Послание в будущее [Паата Шалвович Амонашвили] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Первая Часть

1. Десять тысяч метров над семнадцатым веком

Я и Тамара летели в Чехию, чтобы посетить места, где жил и работал великий классик педагогики Ян Амос Коменский. В этой книге он — главное действующее лицо. Поначалу все было обыденно. Я читал книжку про средневековую Европу, дремал и видел себя во сне обнищавшим протестантским рыцарем в изгнании. Пилот сообщил, что за бортом холодно, минус пятьдесят, зато в Праге тепло, плюс двадцать, а мы пролетаем над Моравско — Силезским краем со скоростью восемьсот километров в час. Появились стюардессы, разносившие напитки. Мы с Тамарой взяли себе воду, и тут начались сюрпризы…

— А мне кофе, пожалуйста.

Это произнес пожилой человек, который занимал третье кресло в нашем ряду. Я удивился, что не заметил его раньше.

Это был совсем больной старичок, с горящими глазками.

Тем временем Тамара заговорила о нашей внучке, которая не хочет ходить в школу.

— Что нам делать? — спрашивала Тамара — Искать другую школу?

Я собрался ответить что-то, но в наш разговор вмешался больной старичок и сказал:

— Кофе мне нельзя, но здесь нет моей секретарши, которая меня ограничивает… Извините, что невольно вас подслушал, когда вы говорили о современной школе. Знаете, где она родилась? Моравия — над ней мы сейчас и пролетаем. На этих холмах и на этих полях внизу, под нами четыреста лет назад жил великий сын чешского народа Ян Амос Коменский. А я сам комениолог, то есть специалист по Коменскому. Профессор многих университетов.

Это было для меня шоком. Какое везение! Писать роман о Коменском, лететь за вдохновением в Чехию и в самолете встретить профессора — комениолога!

— Это фантастика, что мы вас встретили, — воскликнул я, — я же пишу роман о Коменском.

Старичок спокойно ответил:

— Я могу кое — что рассказать. Я начал изучать Коменского давным-давно. Вас еще не было на свете. Это сороковые годы прошлого века. Тогда мир был совсем другим. Мы строили социализм.

— Да, да, — ответил я, — я знаю эту эпоху.

— Ну, так вот, о Коменском известно много. Он жил в начале семнадцатого века. Его отец из деревни Комнина, отсюда и фамилия — Коменский. Он рано осиротел, и попечение взял на себя епископ Ланецкий. Он и дал Коменскому второе имя, прозвище Амос. В переводе с латыни это означает «Любящий». Вот и назвался Коменский так: Ян-Любящий.

— А я всегда думал, что Амос означает "любимый".

— Так многие думают, — сказал старичок.

— Расскажите об их христианской общине.

— Они называли себя так: Братское Единство, были последователями великого чешского реформатора Яна Гуса, свято верили в христианские таинства и жили по законам Христа, ради спасения своих душ.

— Их преследовали католики, — добавил я.

— Да, у них был враг в лице папской католической церкви. Им не простили то, что они откололись от католицизма, приняли своё вероисповедание и создали свою религиозную иерархию. Откололись они из-за того, что им не нравились коррумпированные кардиналы Римской церкви, которые запрещали им молиться на родном языке и причащаться вином и хлебом, как и завещал Христос. Так они сделались еретиками.

Тамара уточнила:

— Значит, Коменский тоже был еретиком?

— Да, с точки зрения римского папы. Некоторое время им удавалось жить в относительном мире. А епископ Ланецкий увидел большие способности в молодом Коменском и обеспечил ему образование. Затем его посвятили в пасторы и, наконец, направили руководителем школы в Фульнеке. Это маленький городок в Богемии. Там Коменский начал думать о будущем школы и женился на дочери бургомистра города Пшерова Магдалене, которая родила ему сына с дочкой. Там же он разводил пчел, писал и давал детям уроки под многовековым дубом, который стоял на опушке фульнекского леса. Посетите эти места.

Я ответил:

— Мы это обязательно сделаем.

Старичок продолжил свой монолог:

— В 1617 году королем Богемии был коронован Фердинанд II Габсбург, ненавидевший протестантов. Он еще получил Венгерский престол и стал императором священной Римской империи. Это был ярый католик, и протестантские вельможи в Чехии не хотели видеть его своим королем. Поэтому они пригласили очень влиятельного и богатого протестантского князя Фридриха из Пфальца. Председатель Братского Единства, архиепископ Кирилл, сделал его королем Богемии. Это вызвало гнев императора, страна раскололась, вспыхнуло восстание и вскоре два огромных войска сошлись под Белой горой, около Праги для решающего боя.

Я сказал:

— В этой войне протестанты потерпели поражение.

Старичок ответил:

— Да, это общеизвестно, но я предлагаю рассказ очевидца.