Альтернативность в историческом процессе и в истории культуры : Методические материалы к спецкурсу [Семен Аркадьевич Экштут] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

человека, не знала преград. Обаянием его личности были покорены такие разные люди, как император Александр II и его жена императрица Мария Александровна, сестра государя великая княгиня Мария Николаевна и его тетка великая княгиня Елена Павловна, граф Александр Христофорович Бенкендорф и князь Александр Михайлович Горчаков, Александр Иванович Герцен и Иван Сергеевич Аксаков… Никто и никогда из древнего дворянского рода Тютчевых не поднимался так высоко. Мой герой, подобно известному чеховскому персонажу, дослужился до чина тайного советника и имел две звезды — высшие степени орденов Св. Станислава и Св. Анны. Он был пожалован придворным званием камергера, а две его дочери стали фрейлинами — это был знак высочайшего благоволения к их отцу. Между тем, карьеру Тютчева нельзя назвать блестящей, а жизнь и судьбу — лишенной противоречий, безоблачной и счастливой. Его гениальная одаренность никем не подвергалась сомнению, но она реализовалась лишь в очень слабой степени: незадачливый дипломат, так и не сумевший получить сколько-нибудь заметный пост, не говоря уже о месте посла при дворе великих держав; пророк, чья вещая сила предвидеть грядущие бедствия ни разу не была востребована современниками; поэт, при жизни издавший всего два небольших стихотворных сборника, да и то сделавший это вопреки собственной воле; политический мыслитель, проживший долгую жизнь, но так и не нашедший времени привести в систему свои воззрения; любовник и муж, постоянно приносивший несчастье женщинам, которые его любили.

1. Становление личности.

2. Знакомство с Европой.

3. Дипломатическая карьера и ее крах.

4. Поэт в сфере практической политики.

5. Светский лев и бессильный ясновидец.

6. Муж и любовник.

Тема 6. «И в этой минуте должно быть всё…»: Прошлое и его живописные репрезентации

Живописное полотно может быть представлено и осмыслено в качестве исторического источника, который нуждается в правильном прочтении. На всех трех картинах, о которых пойдет речь, изображена императрица Екатерина II, и у каждой из них есть как своя математическая формула, так и своя философия истории, которые до сих пор никем не были поняты. Это — большое парадное костюмированное полотно кисти Д. Г. Левицкого «Аллегорические портрет Екатерины II в образе Афины — богини справедливой войны» (1787), хорошо известная картина В. Л. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794) и историческое полотно Н. Н. Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Портрет Левицкого представлен в экспозиции Ульяновского областного художественного музея и знаком лишь специалистам. Историческое полотно Ге хранится в фондах, а не в основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, что делает эту картину практически недоступной для исследователей. А она достойна как специальных изысканий, так и внимания зрителей.

1. Левицкий: торжество богини справедливой войны и аксиома империи.

2. Боровиковский: комнатная собачка и любовный быт эпохи.

3. Ге: минута семейной драмы.

4. Исследователь перед текстом.

Тема 7. «Шайка передвижников»: История величия и падения одного творческого союза

В пореформенной России, в которой прошло чуть более десяти лет после отмены крепостного права, в то самое время, о котором толстовский герой сказал «теперь, когда всё это переворотилось и только укладывается», происходил промышленный переворот и бурно строились железные дороги. Города, благодаря железным дорогам, протягивали друг другу руки — и в протянутой руке была картина передвижников.

Именно они раньше других поняли, какие колоссальные возможности таит в себе новое средство сообщения — возможности для демонстрации, распространения и сбыта художественных произведений. Доселе русский живописец, за редчайшими исключениями, не мог прокормить себя и семью своей профессиональной деятельностью и занимал маргинальное положение среди представителей других творческих профессий. Художник мог получить поддержку со стороны мецената, но не мог самостоятельно реализовать плоды своего вдохновения. Картины русской школы еще не были товаром и не имели покупателей. Художник мог рассчитывать на более или менее выгодный заказ со стороны государства или частного лица — и тогда именно заказчик диктовал мастеру сюжет будущего произведения и даже манеру его исполнения. Император Николай I не просто заказал Карлу Брюллову картину «Взятие Казани», но и высочайше предписал, что именно и как следует изобразить на полотне. Уже имевший европейскую известность автор «Последнего дня Помпеи» уклонился от исполнения этого августейшего повеления, но был вынужден начать работу над новой монументальной исторической картиной «Осада Пскова».

Сеть железных дорог, быстро покрывшая всю европейскую Россию, изменила ситуацию. «За погляд денег не возьмем», — так обычно говорили купцы,