Сказания древней Японии [Садзанами Сандзин] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

будетъ ошибкой сказать, что оно дѣйствуетъ и теперь, хотя и не въ такой, можетъ
быть, рѣзкой формѣ.
Погрѣшилъ противъ великой богини буйный братъ ея Сусаиоо, и спряталась богиня. Наступилъ мракъ. Но гнѣвъ и упорство богини были сломлены, и сломлены простымъ средствомъ —
обманомъ. Въ утилитарныхъ цѣляхъ сами боги прибѣгли къ
обману. Ж е с т о к о былъ наказанъ Сусаноо и изгнанъ на землю.
Здѣсь на землѣ онъ, богъ, помогаетъ жалкимъ, безпомощнымъ
людямъ. Избавляетъ ихъ отъ страшной, грозной силы, разрушающей ихъ поля, посягающей на ихъ жизнь. О н ъ борется съ ней.
О н ъ богатырь-подвижникъ, онъ, богъ, опаиваетъ змія, усыпляетъ
его, рубитъ его соннаго. Побѣда на его сторонѣ. Успѣхъ обезпеченъ. Все предусмотрѣно. Врагъ обманутъ, врагъ усыпленъ,
врагъ безсиленъ. Герой не рискуетъ ничѣмъ. Взмахъ меча, и все-

сильный богъ дѣлается героемъ-побѣдителемъ. Беззавѣтная смѣлость и безстрашіе, смѣлый вызовъ врагу, готовность пожертвовать собою за д р у г и х ъ — н е находятъ себѣ мѣста. Важна только
цѣль; средства не учитываются. Практическій, утилитарный взглядъ
на веши доведенъ до крайности, и онъ не считается ни съ какими иными принципами.
А легенда наслояется и наслояется. К а к ъ звенья цѣпи, сцѣпляются между собою факты ж и з н и далекихъ временъ; легенда
съ неба нисходитъ на землю, приближается къ людямъ.
Оставшійся на землѣ Сусаноо владѣетъ всей тогдашней
Японіей, и владѣніе его преемственно переходитъ къ его потомку
Окунинуси, который и уступаетъ свои права прямому потомку
Аматерасу, ниспосланному ею съ высокаго неба и одаренному
тремя эмблемами: зеркаломъ, нефритовымъ шаромъ и мечемъ,
признаками его божественнаго происхожденія отъ самой Аматерасу. Эмблемы эти имѣютъ свое прошлое: зеркаломъ и нефритомъ обманули боги Аматерасу, заставивъ ее пріоткрыть дверь
своего каменнаго убѣжища на небѣ; мечъ найденъ въ тѣлѣ змія,
опоеннаго, обманутаго и убитаго Сусаноо. Каменный шаръ, мѣдное зеркало, желѣзный мечъ! Медленно шла жизнь, медленно
создавалась легенда, наслояясь и отражая въ себѣ разные періоды
жизни, разныя ступени культурнаго процесса, но не преминула
она, хотя и въ затемненной формѣ, отмѣтить в ѣ к а : каменный,
мѣдный и желѣзный. Д л я слабаго первобытнаго человѣка все
было откровеніемъ высшей божественной силы, и простое каменное орудіе, появившееся впервые, было для него даромъ божества.
Окунинуси сходитъ со сцены и дѣлается божествомъ. Олицетвореніе терпѣнія, при всѣхъ испытаніяхъ, какія выпали на его
долю, онъ все ж е не ожесточается, ему свойственно состраданіе
и милосердіе, которыя и награждаются достойно. Въ легендѣ
звучитъ новая нотка, выдвигается новый этическій принципъ,
принципъ милосердія, но звучитъ она слабо, а у ж е ставшій на
прочныхъ устояхъ принципъ достиженія цѣли, не гнушаясь
средствами, такъ и бьетъ въ глаза. Заяцъ, котораго спасъ О к у нинуси, къ которому онъ проявилъ милосердіе, начинаетъ съ
обмана. Обманъ заячій, но цѣли достичь помогаетъ. И обманъ
у ж е сознается. Ему у ж е дается надлежащая оцѣнка, но тѣмъ
не менѣе онъ находитъ себѣ примѣненіе; онъ является однимъ
изъ средствъ к ъ жизни.
Японіей владѣетъ потомокъ богини, и власть въ этомъ божественномъ родѣ передается по преемству, но остается въ
младшей линіи, которой и подчиняется старшая—давно, конечно,
забытый историческій ф а к т ъ борьбы за преобладаніе!
Фактъ, опоэтизированный легендой, въ которой перемѣшались и люди, и боги, въ которой спутались внѣшніе историче-

скіе факты съ внутренними представленіями. Поэтическія грёзы
древнѣйшаго человѣка, въ которыхъ заодно дѣйствуютъ и невѣдомыя ему обожествленныя силы, и самъ человѣкъ, получеловѣкъ-полубогъ, и близкая всему этому природа, съ которой онъ
ж и л ъ въ непосредственной близости, которую, можетъ быть, любилъ, но которой еще болыпе боялся. Море, окружавшее странѵ
давало значительные рессурсы жизни. О н о было и благодѣтельной
и вмѣстѣ съ тѣмъ грозной, невѣдомой силой; оно было божествомъ, источникомъ силы, могущества, власти, и полубогъ
Л и к о Аоходеми спускается въ подводное парство, роднится съ
оожествомъ водъ и отъ него получаетъ новую силу, новый
источникъ власти и могущества. Онъ, божественный, становится
властелиномъ и повелителемъ, и ему помогаютъ всѣ невѣдомыя
силы, но въ т о ж е время божественность распространяется и на
весь народъ. Т ѣ , надъ кѣмъ онъ властвуетъ не просто людиони тоже божественнаго происхожденія; они выше другихъ
человѣческихъ разновидностей, не имѣющихъ за собою такого
прошлаго, не имѣющихъ предка божества. Эта божественность
проходитъ красной нитью черезъ всю японскую исторію и нынѣшній императоръ Японіи не болѣе какъ 122-й потомокъ божественнаго рода, ведушаго свое начало отъ великой богини
солнечнаго свѣта. Далекое прошлое непрерывною цѣпью тянется
вплоть до настоящаго времени.
И такое міросозерцаніе не прошло безслѣдно для націи. Идея
самовозвеличенія,