Новогодняя сказка кота Хлопушкина [Елена Ахматова] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Елена Ахматова Новогодняя сказка кота Хлопушкина


Прежде, чем начать свой рассказ, хочу уточнить, что кот я не простой и принадлежу к старинной театральной династии котов Хлопушкиных. И ударение ставьте, пожалуйста, правильно, на первый слог – ХлОпушкины и никак не иначе. Отвечаем мы в театре за самое главное, за премьерные показы спектаклей. Тут всё только на нас и держится!

Вот стоит на сцене актер. Он словно воспарил над всеми, и воздух еще полон звуками его голоса. Зал заворожен… Тишина стоит такая, что кажется, ангел пролетит – услышишь. Тут-то и нужно поймать момент и первым зааплодировать таланту. И кто, как вы думаете, должен это сделать?! Да, да и да – ваш покорный слуга, не раньше и не позже, именно в нужный момент. Сразу, как стихнет последнее эхо слов, переждать три удара сердца и зааплодировать – вот он, фамильный секрет ХлОпушкиных!

В те дни, когда нет премьер, я тоже без дела не сижу. Все до единой репетиции обязательно нужно посетить. Иной раз так разволнуешься, что на сцену выскочишь и закричишь в полный голос. А что поделать, если душа этого просит! И ведь прислушиваются к моему мнению. Уважают. Не было такого случая, чтобы меня попросили со сцены уйти. «Даже кот от вашей игры разорался,» – говорит режиссер и объявляет перерыв, явно для того, чтобы в тишине моё вмешательство обдумать и правильно оценить.

А актёры молодые?! У них стало доброй приметой перед выходом на сцену погладить меня или за мой хвост подержаться. Право потянуть за кошачий хвост ещё надо заслужить хорошей игрой да добрым характером. А уж если я поцарапаю кого, будьте уверенны – не задержится такой человек в театре. Но это редко случается, даже вспоминать о подобном не хочется. При моём происхождении да с моим воспитанием – и когти выпустить? Ф-р-р-р!

Но одна из важнейших моих обязанностей – инспекция театрального буфета. Не просто зайти и усами по сторонам повести, а отведать сливок, оценить их свежесть и сладость. Ведь именно из них взбивают вкуснейший крем для наших знаменитых театральных пирожных.

Буфет место особенно чудесное, хозяйничает тут у нас кондитер тетя Люба. Если вы не пробовали ее десертов, то считайте, что сладкая жизнь мимо вас прошла. Особенно хороши её пирожные птифуры, совсем крошечные, но необыкновенно вкусные – внутри у них марципан, орехи, воздушное безе и нежнейший крем.

Одно плохо, когда их ешь, то ничего вокруг не замечаешь, можно и не услышать, как подают звонок к началу спектакля.

Наш директор уже несколько раз просил тетю Любу делать менее вкусные пирожные, но тут возмутились актеры и режиссер, пусть лучше особо задумчивые зрители опаздывают на спектакль, чем любимые птифуры станут хуже.

Но было бы глупо думать, что театр – это только красивое здание со сценой, декорациями, буфетом, да котом Хлопушкиным. Конечно же нет! Театр похож на старинные часы, снаружи стрелочки по кругу бегают, в свой срок выпархивает кукушка, а внутри столько винтиков и шестеренок, что устанешь считать. Вынь хоть один винтик, весь механизм развалится и работать перестанет.

Вот, например, живет у нас ворона Клара. Казалось бы, – что делать птице в театре, какой от неё толк? А вот и большой! Не просто нужна – необходима ворона театру. Во-первых, это талантливая птица, размера особо крупного, она у нас играет в спектакле «Снежная королева». А будь она обычного вороньего строения, так детишки с задних рядов её не разглядели бы.

Во-вторых, не всякий актер любит, чтобы ему по телефону с утра названивали. А так Клара подлетит, деликатно в окошко клювом стукнет, и письмецо от режиссера актеру передаст. Дескать, сегодня репетиции не будет, отсыпайся, отъедайся, пей больше жидкости, дорогой ты наш, скоро у тебя премьера. Отдыхай, одним словом.

А афиши по городу разнести? Самое воронье дело, на мой взгляд. Да всего и не перечислишь!

Но хватит о Кларе, о ней в другой раз. Сегодня я хочу рассказать вам о Фифелии. Вот без кого наш театр был бы так – и не театр вовсе, а просто здание со сценой.

Вы сметанки-то мне в блюдце побольше положите. Рассказ он сухости в горле не терпит.

Фифелка жила-была кикиморой, да – волшебным существом, которое обитает рядом с болотом. Но жить в болоте ей не очень нравилось – она часто чихала и мерзла от болотной сырости. К тому же, рядом с ее домом люди затеяли строить город. Болото осушили, город разросся, и пришлось Фифелке жить, где придется: то под кусточком, то в палисадничке, то на чердаке. Разве ж это жизнь?! Так и о волшебстве совсем забудешь!

Однажды вечером Фифелка брела по улице, старательно прячась в тени, и вдруг замерла в абсолютном восторге, даже рот от восхищения открыла. Перед нею сиял огнями прекрасный дом. Изящные кареты подъезжали к нему и нарядно одетые люди, весело смеясь, заходили в распахнутые двери. Как завороженная Фифелка тоже проскользнула внутрь.

То, что она там увидела, окончательно покорило ее сердце. Деревянный помост, сказочные декорации, приглушенные разговоры, и нестройные звуки каких-то инструментов – все это было так неожиданно и волшебно! А уж когда на помосте появились актеры в причудливых костюмах, и слаженно заиграл оркестр, Фифелка поняла, что она никуда не уйдет. Останется жить здесь, в тепле и уюте, под звуки чарующей музыки.

Теперь она просит звать ее Фифелией и страшно обижается, когда мы с друзьями дразним ее Фифелкой или Фифой. Бывает, что и задается: " Да что вы знаете?! Без меня в театре ничего правильно не работает!" – и решительно задирает свой маленький остренький нос.

В этих словах есть доля правды – от Фифелки в театре сплошная польза. А уж сколько чудесных историй она собрала в свою волшебную театральную сумочку – не перечесть! Правда, страшные сказки она тоже любит, но тут уж ничего не поделать, сказывается кикиморье происхождение.

Но я не буду пугать вас сегодня, а лучше расскажу историю о том, как Фифелия ловила кошмарика, а маленькая зрительница ей в этом помогала.

А дело было та-а-ак…

Это я не потому глаза большие делаю, чтобы вас испугать. Просто мы, Хлопушкины, коты очень артистичные. Надо же подчеркнуть, что сказка начинается, а все остальное только присказка была.

Однажды в нашем театре давали новогоднее представление. А когда идет «Снежная королева», чудеса происходят и на сцене, и во всём театре. Вот прямо – две недели сплошных чудес!

И предугадать, где, когда и кого этим сказочным вихрем закрутит, невозможно.

В такие дни мы все особенно внимательно относимся к своим обязанностям, ведь главные зрители – это детишки, им часто нужна наша помощь. Фифелка, например, заменяет на посту билетершу Настасью Андреевну. Все билетёрши в нашем театре дамы отменно вежливые, внимательные, но и строгие – до невозможности. Ведь они должны не только показать вам место и проводить до него, если уж вы очки дома забыли, но и грудью встать на входе в зал, если вы в буфете задержались, а спектакль уже начался.

А Настасья Андреевна настолько строга, что может даже отнять мобильный телефон, зазвонивший во время спектакля и растоптать его. Да, да, а как вы думали? Кому ж это приятно: актеры на сцене в сказку вжились, зрители на своих местах вместе с актерами волнуются, тревожатся, радуются, а тут вдруг резкий звонок.

Просыпайтесь, дорогие, у нас тут будильник надрывается, вернитесь в реальность!

Но когда идут спектакли для детей, особенно новогодние, тут бывает всякое: и мест своих найти не могут, и теряются в фойе, засмотревшись по сторонам. В такие дни требуются особые мягкость и внимательность. Вот Фифелия и дежурит на боковом входе в зал, у лож левой стороны, заменяет строгую Настасью Андреевну, пока та пьет в буфете чай и отфыркивается, как паровоз.

Буфет – место загадочное и зритель, попав сюда, может совсем не заметить, как время летит. Либо десертом увлечется, либо на Настасью Андреевну засмотрится.

Вот и с девочкой Зоей на Новогоднем представлении приключилась такая напасть. Звонок к началу второго действия она пропустила, завозилась с пирожными. Огляделась, а вокруг никого… Что же делать? Побежала было к дверям в зрительный зал, а те закрыты!

И так ей стало одиноко и обидно, что слезы выступили на глазах. Там, за дверью, начался спектакль, и так хотелось посмотреть, что дальше будет с девочкой Гердой и ее друзьями. В этот печальный момент, кто-то легко коснулся Зоиного плеча.

– Пирожные, да? Сладкая газировка? И ты опоздала на спектакль…

Зоя даже плакать забыла. Перед ней стояла невысокая, с нее ростом, то ли девочка, то ли старушка – и не разобрать. Ну, вы-то поняли, что это к Зое наша Фифелка подошла, а с кикиморами всегда так, у них лица переменчивые, как отражения в воде. Всё от настроения зависит, радостно на душе, и лицо сразу молодеет и хорошеет.

– Меня Фифелией зовут, я театральная кикимора.

– А разве такие кикиморы бывают?

– Ты же видишь, что я не пустое облако, – хихикнула Фифелка. – А тебя зовут Зоей, правильно я угадала? Но твои родные и друзья зовут тебя просто Зайка.

Да, Фифелия наша тем и знаменита, что прошлое видит и в будущее может заглянуть, а уж имя человека или мухи какой, считывает прямо из воздуха. Только Зоя этого не знала, замерла в полнейшем восторге, а Фифелке только того и надо, любит она вот так человека

огорошить да удивить:

– Знаешь, Зайка, мне нужна твоя помощь, если ты, конечно, согласишься мне помочь.

– Обязательно помогу, могла бы и не спрашивать! – недавние слезы были забыты. – А что нужно делать?

– Мы должны найти в театре кошмарика и превратить его в пыль на реквизите, – на секунду кикимора задумалась, – да, именно в пыль! Театр – здание старинное, плохо, когда тут слишком чисто. Пыль нужна, чтобы создать настроение.

– А что это – кошмарик? – Зоя с трудом успевала за Фифелией, та быстрыми шажками рванула к левому проходу в зрительный зал. Кикимора обернулась и сделала большие глаза: – Понимаешь, когда кто-то из маленьких зрителей пугается, злится или плачет, то страх, злость, грусть просто так не исчезают. Они поднимаются вверх легкими облачками. Потом накапливаются, темнеют – и в какой-то момент начинают жить своей собственной жизнью. Это и есть кошмарики. Их надо вылавливать и рассеивать в пыль, иначе от них много вреда. Они потом по углам да в темноте – пугают, толкают и ставят подножки. Еще они гасят лампочки, словом – вредят, как могут. – Фифелка потянула Зайку за руку,

– Пойдем быстрее, надо заскочить ко мне и забрать волшебный бинокль.

– Биноколь?!

– Да! Биноколь! Тссс!!!

Они вбежали в ложу бенуара и юркнули за бархатную портьеру.

Вы знаете, что такое ложа бенуара? Её еще называют царской ложей. Такое красивое название специально придумали, чтобы царям было приятнее сидеть в такой ложе – прямо перед сценой. Самое лучшее место – все в ней тебе видно и слышно, да так, что кажется, будто ты участвуешь в спектакле вместе с актерами. Сюда только важных и почетных гостей пускают. Вот Фифелия наша и облюбовала это место для проживания, ведь к ней только такие гости и заглядывают – важные да почетные.

Но поспешим за нашими героями, а то, пока я тут про ложи бенуара рассказывал, они уже к входу в Фифелкино жилье подбежали.

– Запомни, вот второй ряд. Потом нужно найти третье место. Именно здесь я и живу. – Кикимора хлопнула трижды в ладоши, и под зрительским креслом пол поехал в сторону. – За мной, двенадцать ступенек вниз, и ты у меня в гостях!

Они едва успели сбежать по ступенькам, как в зале стало тихо, занавес с легким шуршанием раздвинулся и там наверху, у них над головой, начался спектакль.

– Ой, как у тебя тут интересно! – девочка в изумлении оглядывала небольшую уютную комнатку. Тут поместилось все: и небольшой диванчик с цветным лоскутным покрывалом, и шкаф с резными дверцами, пара мягких кресел и круглый столик, а за расписной ширмой – небольшая кухонька с настоящей чугунной печкой, в ней потрескивал огонь, наполняя комнатку оранжевыми быстрыми бликами.

– Чай попьем в следующий раз, – Фифелка, пыхтя, что-то искала в шкафу. – Ведь ты же еще раз придешь ко мне в гости? – Она неожиданно вынырнула из шкафа и подозрительно уставилась на Зайку.

– Ну, конечно. Ты же обещала меня чаем угостить, – улыбнулась та.

– Да, только не забудь – второй ряд и третье место! Как соскучишься, приходи в театр и оставь записку под этим креслом. Даже если меня не будет на месте – дел, как понимаешь, у меня много – записку твою я обязательно прочту и прилечу к тебе на Кларе. Это наша театральная ворона, если ты еще не знаешь. О, вот он! – Фифелия вытащила из недр шкафчика старинный театральный бинокль с перламутровой ручкой. – Только в этот бинокль и можно увидеть кошмарика.

– Но как же мы теперь, на виду у всех зрителей, будем вылезать из-под кресла?!

– Ну, ты и сказанула! – фыркнула Фифелка. – Полный успех у нас был бы, выползи мы на коленках из-под кресла, – и, продолжая хихикать, кикимора приоткрыла тихо скрипнувшую дверь. – У меня тут есть свой тайный лаз под театром. Можно в любое место попасть, между прочим! Пойдем, устроимся удобно за сценой, и ты внимательно в бинокль все рассмотришь, глядишь и поймаем кошмарика.

И они спешно, но стараясь не шуметь, двинулись по лабиринту узких проходов под сценой.

– Вот, тут. Только не торопись, смотри внимательно. Кошмарик похож на… как бы это сказать… на очень плотную тень. – Они осторожно выглянули из-за кулис, и кикимора протянула Зайке бинокль.

Бинокль оказался волшебным – лишь только в голове возникала мысль, что хорошо бы приблизить изображение, как оно сразу же увеличивалось. Видимо, спектакль и правда был очень интересным – Зайка видела, что зрителей совершенно захватило действие на сцене.

В тот момент, когда Герде угрожали разбойники, одна маленькая девочка испуганно вскрикнула, и за ее спиной мелькнула плотная тень.

– Вот он! – воскликнула Зайка.

Фифелия вихрем вылетела из-за кулис и смело метнулась за кошмариком. Тот пытался скрыться, но куда там!

– Прочь из театра, прочь! Рассыпься в фонарную пыль, злодейский злодей! – Кикимора ловко бросила театральную афишку, и та, как стремительный бумеранг, настигла улепётывающую серую тень. Кошмарик замер на мгновение, а потом взметнулся и рассыпался облачком мелкой пыли.

Что тут началось! Да-да! Вы что думали, всё тихо и мирно прошло? Поймали кошмарика и на цыпочках удалились? Спектакль-то сорвали!

Актёры по-началу растерялись, но потом разбойники вспомнили, что они должны быть смелыми и безжалостными. Вытащили деревянные сабли, да пистолеты-хлопушки и ринулись в бой. Детишки повскакивали с мест:

Вон, вон ещё один! – Уж не знаю, как это случилось, но даже без волшебного бинокля кошмарики стали видны. То тут, то там над зрительным залом замелькали их быстрые тени.

Фифелия молнией носилась над партером, выстрелы хлопали, сыпалось конфетти. Кто-то стучал ногами, кто-то хлопал в ладоши, кто-то смеялся так заливисто, что в конец ослабел и начал сползать на пол.

Неожиданно один из кошмариков странно засверкал в свете ламп и стал походить на новогоднюю мишуру. Он несколько раз утробно ухнул. Можете верить, а можете нет, но кошмарик – смеялся. Да, да, именно – хохотал и раздувался до тех пор, пока не лопнул и не рассыпался золотой пылью. Теперь сверкали все – актеры, зрители, Фифелия и Зайка.

В изумлённой тишине я переждал три удара сердца и – зааплодировал.

Да, это был спектакль, один из лучших новогодних спектаклей за всю историю нашего театра. А овация? Хлопали так, что в ушах звенело и ладони болели потом три дня. Ну, может и не три, но два – точно.

А главное, с кошмариками теперь есть договорённость. Их приняли в театральную труппу. Они изображают вздохи и шорохи, если нужно в спектакле добавить таинственности. Что же касается лампочек, то кошмарики больше не бьют их, а обсыпают золотой пылью. Если же кто-то из зрителей поскользнётся вдруг на лестнице, то один из кошмариков обязательно подхватит его под руку и не даст упасть.

Прямо не кошмарики, а нежнарики какие-то!

Зайка часто заходит к нам в гости: и на представления, и просто поболтать да истории интересные послушать. А уж когда они с Фифелкой вспоминают, как кошмарика вместе ловили, то смеются так громко, что от их хохота звенят хрустальные подвески старинной театральной люстры.

Динь! Дон! Дзинь!