Мир завтрашнего дня (комплект открыток) [Василий Дмитриевич Захарченко] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
16 открыток. Цена 54 коп.
Издательство »Изобразительное искусство». Москва. 1976
Редактор Г. Сотсков. Технический редактор И. Клыкова
4-271. 3. 3360. Тираж 65000
2124271. Подп. в печ. 25/VI-76 г. А01569
80205-0101
M
211а-76
024(01)-76
Издательство «Изобразительное искусство*. 1976
Ордена Трудового Красного Знамени Первая Образцовая типография
имени А. А. Жданова Союзполиграфпрома при Государственном комите­
те Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и
книжной торговли. Москва, М-54, Валовая, 28

В подборку вошли картины, представленные на
конкурс
художников-фантастов,
объявленный
журналом «Техника—молодежи»

Обложка художника В. ДАВЫДОВА

На клапане:
Художник Г. КУРНИН
Фрагмент из картины
«Рождение солнца на Венере»

ПРИКОСНОВЕНИЕ К БУДУЩЕМУ

Откуда пришла она — научно-фантастическая живо­
пись, расцветив полотна фосфоресцирующими красками,
разбросав в пространство, казалось бы, невероятные от­
тенки, сияющие всеми цветами небесной радуги.
Два события потрясли человечество в наш беспо­
койный XX век. В начале века совершилась Великая
Октябрьская социалистическая революция, определив­
шая пути социального развития всего человеческого об­
щества.
Во второй половине века вошла в свое русло науч­
но-техническая революция, повлиявшая не только на
сферу материальной деятельности человека, но и при­
нудившая его во многом изменить и характер жизни и
направление мышления. И та и другая революции за­
ставили людей всего мира еще острее задуматься о бу­
дущем, еще пристальнее всматриваться в далекие кон­
туры завтрашних дней.
Естественно, этот процесс, укоренившийся в созна­
нии человеческих масс, и вызвал к жизни новый жанр
искусства. Вначале утвердилась научно-фантастическая
литература, которая быстро завоевала признание не
только молодежи, но и людей зрелого возраста. Имена
крупнейших научных фантастов: Р. Бредбери, А. Клар­
ка, И. Ефремова, А. Азимова, А. Беляева и многих-мно­
гих других можно считать сегодня наиболее читаемыми
писателями.
Научно-фантастическая живопись пришла несколько
позже. Но она пришла уверенно и заняла свое закон­
ное место. Вот что говорит о рождении нового жанра
первый секретарь Союза художников СССР народный
художник Азербайджана Таир Салахов:
«Стремительное развитие науки и техники, проник­
новение человека в большой космос, освоение атомной
энергии — эти и другие успехи человечества создали но-

вое видение мира нашим современником и заставили
его еще глубже задуматься о будущем.
Для нас, советских людей, будущее — это комму­
низм, солнечный и яркий, заполненный сочными крас­
ками жизни. Именно таким ярким жизнеутверждением
встают сейчас перед нами картины художников-фанта­
стов, наделенных неиссякаемой фантазией, способно­
стью зримо ощущать будущее.
Первым показал нам Землю в разнообразии новых
красок космонавт и художник Алексей Леонов, взгля­
нувший на нашу планету со стороны, с космической
орбиты. Мы почти не поверили этой яркости, запечат­
ленной на его рисунках. Но ведь то была правда
жизни».
Мне неоднократно приходилось встречаться с Алек­
сеем Архиповичем, я посещал его художественную сту­
дию, где сегодня он создает крупные полотна, посвя­
щенные космосу. И каждый раз я убеждался в его бес­
конечной влюбленности в радужную палитру картин
Вселенной.
Стоя возле красочных полотен Ю. Швеца, мы не
только восторгались глубиною предвидения, мы пора­
жались, как автору удалось показать то, что произошло
годы спустя.
Земной шар в голубовато-перистом пухе облаков.
Космонавты, свободно висящие в пространстве среди
звезд. Технические сооружения для запуска ракет, ис­
кусственные острова и лаборатории в космосе — все это
так близко к тому, что уже существует сегодня. Види­
мо, идеи гениального провидца Вселенной — К. Э. Циол­
ковского, с которым работал когда-то художник, вло­
жили в картины подлинно научные знания.
В первую очередь хочется говорить о неистовых по
смелости воображения картинах художника Николая
Недбайло. Прекрасно чувствуя свет и пространство,
молодой художник пытается показать нам полусказоч­
ный мир грядущих исследований в космосе. Здесь и но­
вая техника и незнакомые нам миры других планет.
Здесь и смелый творческий домысел, воспринимающий
будущее жизнерадостно и вдохновенно.
Рядом с этими картинами с особым интересом мы
рассматриваем живопись профессора Георгия Покров-

ского. Выдающийся ученый и отличный художник-фан­
таст Покровский в своих полотнах придирчиво точен с
научной точки зрения. Его летательные аппараты слов­
но вышли из-под кульмана проектировщика. Его косми­
ческие конструкции не просто плод фантазии — они ра­
циональны и, казалось бы, подвержены математическо­
му расчету.
Совсем в другом ключе решает тему будущего Ген­
надий Голобоков, проживающий в городе Вольске на
Волге. Он пытается показать психологический облик че­
ловека завтрашнего дня, его контакт с братьями по
разуму.
Все эти темы находят в творчестве Голобокова ли­
рическое отражение. Диву даешься, как художник, мно­
гие годы прикованный болезнью к постели, сумел так
глубоко и взволнованно показать психологию космонав­
тов, для которых их профессия уже стала незаменимой.
Интересны работы Г. Курнина — художника из горо­
да Сочи. На огромных полотнах он рисует воображае­
мый пейзаж далеких, еще не известных нам планет.
Здесь и растительный мир, непохожий на земной, и небо,
в котором сияют несколько солнц. Здесь, наконец, ог­
ненно-красная планета, находящаяся еще в раскален­
ном состоянии.
Интересна работа художника Б. Травкина, рас­
сказывающая о завтрашнем дне антарктической науч­
ной станции. Здесь уже фантазия переплетается с нау­
кой. Творчество художников становится своеобразной,
умозрительной разведкой мира 2000 года. Я мог бы пе­
речислять и перечислять работы способных художников,
чье творчество заняло прочное место в научно-фантасти­
ческой живописи. Незабываемые по своей четкости кар­
тины новосибирского механизатора В. Иващенко, Непо­
хожие на других своеобразные картины А. Климова из
Усть-Каменогорска и С. Гавриша из Алтайского края.
Да, сегодня мы твердо знаем, что научно-фантасти­
ческая живопись как ветвь великого изобразительного
искусства уже дает свои красочные плоды. Не могу от­
казать себе в возможности процитировать высказывание
президента Международной астронавтической академии
Чарльза Дрейпера. Вот что он говорит:
«Я был потрясен увиденным. Я совершенно не был

подготовлен к тому, что в Советском Союзе художники
работают в этой области. Новый жанр не только инте­
ресен, но важен для развития наших представлений о
будущем».
Эти слова знаменитого американского ученого пред­
ставляются мне знаменательными. Уже сегодня люди
науки и искусства трепетно задумываются о том, какие
изменения внесет в человеческую жизнь прикосновение
к великому космосу.
Обживая эту новую среду, человек должен заботить­
ся не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, что­
бы не угас в нем прометеев огонь творчества. Какие
полотна будут висеть на стенах космических кораблей,
бороздящих эфирные волны? Что увидят наши дети
(а может быть, и мы?) в картинной галерее на Луне или
на Марсе? Вопросы далеко не праздные. Ибо там, в небе,
законы восприятия разительно отличаются от земных.
Все это верно... Но бесспорным остается одно—ро­
дилось новое искусство на перекрестке двух революций,
потрясших человечество в нашем беспокойном XX веке.
Это не творчество абстракционистов, для которых цвет и
форма, а не содержание, являются исходным началом.
Многочисленные любители живописи находят в кар­
тинах нового жанра закономерный отход от приевших­
ся и зачастую устаревших традиций. Отход не в сто­
рону беспредметных исканий формы, а переход искус­
ства на широкую дорогу новых открытий в области
человеческой мечты о завтрашнем дне.
Картины
художников-фантастов — реалистическая
оценка человеческих перспектив на пути эволюции об­
щества. И нет ничего удивительного, что этот жанр ис­
кусства родился и окреп в нашей стране. К тому есть
и были все предпосылки, начиная с первых слов Юрия
Гагарина, воскликнувшего:
— Какая она красивая, наша Земля!
И мы это чувствуем, следя за строгими расчетами
профессора Георгия Покровского, склонившегося над
красочным полотном, посвященным будущему космонавтики.

Василий Захарченко

©

Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65000. 2124271

Художник Г. ПОКРОВСКИЙ
Космодром в океане

80205-0101
M
211а-76
024(01)-76
Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

©

Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65000. 2124271

Художник В. ЩУКИН
Почему ты не дождался нас, Марс?

80205-0101
M
211а-76
024(01)-76
Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65000. 2124271

Художник Н. ГОЛОБОКОВ
Контакты Вселенной.
Встреча братьев по разуму

M

80205-0101
024(01)-76

211а-76

Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65 000. 2124271

Художник Ю. ШВЕЦ
Луна. Океан Бурь. Проспект имени Гагарина

80205-0101
M
211а-76
024(01)-76
Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

©

Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65000. 2124271

Художник В. ИВАЩЕНКО
Неземной сад

80205-0101
М

211а-76
024(01)-76

Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

©

Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65000. 2124271

Художник В. КАЛИНИН
Птицы космоса

80205-0101
M
211а-76
024(01)-76

Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65000. 2124271

80205-0101
M

211а-76
024(01)-76

Художник Б. ТРАВКИН
Антарктическая научная станция — растения других планет

Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

©

Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц 3 к.
Т. 65000. 2124271

Художник А. КЛИМОВ
Сквозь кристаллический мираж

М

80205-0101
024(01)-76

211а-76

Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

©

Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65000. 2124271

80205-0101
M

211а-76
024(01)-76

Художник Н. НЕДБАЙЛО
Красный гигант

Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.

©

Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

Т. 65000. 2124271

Художник Г. ПОКРОВСКИЙ
Сквозь звуковой барьер

80205-0101
М
211а-76
024(01)-76
Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65 000. 2124271

80205-0101
М

211а-76
024(01)-76

Художник Н. НЕДБАЙЛО
Укротившие пламя

Пересылке по почте в от­
крытом виде не подлежит

©

Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976

4-271. 3. 3360
1-я Обр. тип. Ц. 3 к.
Т. 65000. 2124271

Художник Н. НЕДБАЙЛО
Маяк на планете желтых кристаллов

80205-0101
M
211а-76
024