Бей!.. – но выслушай!.. [Вадим Габриэлевич Шершеневич] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

title="">[1].

Поэтому автор «Символической Симфонии» всецело основывает свой опыт на Вагнеровском принципе «совокупности образов», желая тем уловить идеалы Музыки Будущего, о которых всегда так грезили все композиторы прошедших эпох[2].

Не задаваясь широкими задачами исканий этих идеалов, автор «Символической Симфонии» пришел к следующим положениям мысли: между гаммой Музыки и Живописи существует давно установленное наукой сходство не только между тонами, но и полутонами включительно до октавы[3].

Нижеследующая таблица точно устанавливает такое сходство гамм[4].



Таким образом, мы получаем полную, правда, несколько условную, но, так или иначе, новую, богатую в художественном отношении гамму мировой Гармонии всех диапазонов (высоких и низких тонов) при условии расцвечивания всех октав или «светлотой» (вверх от малой октавы), или «темнотой» (вниз от малой октавы).

Зееман и проф. Петрушевский устанавливают такого рода условную гамму с некоторыми незначительными отклонениями, чем в вышеприведенной таблице.

Оригинальность автора «Символической Симфонии» заключается в практическом разрешении вопроса: как и в какой форме можно выполнить Музыку в красках?

Для этой цели автор предполагает приспособить кинематограф в гениальном усовершенствовании Эдисона, который уже разрешил технический вопрос соединения «образов» со звуками грамофонной пластинки. Если к его аппарату приспособить специально изготовленные по моим проектам музыкальные картины, то мы можем насладиться новым даром «Символической Симфонии» – звуками мировой Гармонии в красках. «Символическая Симфония» – даст всем наслаждение не только слышать, но и видеть звуки («ноты») в форме движущихся по горизонтальной линии цветов («растений»), свободно растущих на лоне Природы, сообразно краске тонов гамм Гармонии Вселенной.

Остается открытым вопрос: какое будет иметь значение такая «цветная» музыка для будущего человечества?

Автор «Символической Симфонии» предполагает, что «образная» игра музыкальных звуков будет сильней запечатлеваться в нашем мозгу и что, вследствие этого, тонкость нашего психического чутья к идеям художественного творчества повысится.

Влияние цветных лучей на жизнь животных уже известно науке[5].

Во всяком случае практический опыт «Символической Симфонии» даст скорейшее разрешение вопроса современной психологии о «цветном слухе»[6].

Димитрий Крючков

«Пустыня любит муки…»

Пустыня любит муки,
Миражит нам глаза,
Рисует там фелуки,
Где желть и бирюза.
И мы кричим устало:
«Гляди – вода, вода!» –
Над нами солнце ало,
И небо, как слюда.
Мы жаждем тьмы и ночи,
Кончины злого дня,
И голос слаб пророчий
От полудня огня.
Идем… В истоме муки
Закрыли мы глаза –
И вот нас мчат фелуки,
Где желть и бирюза.

«Ликом милым незаходным…»

Сослужителю и брату

Иннокентию Жукову

с лаской и восторгом.

Ликом милым незаходным,
Серццу сладостно угодным
Днем томительно исходным
Светишь ты.
И доколе лес игольчат,
Змей в изгибах звонко-кольчат,
Будет голос томно-звончат
Для Мечты.
Словно ты – моя Людмила,
Словно гибнет Ночи сила,
Словно сумраки пленила
Мощь кольца.
Я с тобой – два вечно ярых
Чуда в пламенных ударах,
И огню в сердец пожарах
Нет конца.
Я сплетаю, заплетаю,
Словно воск послушный таю,
Верю радостному Раю,
Милый брат.
День томительный недолог,
Скоро снидет темный полог,
Станет ясен вещий Пролог,
Сны кадят.
Ты, как прежде ал, крылатый,
Крыл размах голубоватый,
А в углу глядит Распятый
Светлый лик.
Милый брат, ты так далече,
К ночи радостная встреча,
Сумрак – благостный предтеча
Уж поник.

Матово

Она меня любила матово,
Как волны – тихое весло,
Как точно смотрите на скаты Вы
Сквозь потускневшее стекло.
Она меня любила бешено,
Любила бешено остро,
И было алое привешено
К берету черному перо.
И дни казались укорочены,
Как в сенокос – лугов трава,
И были мехом оторочены
Ее хитона рукава.
Она меня любила бешено,
Любила бешено и зло –
И было в спальне занавешено
С утра и до утра стекло.

В