому за красным светофором увидели лиловое небо, раздираемое молниями.


    Ещё мгновение, и вошли в полосу позёмочно несущихся листьев, косых крупных капель и рвущего воздух ветра. Проскочили мы эту полосу быстро и полетели дальше по залитой водой дороге с радостным чувством избегнутой опасности, с трудом огибая моря в прогибах асфальта. Вот и круговая развязка, улицы имён писателей и прочая, несколько поворотов и проспект Красной Армии, бывшая Большедорожная, мы соответственно с Московской, а не с   Переяславской стороны через пару светофоров увидим по левую руку Лавру.


     Сначала заезжаем на Блинную гору, напротив Лавры, посмотреть стелу «Чудо о птицах», это, когда ночью к Сергию в снопах света слетелись невиданные птицы и сладко пели; и был глас с небес, что это его будущие ученики. Да, учеников в Лавре предостаточно. Не зарастает народная тропа. Паркуем машину, как всегда, на самом проспекте, справа у заборчика, ближе уже никак.  Стоянка у Торговых рядов на Красногорской площади (местный уменьшенный ЦУМ) – служебная. Всё для людей, как и в центре Москвы; ни одной бесплатной муниципальной парковки – платные, служебные, камеры, штрафы. Вчера проехал, сегодня – разрыли. Водитель постоянно живёт в состоянии стресса. Нет знакомых дорог. Каждый день – что-то новое: знак, разметка, режим светофора, перекопали, украли пару полос на чистку, мойку, ремонт. Господи, хватит улучшать! Дайте пожить спокойно в том, что есть. Это, как затянувшийся на годы домашний ремонт: будет красиво, а сейчас – бедлам. И так красиво было!


    Для успокоения нервов идём посмотреть пруд с лебедями, решаем обойти Лавру снаружи (вот Вам здрасти, всегдашний сумбур), но, дойдя до Утиной башни, слышим отдалённый гром, поворачиваем назад и мимо Конного двора направляемся, наконец, на вход. Уже ясно, что будет гроза, поэтому решаемся на главное – сначала в Троицкий, к которому мы подошли почему-то со стороны Никоновской церкви и Серапионовой палаты. Табличка «закрыто» на приотворённой двери. Робко всунули свои любопытные носы, служитель и спрашивает:


– У Преподобного были? Нет?! Уж извольте сначала к нему, как к первому, так правильно будет!


– Не бойтесь. Раз обещал – подожду, пущу.


    Окунулись в полумрак и непрерывное чтение Троицкого. Приложились. Вышли.


Небо занавешено косыми полосами от серого до черного, друг из-под друга, как образцы тончайших тканей, на выбор – для апокалиптической грозы. Когда вынырнули обратно из Серапионовой, остановились на миг перед мощью надвигавшейся стихии. Никогда не видела такого невероятного и быстрого неба, густо- чёрное за колокольней, оно текло через просветы этажей, приподнимая, тускло отблескивающий крабообразный купол, диковинную многоярусную шапку, надетую прямо на грозу. Как красива была на фоне этого страшного  течения ладная Свято-Духовская церковь, строенная мастерами из Пскова.  Одежда всех бывших под этим падающим небом превратилась во флаги, силящиеся улететь в небо.


    С секунду мы думали куда: в Успенский собор или в «Келарский дворик»? До надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи мы добежали по начавшемуся дождю, по ступенькам вниз в кофейню, и вот они горячие пироги и чай. С нами успели ещё человек пять, самых резвых, и ливень ударил в Лавру. Именно ударил; и каждый, вздрогнув, почувствовал этот удар. А дальше на целую вечность глухая стена воды, и мы в своём келарском ковчеге.

Поездка в Пузино

     Вот и собрались мы в Пузино. Название деревни давно запало в душу. Стишок даже написан был про дачников из Пузина, которые идут на Свиное озеро, расположенное, кстати, тут же неподалёку. Однако, это было так – художественное допущение, ходят ли они туда в действительности, и какие там в округе леса, мы не знали, а сие нехорошо. Автор не должен отрываться от действительности.


       Ну, и поехали. Поворачивать надо в Лавровки, мимо нашего любимого сельмага, с двумя подмосковными поставщиками всяких немыслимых выпечек и сладостей, – я боготворила римский нарезанный кусками пирог, – и под горочку, где по обочинам тьмы жёлтых с красными язычками свечек льнянки. Мама любит из них букетики, поэтому – остановка. Далее на горку, в деревню «Горки». Шутники приписали лишнюю палочку, и получилось «Порки», что лишний раз напомнило нам о Свином озере (англ. pork). Километра полтора за «Порки» – и надо сворачивать в еловый лес, на грунтовку. Лес роскошный, чистая ель, видимо посадка. Неподалёку таблички о других посадках в честь выдающихся людей. Движение автомобилей очень активное.


      Пузино расположено, на водоразделе рек Яхромы (правый приток Волгуши) и Вори высота центра деревни над уровнем моря – 203 м. На 2016 год в деревне зарегистрировано два садовых товарищества, у юго-западной окраины Пузино находится железнодорожная станция Костино Большого кольца МЖД.


     Эту информацию мы вынесли из Википедии. А пока едем через садовое товарищество «Полесье». Дорога узкая, тяжело разъезжаться со встречкой, жмёшься в заезды дач. По другую руку поросшее всяким сором болотце. На одном участке, за воротами, много людей за длинным уличным столом, надеешься, что свадьба или хотя бы юбилей. А вот и серый с красными полосами высокий забор МЖД и с. Костино. Чуть в горочку, по щебёнке, и табличка – деревня Пузино, у которой мы и сфотографировались.


       Дома все в Пузино добротные, под ними иномарки хорошие. Доезжаем до пожарного водоема и видим на нём первые капли начинающегося дождя. Значит Свиное озеро откладывается, туда подъезда нет, только пешком.


        Ну, что ж – обратно домой, в Сергейково.

В Николо-Пешношском

     Этот незабываемый летний отдых в Подмосковье. Столько впечатлений, удовольствий: и всё рядом с домом.  Мы настойчиво стремимся в дальние страны и не замечаем того, что творится у нас под носом, в сотне километров от Москвы.  Правда в этом есть резон: дальние страны могут и уплыть из зоны доступа, а стокилометровый диаметр, он всегда под рукой; и когда недоступные страны уплывают, тогда приходит Шмелёвское лето. – Почему Шмелёвское? – спросите Вы. А потому что богомолье, монастыри, от которых невозможно оторваться, даже если и не планировал посещать.  Целый месяц жизнь наша полнилась этими чудными поездками, но вот остались последние деньки – и прощай Дмитровский городской округ.


      Ещё в самом начале, когда мы поднимались в Дмитрове на земляные валы Кремля, манила видневшаяся впереди справа блестящая арка моста. Хотелось увидеть её вблизи. Мост этот перекинут через канал Москвы, и сегодня мы едем по нему в Николо-Пешношский монастырь.


Поднимаемся на мост не сразу, приходится постоять перед переездом, но вот пошли мелькать пролёты, машина подскакивает на неровностях дороги, взбирается на гору с въездной бетонной стелой «Дмитров» и катит дальше среди полей и церквушек, простаивая от времени до времени у светофоров.


       Перед въездом в Рогачево сворачиваем вправо, где дорога затейливо вьётся километров пять среди серебристых ив до села Лугового, и сразу же упираемся в монастырь и стояночку с грунтовым покрытием возле лебединого пруда, по преданию выкопанного Сергием Радонежским.


       Сейчас редко встретишь старые вётлы. Разве Перовский парк в Москве с вековыми ивами вокруг пруда, частью паркового ансамбля усадьбы «Перово» елизаветенских времён.


      Всё наше лето неразрывно сплелось с житием Сергия Радонежского. Вот и Николо-Пешношский монастырь заложен учеником его Мефодием, он тоже вместе с Сергием пруды копал  и  пешим носил через речку лес для строительства, отсюда и название  – «пешношский».


Сейчас монастырь полностью отреставрирован и выглядит великолепно, в закатном солнце пылают кресты.  Основной цвет монастырских строений жёлто- красный с белыми башнями и зелёными крышами. Выглядит ярко и нарядно.


       Мы заходим через центральный вход, Спасскую башню, за спиной, у дороги, остаётся монастырская трапезная. Солнце щедро льёт закат на гряды астр, на куртины роз, на прожорливых разноцветных рыб в пруду. На стене храма Сретения Господня солнечные часы. Голубой полукруг на жёлтой штукатурке. Солнце слепит глаза. На куполок часовни Иоанна Предтечи, что над источником, больно смотреть. Всё в этот час дышит довольством, радостью и безлюдием. Красно-белый низенький Никольский храм закрыт. Служба идёт в Сергиевском – ладный небольшой из терракотового кирпича с белым чешуйчатым куполом. Правый его бок греет мощная белая на восемь граней призма колокольни, нижняя её часть – это церковь самого преподобного Мефодия. Она крошечная. Сюда из южной части Сергиевского храма ведёт узкий ход-нырок. Здесь полумрак и покой, на службе почти безлюдно.


       Покупаем иконку Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», довольно редкий образ.  Появился он в монастыре с московском купцом Алексеем Макеевым, принявшем в монастыре иноческий постриг, а широкое распространение получил после чудесного спасения императора Александра III и его семьи, возвращавшихся из Крыма.  Катастрофа на железной дороге с многими погибшими случилось 17 октября 1888 года, в день праздника иконы. С тех пор царь постоянно носил  образ с собой и приказал сделать с него списки для других церквей.


       Сейчас в обители подлинная икона утрачена, есть только список, писаный в Троице-Сергиевой Лавре. Сделав самые важные дела, идём побродить по аллейкам. Сначала к павлину и двум его дамам, которых он безуспешно пытается обольстить. Мы садимся на качель, в окружение весёлых воробьёв, слушаем её скрип, дикие крики павлина и шорох трясомых его страстью перьев. За стеной слышен гогот домашний птицы, маленькая окованная железом дверь ведёт в местный зоопарк, весьма обширный и пользующийся популярностью у приходящих.


      Правда ровно в пять заветная дверка закрывается на ключ. Пора и нам ехать домой, готовить ужин, собираться в город. Кончилось лето, тёплое пушистое  шмелёвское счастье. «Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье…», как сказал бы Бунин Иван.


       Пора и за труды.