Марионетки [Анзор Александрович Габиани] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

производства, а те, кто имел возможность достать. Торговля предлагала искомые товары - но только в конце квартала - при большом скоплении народа и, как правило, по хорошей цене. Что всему этому может противопоставить молодая женщина, стремящаяся выглядеть «на уровне»? Причем в ситуации, когда на работе от нее многого не ждут, да и на многое надеяться не приходится. Между тем статус, престиж, самоутверждение прямо зависят от того, как ты выглядишь, как себя подаешь. Молва никогда не жалует неудачников, в условиях же широкого распространения потребительской психологии особенно нетерпима к тем, кто не вписывается в стандарт.

Опрошенные женщины ответить на вызов, в общем-то, ничем не могли. Высокое социально-профессиональное положение (например, главный инженер, заведующая роно и т. п.) занимают немногие. Подавляющее большинство трудилось прежде на скромных должностях с невысоким заработком, относясь к работе большей частью прохладно. Невольно напрашивается мысль, что на путь порока женщин толкнуло нежелание заниматься непрестижным, низкооплачиваемым трудом, материальные трудности. Это не совсем так. Конечно, малосодержательная бесцветная работа, отсутствие профессиональных перспектив, а чаще - нежелание их искать, неудовлетворительные материально-бытовые условия (а здесь у опрошенных тоже не все благополучно) - все это не проходит бесследно, деформирует личность. Однако сама по себе неудовлетворенность «официальным» заработком еще не повод идти «на панель». Первый шаг к ней делают те, кто прочно усвоил краеугольный принцип технологии застоя: можно жить припеваючи, не прикладывая к этому особых усилий. Примечательно, что основная масса опрошенных женщин, вкусив «красивой жизни», тем не менее считает: мечты их молодости не сбылись.

Однако драматизм ситуации отнюдь не исчерпывается противоречием между реальным социальным положением, материальными возможностями, с одной стороны, запросами и претензиями - с другой. Беда в том, что психология вещизма, обывательские настроения затушевывают проблему выбора, подменяют критерии морали меркантильным расчетом, требованием следовать стандартам. Вспомним героиню Достоевского Сонечку Мармеладову. Для нее занятие проституцией явилось трагедией, крушением жизни. Но грань, именуемую человеческим достоинством, она не переступила, хотя продавала себя сознательно. Другого способа спасти семью от нищеты не было. Осознается ли сегодня подобный шаг как социальный и нравственный выбор? Увы, не всегда и не всеми.

С точки зрения потребительской психологии, прикрывающей бездуховность воинствующим цинизмом, торговля своим телом нравственным падением не считается. Цель оправдывает средства. Покуда «девочки из бара» держатся «на плаву», шикарно одеваются, ведут беззаботную и безбедную жизнь, никаких претензий к ним быть не может. Каждый устраивается как умеет, один бог за всех. Но стоит такой «ночной бабочке» сдать позиции, потерять форс, пообтрепаться, вчерашний клиент брезгливо отворачивается и превращается в первого радетеля нравов. Его благополучию и спокойствию грозит опасность. Романтизируют, обеляют проституцию не только и не столько женщины легкого поведения. Право на ее существование отстаивают прежде всего потребители «услуг». Спрос рождает предложение, а не наоборот. Логика здесь простая и давно известная. Тот, кто рассматривает мир как скопище вещей, призванных служить удовольствию, признает лишь одно отношение:«купля - продажа». Вещь лишь тогда представляет интерес, когда она имеет цену, и удовольствие тем сильнее, чем больше за него заплачено.

Ничего в этой жизни нельзя упустить и все можно купить - машину, дачу, любовь. Чем роскошнее блондинка, чем дороже ночь, тем более оправдано существование в мире вещей.

При всей убогости и циничности подобных представлений противостоять им трудно. Трудно потому, что они снимают проблему ответственности за свои поступки и их последствия. Коль расчет произведен сполна, рассуждать и сожалеть не о чем - «справедливость» восторжествовала.

К сожалению, в условиях застоя подобная психология пустила глубокие корни в массовом сознании. Сошлемся в данной связи на результаты упомянутого опроса учащихся московских школ и ПТУ. Юношам и девушкам задавался вопрос о профессиях и видах деятельности, позволяющих иметь высокие доходы. Наиболее часто встречающиеся ответы образовали список из 20 пунктов. Проституция оказалась в нем в очень славной компании - делит 9 - 11-е места с должностью директора магазина и продавца. Древнейшая профессия опередила такие традиционно считающиеся «денежными» специальности, как дипломат, преподаватель, таксист, автослесарь, мясник. Обратим внимание еще на два обстоятельства. Во-первых, речь идет о 16 - 17-летних. Даже если их высказывания следствие бравады и инфантилизма, в сознании все равно отложилось: возможен и такой источник дохода. Во-вторых, среди отметивших проституцию велика доля девушек. Некоторые из них в