Алексей Елисеевич Крученых
Фактура слова
Фактура слова
Структура слова или стиха – это его
составные части (звук, буква, слог и т. д.) обозначим их а – b – с – d.
Фактура слова – это
расположение этих частей (а – d – с – b или b – с – d – a или еще иначе), фактура – это делание слова, конструкция, наслоение, накопление, расположение тем или иным образом слогов, букв и слов.
1)
Звуковая фактура: легкие звуки, легкая нежная фактура –
тяжелая –
«табун шагов
чугун слонов»
тяжелая и грубая –
резкая (на з – щ – ц…)
глухая – «дым за дымом, бездна дыма»
сухая, дуплистая, дубовая – «промолвил дуб ей тут»
влажная (на ю – плюенье, слюни, юняне) и др.
Звуковые сдвиги «какалые отливы небосклона»
Звуковая фактура известна под именем
музыки слова или
инструментовки его.
В связи с звуковой фактурой возникает чрезвычайно важный вопрос, к сожалению почти не подымавшийся в литературе, это вопрос о числе повторений слогов или звуков.
Наш повседневный и поэтический опыт убеждает в том, что повторение звуков как-то влияет на их силу. До сих пор думали, что накопление какого нибудь звука
усиливает его значение, как напр.:
или –
повторение б-б-б усиливает
бой, барабан, вообще ударную силу этого звука. Так было с твердыми и мягкими звуками, гласными и согласными.
При более внимательном изучении этого вопроса мы убеждаемся, что здесь нужны какие то поправки, так как повторение
не всегда усиливает звук!
Напр.:
бо,
во – для выражения большого, а
бо бо,
во-во – малого?!
жу – выражает жгущее или жуть, но
жу-жу – малое, ласкательное.
чо,
чу,
ча – черное, глухое, но
чо-чо а особенно
ча-ча, –
означает: дурачек, водка, поцелуй, вообще более веселое!
Известная строка Бальмонта:
чуждый чистым чарам счастья
звучит скорее слащаво-чавкающе, чем грозно и мрачно!
Нужна какая-то мера!
2)
слоговая фактура: односложные слова резче, отрывистее и (часто) тяжелее многосложных –
«пегас стар стал
зуб уж нет»
многосложные –
«блистательно полувоздушна» –
воздушный мост, пэанизация.
На слоговую фактуру влияют также
зияния, дифтонги, ударения, звуковые сдвиги.
3)
ритмическая: пропуск метрических ударений (ускорение) и накопление ударных (замедление), суровый размер (ямб, спондей) танцующий (хорей) меланхоличные трехдольники, торжественные гекзаметры, симметричные ритмические фигуры (у классиков) асимметричные (у футуристов).
4)
смысловая: ясность и запутанность фраз, популярность и научность (построения и словаря), заумный язык и обычный (книжный и обиходный), первый воспринимается легче, почти без мысли! (хотя для новичков и враждебно настроенных может оказаться труднее обычного!).
5)
синтаксическая: пропуск частей предложения, своеобразное расположение их, несогласованность – сдвиг «белый лошадь хвост бежали вчера телеграммой».
6)
фактура начертания (почерк, шрифт, набор, рисунки и украшения, правописание, двойное, тройное написание и т. д.).
7)
факт. раскраски: цвет буквы, живопись, полихромия.
8)
факт. чтения: декламация, пение, хор, оркестр, публичные выступления –
завершение и
разврат поэзии (поэт изменяет музе – делается оратором, актером и агитатором).
Стихомет Зудиссимо
Фактура з. Звук з удобен для изображения: резкого движения, зудения, брожения, визга, лязга, завирух зимы, заносов, мороза, зги, накожного и нервного раздражения, свиста розги, злости, зависти, дразнения, заразы, зазора, змеи, зигзага.
У меня изумрудно неприличен каждый кусок!..
. . . . . . . . . .
Я – тормаз, поезду рвущий зуб,
Зудач земли!..
Жил-был зудень
Жена – его зудыня
И дети – зуденыши!..
(Крученых)
Тарарахнул зинзивер…
Зверя ревом гаркая
Страшен прыжок
(Переход з в ж – изжога, изжар!)
В. Хлебников
…Помните –
Погибла Помпея
Когда раздразнили Везувий…
. . . . . . . . . .
Где золото и грязь изъязвили проказу…
За изгибом изгиб…
Маяковский.
Гамма нарастания звука: с – з – ц
Солнце зычно цыкнуло…
Свистит зудийца…
соль – золь – ноль…
Зю-цю-э-спрум лютийца! людоядица!
Крученых
Еще примеры из «Голодняка», «Зудесника» и
Последние комментарии
1 день 3 часов назад
1 день 8 часов назад
1 день 16 часов назад
1 день 18 часов назад
1 день 18 часов назад
3 дней 6 часов назад