Блаватская как духовный прожектор [Эди Билимория] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

БЛАВАТСКАЯ КАК ДУХОВНЫЙ ПРОЖЕКТОР


Введение

Мощный духовный прожектор рассеет мрачную тучу невежества. И тогда злобные создания, населявшие мир теней, увидят свет. И больше не будет того зла, что держало их во тьме.

Кажется практически аксиомой, что количество клеветы и оскорблений, обрушиваемых на отдельного человека его невежественными собратьями, прямо пропорционально благородству и желанию оного улучшить общую человеческую судьбу. По иронии кармы, благородная и духовная жизнь никоим образом не подразумевает автоматически того, что личные обстоятельства будут свободны от сильного напряжения. Так было с искупителями человечества, такими как Заратуштра, Иисус, Джордано Бруно и Мухаммед, чья непоколебимая миссия, рождённая их бескорыстной любовью к собратьям, заключалась в том, чтобы вывести людей из трясины невежества к вечному миру и братству. Увы, это безусловно относится и к Блаватской!

Так кем же была Елена Петровна Блаватская, эта русская дворянка, которую теософы всего мира с любовью называют просто Е.П.Б.? Из всего, что было сказано и написано как её поклонниками, так и врагами, что мы на самом деле знаем о ней? Но если проницательность не является нашей привилегией, всё же есть какие-то знаки, которые требуется рассмотреть, и факты, которые следует отметить. Мудрецы, пророки и посланники Света по всему миру, представители всех религий и культур приходили исцелять и благословлять. Ни один из них никогда не тратил впустую свою жизненную энергию, проповедуя материальную утопию или изобретая новые социально-экономические системы для оздоровления мировой политики и устранения физической бедности. Каждый из них осознавал, что именно невозрождённый, то есть, духовно обделённый человек был повсеместным источником уродства вокруг него, и поэтому именно через самого человека, его характер нужно искать дорогу к миру и истине. Так было и с Блаватской, которая каждую крупицу своей энергии посвятила продвижению к братству человечества путём обеспечения всеобщего доступа к тем частям Вечной мудрости, которые можно было законно и безопасно раскрыть широкой публике. За это великодушное самопожертвование ей пришлось испить до дна чашу клеветы и неблагодарности.

Предлагаем читателю стать свидетелем её достижений. Помимо того, что она была истинным оккультистом, философом и учёным (в полном смысле этого слова), она одновременно была неутомимой исследовательницей, талантливой писательницей, лингвисткой, поэтессой и пианисткой.

Как она достигла всего этого, и почему, представляя западному миру «Тайную доктрину», она процитировала Евангелие от Иоанна (7:16): «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня»? Кто же послал её?

Послание важнее посланника. Таким образом, эта статья состоит из двух частей. Сначала мы объясняем причины появления Е.П.Б. на мировой арене в 19-м веке, затем резюмируем её послание, а также формирование Теософского общества и его результаты. Что касается последнего, то поражает та свобода, с которой отдельные недоброжелатели Е.П.Б. продолжают и по сей день клеветать и очернять давно умершего человека, повторяя утверждения, которые многократно опровергались. По этой причине мы должны приложить все усилия, чтобы продемонстрировать, что обвинение в обмане и мошенничестве, которое преследовало Е.П.Б. с момента публикации в 1885 году британским Обществом психических исследований отчёта Ходжсона, было фактически опровергнуто их собственным вердиктом 1986 года, написанным специалистом по подделкам и анализу почерка Верноном Харрисоном. Во второй части мы расскажем о её жизни, творческих достижениях и финансовом положении.

Почему нужно больше Света?

Доктрина нити
Эзотерическую доктрину иногда называют доктриной нити (на санскрите: сутратма), поскольку она проходит через все философские, религиозные и научные системы, связывает их воедино, а также примиряет и объясняет их (Blavatsky 1938, vol. 2, p. 335). Мы обнаруживаем, что эта священная нить эзотеризма проходит через все события мировой истории, начиная с её истоков в глубине веков и заканчивая историческими временами. Мы видим это в мифах и легендах многих культур. Сначала это были полубожественные образы: Кришны – в Индии, Гермеса – в Египте, Митры – в Персии; за ними следовали великие мудрецы, такие как Гаутама Будда, Лао-цзы и Иисус Христос. На западе эту доктрину нити можно найти у греческих философов, таких как Пифагор и Платон, а также у гностиков, Симона Мага и других. Несмотря на безжалостное подавление со стороны христианской церкви, оно тем не менее проявляется в доктрине розенкрейцеров, алхимиков и герметиков, а также частично явным образом выражено в трудах Роберта Фладда, Якоба Бёме и Исаака Ньютона.

Западная мысль 19-го века и причина появления теософии
Состояние мысли в девятнадцатом веке, особенно во второй его половине, заставило Стражей этой эзотерической традиции «открыть окно», чтобы публично заявить о её существовании. Впервые в зарегистрированной истории некоторые части этого до сих пор нераскрытого учения были публично изложены в ранней литературе теософского движения. Но почему именно в эту эпоху мировой истории? Потому что это была эпоха, когда религия находилась в остром конфликте с материалистической наукой. Натиск науки и технологии давал человеку всё больше власти над его физическим окружением, однако материалистическая и рациональная основа этой власти, казалось, ставила под угрозу сам смысл и цель творения. На противоположном же конце спектра стал популярен спиритизм с его ошибочными теориями о «духах» умерших людей, якобы возвращающихся на землю, чтобы общаться с теми, кого они любили. Вероятно, наиболее коварным был дарвинизм, которому почти удалось уничтожить место человека в божественном порядке, полностью основав его эволюцию и существование на механистической биологии, включающей понятие генетической мутации и естественного отбора. В этом резко поляризованном состоянии дел теософия в космическом контексте утвердила и достоинство, и цель человеческой жизни. Она поместила судьбу человека в эманационистскую космологию и показала, что бытие представляет собой органическое целое, а человек как микрокосм является отражением макрокосма. Примечательно, что в теософии излагается двойная доктрина кармы и реинкарнации, этих центральных столпов эзотерической философии.

Миссия и учение Блаватской

Таким образом, задача Е.П.Б. заключалась в том, чтобы, действуя в качестве посланника, принести знание о существовании Божественной мудрости (или Тео-софии) как корня и основы, на которой держатся все философии, все науки, все религии и которая направляет космос, природу и человеческую жизнь. Эта Божественная мудрость также известна как Древняя мудрость, или религия Мудрости, или эзотерическая философия, или Вечная философия, или оккультная наука. Все эти термины намекают на тот факт, что Тео-софия – это не система верований, сформулированная человеком, чем является религия в обычном значении этого слова, понимаемом как формализованное поклонение и ритуал. Но это есть мудрость, накопленная за бесчисленные века, которая систематически проверялась поколениями мудрецов по всему миру (см. ниже). Каждая религия основана на одной и той же истине или «тайной доктрине», которая содержит «альфу и омегу универсальной науки» (Blavatsky 1877, p. 511). Следовательно, эта мудрость вечна по содержанию, хотя и ограничена способом выражения, обусловленном преобладающим языком и фразеологией своей эпохи.

Чтобы избежать недоразумений, необходимо объяснить значение слова «оккультизм». Оно не имеет ничего общего с популярными представлениями о колдовстве и т.п. Всё, что является оккультизмом, этимологически спрятано или скрыто от физических глаз и чувств. Тогда, что же такое оккультная наука? Это общий термин, относящийся к герметическим или эзотерическим наукам, которые исследуют существенные, или скрытые, тайны природы – физические и психические, ментальные и духовные, но никак не внешний вид и механическое поведение природных объектов, которые изучает западная наука. Например, то, как Сведенборг пришёл в своих общих концепциях к оккультным учениям, показано в его эссе по вихревой теории (Blavatsky 1938, vol. 1, p. 177).

Что же касается послания, которое доставила Е.П.Б., то оно основано на фундаментальных аксиомах, сформулированных в трёх положениях, которые нельзя понять вне зависимости от целого. А это означает, что ни один аспект, принцип или закон не могут быть должным образом рассмотрены изолированно, так как Вселенная в них представляет ВСЁ. Более того, не будет лишним подчеркнуть, что эти положения не являются изобретением Е.П.Б. или кого-либо ещё. Они составляют основу доктрины Божественной мудрости. Бесчисленные поколения мудрецов проверяли эту доктрину с помощью исследований, а также практического опыта в манере, сходной с индуктивным методом науки, посредством которого выдвинутая гипотеза проверяется повторяющимися экспериментами, и только при наличии достаточного подтверждения гипотезы экспериментальной проверкой можно делать вывод о преобразовании её в теорию. Подобным же образом эти мудрецы обнаружили, что провозглашаемые учения созвучны основной философии, сформулированной ими. Но именно Е.П.Б. синтезировала разнообразные и разрозненные фрагменты этой доктрины в целостную систему и совокупность знаний, которые впервые стали доступны западному миру на подходящем для него языке. Но также уместно указать здесь на совет Е.П.Б.:

Ни одна доктрина и ни одно вероучение, рождённые человеком, какими бы освящёнными традицией и древностью они ни были, не могут сравниться по священности с религией природы. Ключ мудрости, открывающий массивные врата, ведущие к тайнам сокровенных святилищ, можно найти только в её груди, и эта грудь находится в странах, на которые указал великий провидец прошлого [18-го] века Иммануил Сведенборг. Здесь находится сердце природы, та святыня, из которой произошли первые расы первобытного человечества, и которая является колыбелью физического человека. (Blavatsky 1938, vol. 4, p. 365)

Первое положение: есть только одна истинная реальность

Существует некий вездесущий, вечный, беспредельный и неизменный ПРИНЦИП), любые рассуждения о котором не имеют никакого смысла, поскольку он выходит за пределы человеческого понимания, и любые выражения и сравнения, к которым человек может прибегнуть для описания его, лишь приведут к его умалению и искажению. Есть одна абсолютная Реальность, которая предшествует всему проявленному, обусловленному бытию. Эта бесконечная и вечная Причина – бескорневой корень всего, что было, есть или когда-либо будет. (Blavatsky 1938, vol. 1, p. 79)

Эта «бытийность» символизируется двумя аспектами. С одной стороны, это абсолютное абстрактное пространство, олицетворяющее чистую субъективность, единственная вещь, которую ни один человеческий разум не может ни исключить из любой концепции, ни постичь саму по себе. С другой стороны, это абсолютное абстрактное движение, представляющее ничем не обусловленное сознание.

Таким образом, это положение является утверждением единичности или ЕДИНСТВЕННОСТИ происхождения всего сущего. Оно провозглашает существование единого духовного источника, из которого всё происходит, который поддерживает всё в каждый момент времени и в который всё будет вновь поглощено, принося плоды опыта в конце каждого великого периода деятельности, или эволюционного цикла. Следовательно, «сущностное единство всех проявленных вещей обусловлено исходной реальностью, единым Принципом» (Farthing 1993, p. 120).

Но для того, чтобы проявленные миры – миры форм – могли возникнуть, эта единая Реальность демонстрирует свои два существенных аспекта, отражённых в дуальности или полярности, которые мы видим проходящими через всю природу, видимую и невидимую. «Таким образом, проявленная Вселенная, пронизана дуальностью» (Blavatsky 1938, vol. 1, p. 81). Это двойственность духа и материи, субъекта и объекта, позитивного и негативного, жизни и формы, мужского и женского; плюс двойственность, которую наука подтверждает своими исследованиями физической природы, где энергия (излучение) и вещество, или волна и частица, рассматриваются как два аспекта света. Полюса этой двойственности следует рассматривать только как два аспекта изначального ЕДИНОГО, из которого они происходят. Они постулируются как основа обусловленного бытия, но никогда не существуют одно без другого, как две стороны одной медали.

Второе положение: периодичность является всеобщим законом

Вечность Вселенной в целом как некоего беспредельного плана, периодически служащего ареной жизнедеятельности для бесчисленных вселенных, которые непрестанно то проявляются, то исчезают и называются проявляющими звёздами и искрами Вечности. Вечность странника подобна мановению ока Самосущего. Попеременное то появление, то исчезновение миров подобно регулярно чередующимся приливам и отливам. (Blavatsky 1938, vol. 1, p. 82)

Это положение утверждает абсолютную универсальность закона периодичности, прилива и отлива, притока и оттока. Чередование дня и ночи, жизни и смерти, сна и бодрствования является фактом настолько обычным, настолько всеобщим и не имеющим исключений, что, как легко понять, в нём мы видим один из абсолютно фундаментальных законов мироздания.

Между прочим, обратите внимание, что периодическое появление и исчезновение вселенных строго соответствует циклическому и кармическому закону. Проявление или состояние бодрствования известно как манвантара, или день Брахмы, и является проекцией вовне из субъективных сфер в объективность – как проявление, эволюция, развёртывание, центробежное действие, движение изнутри вовне; состояние же исчезновения или сна известно как пралайя, или ночь Брахмы, и является уходом и растворением из проявленного состояния обратно в субъективные сферы – как инволюция, свёртывание, центростремительное действие, движение извне внутрь. Подчёркивается, что такая периодичность не ограничивается только физической природой, которая изучается и фиксируется западной наукой, но в равной степени применима в грандиозном макрокосмическом масштабе к планетам и вселенным, поскольку периодичность является одним из универсальных и фундаментальных законов оккультной науки.

Микрокосм – это отражение макрокосма. Таким образом, у человека это можно сравнить с его дневным бодрствованием и ночным сном. В течение дня мы выполняем различные задачи, находящиеся друг с другом во взаимосвязи; а в ночное время вся наша экстравертная дневная деятельность переходит в интегрированное состояние сна.

Третье положение: все души развиваются эволюционно

Фундаментальная идентичность всех душ с единой мировой сверхдушой, которая сама выступает одним из аспектов неведомого корня; а также необходимость странствования для каждой души – искорки сверхдуши – на всём протяжении цикла воплощений, или цикла необходимости, в полном соответствии с законами циклов и кармы. (Blavatsky 1938, vol. 1, p. 82)

Это положение гласит, что каждая душа должна пройти через полный цикл воплощений, во время которого она приобретает опыт в качестве минерала, растения, животного и, в конечном итоге, человека. Но это не означает, что человек был камнем, растением или животным, но это есть эволюционный путь развития внутреннего, невидимого аспекта жизни, именно в течение этого длительного процесса индивидуальное самосознание, в конечном итоге, и возникает в человеке.

Таким образом, для любого человека его эволюционный путь не может быть завершён за одну жизнь. Его бессмертная духовная душа проецирует свой луч вниз на ряд личностей, на одну за другой, и накапливает духовный опыт жизни в каждой из них. Так развивается духовная душа человека.

Очевидно, у человека нет никаких необъяснимых удач, особых даров или привилегий, кроме тех, которые были получены его собственной духовной душой благодаря его собственным усилиям и заслугам на протяжении длинной серии перевоплощений. Это может объяснить феномен гения, будь то в искусстве, науке, спорте или в любой другой области. Каждый гений, так сказать, сделал себя. Его тело и мозг – не просто случайный результат правильного сочетания генетического материала, но и заслуженный результат работы его духовной души.

Таким образом, третье положение связано с выполнением «обязательного паломничества» для осознания и повторного утверждения своей божественности, которую мы не осознавали, когда начинали своё путешествие. В начале путешествия мы были бессознательно божественными; в конце цикла мы становимся божественными сознательно.[1]

Образование Теософского общества

В то время как спиритуализм в Америке был объектом широкого обсуждения и главной темой ответственной журналистики, группа серьёзных мужчин и женщин собралась в квартире Е.П.Б. в Нью-Йорке, чтобы обсудить не только эту злободневную тему, но и широкий спектр прочих интересных тем. Согласно записям встреч, они варьировались от медиумизма и магических явлений до современных научных открытий, курьёзов природы, верований и обычаев древних цивилизаций.

На одном из таких собраний был поднят вопрос: «Не пора ли нам создать Общество для такого рода исследований?» Это было 7 сентября 1875 года.

В течение следующих нескольких недель формальная организация Общества продолжилась выборами должностных лиц, записью протоколов, принятием резолюций и т.д., пока 17 ноября избранный президент не произнёс свою инаугурационную речь. Таким образом, Теософское общество (ТО) было полностью сформировано. С тех пор эта дата отмечается как день его образования.

Среди лиц, присутствовавших на предварительных встречах, кто продолжал вносить свой вклад в дальнейшее развитие ТО, были полковник Генри Стил Олкотт (президент, после смерти в 1907 году его сменила Анни Безант), Елена Петровна Блаватская (секретарь-корреспондент) и Уильям Кван Джадж (адвокат).

За последние сто лет современное теософское движение разделилось на несколько отдельных организаций, каждая из которых стремится выполнять задачи Общества по-своему и со своим акцентом.

Задачей Теософского общества является формирование братства человечества, затем исследование законов природы, особенно в их оккультном проявлении, развитие скрытых сил в человеке и понимание восточных писаний. Затем они были формализованы в три нынешние цели Общества:

1. Сформировать ядро всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

2. Поощрять сравнительное изучение религии, философии и науки.

3. Исследовать неизвестные законы природы и силы, скрытые в человеке.

Следовательно, труды Теософского общества и Е.П.Б. действовали как зеркало и линза, распространяя эзотерическое наследие человечества среди новой и более широкой аудитории. Но основная направленность Теософского общества, безусловно, следует из его первой задачи, не предполагающей демонстрации феноменов или преподавания оккультных наук ради них самих. Согласно махатмам, после слов о том, что «Учителя желают Братства человечества и началось движение к настоящему вселенскому братству» (Barker 1972, p. 24). Но для достижения его следует добиться

глубокого изменения в человеческом сознании, которое позволит улучшить состояние мира. Теософское общество существует для того, чтобы пробудить человеческие существа в их собственной, действительно высшей, природе и, таким образом, начать новую эру всемирного братства. (Burnier 2005)

В основе теософского движения лежит свобода мысли. Ни один учитель или писатель, включая Е.П.Б., не имел права навязывать другим членам своё учение или мнение. Каждый член Общества был свободен в выборе любой школы мысли, но не мог навязывать кому-либо свой выбор.

Работа Е. П. Блаватской

Содержание произведений Е.П.Б., возможно, не имеет себе равных в литературной области, поскольку её произведения открывают доступ к тайным знаниям Запада и особенно Востока, где эзотерическая философия с незапамятных времен оберегалась её хранителями. Её величайший опус - несомненно, «Тайная доктрина» (см. ниже). Этот трактат уникален. Нет никакого другого, который излагал бы грандиозный процесс космогенеза и антропогенеза не как подражание доктринам, встречающимся в той или иной форме в мировых писаниях, а как их общий источник. Он показывает человеку цель, план, сознательный процесс и Путь.

Мы сейчас назовём её основные произведения, так как просто невозможно перечислить все её статьи, рассказы и письма, написанные пером и тушью для периодических изданий, которых насчитывается более тысячи. Невероятно то, что она начала писать по-английски только к сорока годам, однако её словарный запас считается в английском языке четвёртым по величине, что ставит её в один ряд с Мильтоном и Шекспиром.

Письма махатм А. П. Синнетту
«Письма махатм» представляют собой сборник писем, полученных, в основном, от двух адептов, учителей Е. П. Блаватской, в ответ на вопросы, заданные им, главным образом, А. П. Синнеттом, а некоторые – А. О. Хьюмом. Это источник основных принципов учения, разработанного и распространяемого во всех произведениях Блаватской. Письма включают научные комментарии и содержат множество философских и метафизических указаний в эзотерической традиции, таких как развитие космоса, планетарные схемы, эволюция человека, его конституция, посмертные состояния, уровни сознания, электричество, магнетизм и природа материи.

Книги Е. П. Блаватской
«Разоблачённая Изида» была опубликована в 1877 г. в двух томах: первый том посвящён науке, второй – теологии. Приводятся или упоминаются различные отрывки из 1339 работ, и это без учёта того, сколько раз цитируется какой-либо том. (Подумайте о том, сколько труда потребовалось бы обычному писателю, чтобы просмотреть более тысячи книг, чтобы найти конкретный отрывок.) Эта огромная работа представляет собой кладезь информации о науке и теологии того времени. Хотя некоторая её часть сейчас уже устарела, всё же есть многое, что выполняет свою общепризнанную функцию «ключа к тайнам древней и современной науки и теологии». Там есть важные комментарии: к философской основе древней и современной науки; к реальности взамен иллюзии; к тайнам природы, таким как психофизические, психические и циклические явления, сила и материя, а также к мудрости Индии и древнего Египта. Эта книга, конечно, иконоборческая, но она помогает нам освободиться от наших иллюзий и предубеждений.

«Тайная доктрина» была опубликована в 1888 году. Это монументальный труд с подзаголовком «Синтез науки, религии и философии». Связь между космосом и человеком требует, чтобы они изучались вместе. Вот почему два тома «Тайной доктрины» (первое издание: том I – космогенез, том II – антропогенез) раскрывают как природу и строение космоса, так и оккультную конституцию человека. Том III (вышедший посмертно) содержит очерки Е.П.Б. Отрывки из 1147 различных работ цитируются и упоминаются для описания и подтверждения выдвигаемых оккультных доктрин, опять же, следует принимать во внимание, что отдельные работы цитируются неоднократно.

По утверждению племянницы Эйнштейна, у её знаменитого дяди всегда лежал на столе экземпляр этой книги.[2] Другим нобелевским лауреатом, глубоко интересовавшимся «Тайной доктриной», был физик Роберт Милликен, и есть убедительные доказательства того, что он и астрофизик Густав Стромберг сыграли важную роль в знакомстве Эйнштейна с этой великой работой (Cranston 1993, p. 605).

Особую ценность для изучающих науку и эзотерическую традицию представляют два дополнения «Сопоставление науки и тайной доктрины», вошедшие в состав как первого, так и второго тома. В дополнениях к первому тому истины оккультной науки противопоставляются последним открытиям и теориям физической науки о происхождении вселенной, природе силы и материи, элементов и атомов. Во втором томе дополнение касается обширной схемы эволюции, антропологии, ископаемых реликвий, геологических периодов, доисторических цивилизаций и затопленных континентов. Снова новейшие подходы, предлагаемые наукой, противопоставлены истинам древней мудрости. Несмотря на то, что некоторые внешние факты и детали явно изменились после огромных успехов, достигнутых наукой в двадцатом веке, её основная философия и господствующее отношение не продвинулись достаточно далеко даже через столетие после того, как была «рассекречена» тайная доктрина. Однако, Е.П.Б. поняла, что именно с помощью научного подхода следует проводить дальнейшее изложение и исследование вневременной мудрости. На самом деле, ряд пророческих утверждений о будущем направлении науки, сделанный в «Тайной доктрине», был подтверждён открытиями двадцатого века, такими как взаимопревращаемость материи и энергии, древность человеческого рода и примат сознания.

«Ключ к теософии» появился в 1889 году и представляет собой «ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософское общество». В нём излагаются основные аспекты учения, затрагивающие человечество, такие как религия мудрости, оккультизм, спиритуализм, бог и молитва, семеричная природа человека, посмертные состояния, карма, реинкарнация и сложная природа ума.

«Голос Безмолвия» был написан также в 1889 году, «будучи избранным фрагментом из Книги золотых наставлений для ежедневного использования учениками оккультизма». Эта небольшая по размеру, но колоссальная по важности книга состоит из трёх фрагментов, озаглавленных «Голос Безмолвия», «Два Пути» и «Семь Врат». Эта работа предназначена для тех немногих искренних стремящихся к истинному самопознанию для того, чтобы сыграть необходимую роль в помощи человечеству на его трудном эволюционном пути к окончательному самоискуплению и освобождению.

«Собрание сочинений» представляет собой сборник многочисленных статей и опубликованных материалов Е. П. Блаватской, написанных в период с 1875 по 1891 год, расположенных в хронологическом порядке в 15 больших томах, подготовленных к печати, главным образом, благодаря усилиям её троюродного племянника Бориса Цыркова. Эти тома содержат много материала, дополняющего её основные книги. Некоторые из этих дополнений дают представление о том, как эзотерические учения могут повлиять на судьбу современного человечества с учётом его традиций, институтов, невежества, суеверий и т.д. Они освещают вопросы спиритизма, христианской религии и оккультизма в целом. Как всегда, Е.П.Б. представляет главные объективные факты, которые она ясно видит на фоне своих энциклопедических знаний.

«Протоколы ложи Блаватской» состоят из двух частей: первая – от 1890 г., вторая – от 1891 г. Они представляют собой ответы на вопросы о Стансах Дзиан (на которых основана «Тайная доктрина»), заданные Блаватской во время заседаний ложи.[3] Это имеет особое значение для изучающих «Тайную доктрину».

«Теософский словарь» был опубликован в 1892 году. Это кладезь информации, разъясняющий эзотерические термины, хотя у Е.П.Б. не было возможности проверить и исправить его.

Прочие работы включают буклеты, брошюры и комментарии, многие из них на русском и французском языках. Главными среди них являются: «Жемчужины Востока», книга на день рождения с заповедями и наставлениями, опубликованная в 1890 году; «Мадам Блаватская об изучении теософии», представляющая собой буклет, содержащий важные советы Е.П.Б. студентам, записанные Робертом Боуэном; сборник «Пять лет теософии», изданный в 1885 году, содержащий подборку мистических, философских, теософских, исторических и научных статей из «Теософиста», периодического издания, редактором которого (а часто и автором) была Е.П.Б.

Особенности писательского процесса Блаватской

Е.П.Б. демонстрировала сиддхи (психо-духовные способности): ясновидение, яснослышание, перенос сознания, осаждение и ментальную телефонию. Все они использовались в её писательстве и могут быть разделены на семь разновидностей. Мы опишем их ниже – вряд ли можно было не отдать должное такой увлекательной и сложной теме.[4] Мы полностью уверены в том, что ни один из этих процессов не является ни чудом, ни сверхъестественным явлением. Все они будут подчиняться естественным законам, как только оператор развил у себя способности их использовать. Понятно, что вышеперечисленные труды Е.П.Б. являются доказательством этого – её литературные произведения с несколькими тысячами ссылок не могли быть созданы обычными средствами.

Детальная обрисовка. Традиционный метод писательства с использованием, с точки зрения оккультизма, дополнительной размерности. Этот вид письма показывает, что Е.П.Б. развила в себе сиддхи духовного (а не просто психического) ясновидения, что она была «духовным провидцем, внутреннее Око которого открыто, что позволяет видеть сквозь завесу материи» (Blavatsky 1938, vol. 2, pp. 358-359).

Писание по инструкции. В этом случае Е.П.Б. находилась под руководством и наблюдением своего учителя-адепта и выполняла поставленную им задачу по донесению до западного мира учений Вечной философии.

Писание под диктовку. Е.П.Б. устанавливала взаимную психо-магнетическую связь с адептом оккультных наук. После этого становилась возможной передача мыслей и диктовка целых страниц, поскольку расстояние как таковое для мысли не существует.

Использование прямого ясновидения. Е.П.Б. могла выбрать книгу определённой тематики (хотя никогда раньше она её не видела); найти в ней любую страницу; выбрать подходящий отрывок на заранее определённую тему; выделив цитату, скопировать её дословно и правильно указать страницу; кроме того, чтобы обосновать эту цитату, привести ссылку на другого автора, аналогичным образом проведя работу с другой книгой. Учителя научили Е.П.Б. этому во время её обучения в Тибете. Автор этой статьи хотел бы официально заявить, что он проверил большую часть научных разделов «Тайной доктрины» на предмет ссылок на источники. Было установлено, что все они верны в каждой детали в отношении цитирования, ссылки и номера страницы. Он также проверил каждую из десятков ссылок на сэра Исаака Ньютона и обнаружил, что все они верны в мельчайших деталях. Вот почему мы можем с уверенностью утверждать, что Е.П.Б. действительно писала как учёный, полностью предоставив нам главы и страницы с проверенными ссылками на источники.

Использование психометрии. Включает в себя способность, с помощью которой экстрасенс получает от любого предмета, который он держит в руке или у лба, впечатления о характере или внешнем виде человека или любого другого объекта, с которым этот предмет ранее соприкасался. Таким образом, рукопись, картина или ювелирное изделие, какими бы древними они ни были, передают экстрасенсам живое представление о писателе, художнике или владельце этого изделия.

Использование процесса осаждения. Представляет собой материализацию сообщения на бумаге или другом материале (Махатмы готовили свои письма именно таким образом).

Использованиес процесса, аналогичного тулку. Это трудно объяснить, поскольку нет английского слова, эквивалентного этому тибетскому термину, в широком смысле он означает оккультную способность проецировать своё сознание с помощью иллюзорного проводника или тела.

Направления исследований, простимулированные Блаватской

Раскрытие до сих пор охраняемых фактов о внутренней работе природы стимулировало крупные исследования в ряде областей науки. Как говорит нам Е.П.Б., истины, провозглашённые такими людьми, как Кеплер, Лейбниц, Гассенди и Сведенборг, так и не были проанализированы беспристрастно. Но теперь наука начинает обращать на них внимание. Действительно, махатмы утверждали, что «современная наука стала нашим лучшим союзником» (Barker 1972, letter 11).

Есть две обширные области, в которых наука и теософия могут дополнять друг друга: естественные науки и науки о жизни. К первой относятся традиционные «жёсткие» науки, т.е. математика, физика и химия; а вторая включает биологию, эволюционную теорию и природу сознания и разума. Современные направления, в основном, охватывают четыре широкие области исследований: материю и свет, космологию, исследование сознания и всю гамму эволюции.

Материя и свет
Интересно, насколько близко последние эксперименты и теория квантовой физики о природе света и материи отражают фундаментальные эзотерические принципы, главным образом, касающиеся роли сознания. Наука через математику и эксперименты открыла то, что древние поняли через медитацию и интуицию: наблюдатель, эксперимент и наблюдаемые явления должны рассматриваться как неразрывное целое. Мы живём в мире полной взаимосвязанности, поэтому не может быть такого, чтобы действие, каким бы слабым оно ни было, не повлияло на гармонию и динамику Целого.

Космология
Теория Большого взрыва в космологии практически не подвергалась сомнению в течение многих лет, но сейчас учёные начинают понимать ограничения этой модели, главным образом, в отношении исключения из схемы сознания и по вопросу о событиях, предшествующих Большому взрыву. Что же касается последнего, то некоторые склонные к мистике учёные постулировали наличие поля, которое по своей природе является чистым сознанием, так что космический порядок, стоящий за феноменальным проявлением, разумен, созидателен и сознателен, то есть, перед нами – РАЗУМ.

Сознание
В настоящее время это самая горячо обсуждаемая тема, на которой сошлись две группы: материалистов и антиматериалистов. Первая группа рассматривает сознание исключительно как функцию мозговой активности, и их цель – найти решение «простой проблемы»: как мозг выполняет свои задачи по обработке данных. Вторая же группа решает «сложную проблему», заключающуюся в том, что понимание мозговых механизмов не обязательно приведёт к пониманию сознания как такового.

Антропология, геология и теория эволюции
Эти предметы до недавнего времени имели мало связей с теософией. Однако в дарвиновской эволюционной теории начинают обнаруживаться серьёзные изъяны, из-за которых научная картина эволюции может уйти в орбиту теософии. Основополагающим вкладом в этот слом жёсткого дарвинизма стала работа Майкла Кремо и Ричарда Томпсона «Запрещённая археология: неизвестная история человечества». Эта книга разоблачает главное научное сокрытие, заключающееся в том, что эволюционные предубеждения, поддерживаемые влиятельными группами учёных, стали причиной для отсеивания, замалчивания или игнорирования фактов, противоречащих господствующей точке зрения истеблишмента на происхождение и древность человека. Кремо и Томпсон представили подробные и исчерпывающие доказательства того, что люди, подобные нам, существовали на Земле за миллионы лет до геологического периода, на который претендует дарвинизм, и эта огромная древность человеческого рода, безусловно, является ключевым принципом оккультной доктрины эволюции и антропогенеза.

Лекторий Блаватской

Он был открыт, в первую очередь, в ознаменование работы, проделанной Е.П.Б. для распространения теософии. Представляет собой серию лекций известных теософов, многие из которых являются самостоятельными авторами и лекторами Теософского общества, и предназначен для развития оккультной мудрости, содержащейся, главным образом, в трудах Е.П.Б. Тема этих лекций охватывает весь спектр отношений между оккультной и ортодоксальной науками, эволюцией, практической философией, масонством и путём саморазвития, преданности и служения. Все лекции доступны в виде печатных буклетов.

Траст Блаватской

Является общественной благотворительной организацией; основан в 1974 году с целью продвижения образования и дальнейших исследований и изучения религии, философии и науки, а также распространения результатов такой работы среди общественности. Фонд помогает финансировать магистерский курс западного эзотеризма в Эксетерском университете.[5] Кроме того, Траст участвует в финансировании ряда теософских лекций, семинаров и мероприятий в Англии.

Обвинение Блаватской в обмане и жульничестве

Интерес к Теософскому обществу в искушённых европейских кругах неуклонно рос, пока его не постигло бедствие. Описываем события того времени ниже.

Отчёт Ходжсона от 1885 года
В 1884 году Общество психических исследований (ОПИ) направило в Индию своего представителя Ричарда Ходжсона для расследования связанных с Е.П.Б. оккультных феноменов, включая авторство писем махатм. Выпускник Кембриджа двадцати с небольшим лет, отличавшийся, судя по всему, чрезмерной самоуверенностью и высокомерием, Ходжсон прибыл в штаб-квартиру Теософского общества в Адьяре в ноябре 1884 г., когда там не было ни Е.П.Б. – она в то время находилась в Европе, ни полковника Олкотта – он тоже был за границей. Выводы Ходжсона основывались почти полностью на показаниях Эммы и Алексиса Куломбов, которые были сотрудниками штаб-квартиры ТО в Адьяре. Эта пара успела распространить истории о том, что Е.П.Б. якобы давала им инструкции, чтобы они помогали ей совершать мошеннические действия при подготовке к демонстрации оккультных феноменов. Их обвинения, по всей видимости, были мотивированы взятками от христианских миссионеров, враждебно относившихся к теософии. Существует документ, подписанный пятью теософами (ни Е.П.Б., ни полковника Олкотта среди них нет, поскольку они были за границей), в котором они свидетельствуют, что знали о существовании махатм. Кроме них этот документ был дополнительно подписан 13 июля 1881 года ещё двумя свидетелями – супругами Куломб. К тому же, они добавили к своему постскриптуму примечание, в котором говорилось, что «вышеупомянутый постскриптум верен» (Eek 1965, pp. 169-171). Это достаточно удивительное примечание, учитывая тот хаос, который вызвали эти два человека. Тем не менее, этот документ не был упомянут Ходжсоном в его отчёте – он предпочёл поверить словам двух лжесвидетелей, а не опровергающему их заявлению других сотрудников Адьяра.

Широко разрекламированный отчёт Ходжсона был опубликован в 1885 году. В нём утверждалось, что «мадам Блаватская останется в памяти человечества как одна из наиболее опытных, изобретательных и интересных обманщиц в истории». С тех пор этот вердикт постоянно воспроизводится в словарях и энциклопедиях, а также в средствах массовой информации всякий раз, когда обсуждаются её жизнь и творчество. Последовавшая за ним негативная огласка продолжает существовать до сих пор.

Е.П.Б. вернулась в Адьяр в декабре 1884 г., но, чтобы избежать дальнейшей полемики, ТО не позволило ей защитить своё имя юридическими средствами, что повергло её в состояние глубокого разочарования. В марте 1885 года в плохом состоянии здоровья она покинула Индию, чтобы уже никогда не вернуться.

Вердикт Харрисона от 1986 года
Особенно примечательно, что в 1986 году, через сто лет после публикации отчёта Ходжсона, ОПИ по собственной инициативе выпустило трёхстраничный пресс-релиз для газет и ведущих журналов Великобритании, Канады и США, открывающийся словами:

«Соучредитель Теософского общества мадам Блаватская, как показало новое исследование, была обвинена несправедливо».

Повторное рассмотрение дела Блаватской провёл доктор Вернон Харрисон, бывший президент Королевского фотографического общества, бывший менеджер исследовательского центра компании Де Ла Рю и эксперт по подделкам.

Пресс-релиз включал в себя один из резюмирующих абзацев двадцатипятистраничного анализа доктора Харрисона:

При подробном изучении этого отчёта становится всё более и более очевидным, что Ходжсон был готов использовать против Блаватской любые доказательства, даже банальные или сомнительные, и в то же время игнорировал все доказательства, которые могли быть истолкованы в её пользу. Его доклад наполнен предвзятыми утверждениями, гипотезами, представленными как факты или вероятные факты, не подтверждёнными показаниями неназванных свидетелей и откровенной ложью. (Harrison 1986)

Свидетельства Ходжсона о почерке, как установил Харрисон, были настолько слабыми, предвзятыми и запутанными, что с таким же успехом он мог бы сказать, что Блаватская написала «Гекльберри Финна» или что письма махатм были написаны президентом Эйзенхауэром.[6] Харрисон пришёл к выводу, что компрометирующие  письма Блаватской-Куломб, которые были утеряны или уничтожены, были подделками, изготовленными Куломбами, и более того, он не может снять бремени вины за публикацию этого «никуда не годного отчёта» с комитета ОПИ.

Затем Харрисон цитирует заявление, которое сама Е.П.Б. сделала вскоре после публикации отчёта Ходжсона:

Усердные, но направленные не по адресу изыскания мистера Ходжсона, его показная точность, которая проявляет бесконечное терпение в рассмотрении мелочей и абсолютна слепа к вещам действительно важным, его противоречивые рассуждения и невероятная некомпетентность в проблемах, которые он обязан разрешать, будут, нисколько не сомневаюсь, должным образом показаны другими авторами.

И это действительно произошло, поскольку Харрисон пишет: «Я извиняюсь перед ней за то, что нам потребовалось сто лет, чтобы установить, что она писала правду».

Конечно, этот вердикт ОПИ 1986 года имел гораздо меньшее освещение и не вызвал какого-либо особого интереса в сравнении с более ранним отчётом Ходжсона. Но разве клевета с сопутствующим ажиотажем в СМИ не привлекает больше внимания, чем новости, отстаивающие правду?

Более глубокие последствия отчёта Ходжсона 1885 года
Уже было достаточно сказано, что Е.П.Б. не писала писем махатм – вывод Харрисона подтверждается тремя другими расследованиями, независимо проведёнными экспертами по подделке документов. Несмотря на всё вышесказанное, существуют более глубокиевнутренние причины, по которым Е.П.Б. следовало назвать обманщицей в отчёте Ходжсона. Прежде всего, обратите внимание на слова Учителя о демонстрации оккультных феноменов неподготовленной публике:

С одной стороны, наука (в её нынешнем состоянии) оказалась бы неспособной объяснить чудеса, показанные во имя её, а с другой – невежественные массы всё равно были бы уверены, что им довелось увидеть чудо. Каждый свидетель демонстрации [оккультных феноменов] будет выведен из равновесия, и результаты окажутся плачевными. (Barker 1972, letter 1)

Дело в том, что оккультные секреты – это бесценные жемчужины, чрезвычайно опасные в руках эгоистов, которые могут использовать их для достижения своих целей. Таким образом, обвинение Е.П.Б. в жульничестве действовало как завеса, защищающая оккультные тайны от недостойных рук.[7] Таким образом, отчёт Ходжсона эффективно защитил и ТО, и эзотерические доктрины от тех, кто не имел и до сих пор не имеет необходимого бескорыстия, чтобы использовать древнюю мудрость на благо человечества. Явно неблагоприятные выводы Ходжсона были частью космической необходимости предотвратить преждевременное раскрытие истин, которые человечество в целом было неспособно принять. Возможно, это спасло мир от ужасных бедствий, которые могли случиться в результате злоупотребления оккультными силами. По словам Е.П.Б.:

Оккультная философия раскрывает лишь некоторые из своих главнейших и жизненно важных тайн. Она разбрасывает их, как драгоценные жемчужины, одну за другой, далеко друг от друга, и только тогда, когда этого требует эволюционная приливная волна, которая медленно несёт человечество… В кои-то веки, выйдя из-под надёжной опеки своих законных наследников и хранителей, эти тайны перестают быть оккультными: они переходят в общественное достояние и рискуют попасть в руки эгоистов – Каинов рода человеческого – чаще всего становясь не благом, а проклятьем. (Blavatsky 1938, vol. 1, p. 558)

Отчёт Ходжсона надёжно гарантировал, что оккультный жемчуг не будет разбрасываться перед свиньями, если вспомнить известное библейское изречение.

Биография Е. П. Блаватской

Елена Петровна Ган [будущая Блаватская] родилась в Екатеринославе в ночь с 30 на 31 июля 1831 года. Её отец, полковник Пётр Алексеевич Ган, вышел из аристократического мекленбургского рода, поселившегося в России около 300 лет назад. Её мать, Елена Андреевна, дочь саратовского губернатора, была известной романисткой. Её бабушка по материнской линии, княжна Елена Павловна, произошла из семьи Долгоруковых. Среди ближайших предков Е.П.Б. были представители аристократических родов России, Франции и Германии. В 1849 году, когда ей ещё не было восемнадцати, она вышла замуж за генерала Никифора Блаватского, немолодого провинциального губернатора, с которым вскоре рассталась.

С самого раннего детства и в течение всей своей жизни она пребывала под защитой Трансгималайского братства адептов, которое выбрало её своим представителем. Она должна была возвестить новую эру, связанную с возрождением традиций универсальной мудрости, или теософии, чтобы «примирить все религии, секты и нации в рамках общей системы этики, основанной на вечных истинах» (Blavatsky 1889, p. 3). Это древнее Содружество адептов или «Братьев» существует как вечный источник, хранящий летопись событий и фактов истории религий и философской эволюции мира.

Её детство и юность были отмечены необъяснимыми происшествиями и психическими феноменами, так что аристократы советовались с ней по поводу своих личных дел, а полицейские – по поводу уголовных расследований. Однако, её интересовали не феномены как таковые, а принципы и законы природы, которые ими управляют. Поскольку её привлекала метафизика, она стала путешествовать по многим странам в поисках тайных знаний. Это было необычно для одинокой женщины 19-го века. В 1849 году она изучала в Египте магию у пожилого копта и присоединилась к тайному обществу «Друзы Ливана». Она принимала участие в 1867 году вместе со сторонниками Гарибальди в битве при Ментане и была тяжело ранена. Когда выносили убитых и раненых, то поначалу решили, что она мертва: у неё было «два перелома левой руки от сабельных ударов и два пулевых ранения – в правом плече и ноге» (Olcott 1974, p. 9).

Прогуливаясь с отцом по Лондону в 1851 году, она увидела высокого и статного раджпута, в котором узнала своего покровителя, известного ей ещё по детским видениям. Он рассказал ей о будущей работе, которую она должна была выполнить под его руководством после подготовки на Востоке. В 1852-1854 годах она пыталась проникнуть в Тибет, однако ей удалось это сделать только в 1867-1870 годах. В течение этого периода она заинтересовалась спиритизмом, научилась контролировать свою чудесную способность производить оккультные феномены и организовала несколько коммерческих предприятий (торговлю высококачественной древесиной и изготовление искусственных цветов). По некоторым сведениям, в Тибете она научилась манипулировать оккультными силами. В 1871 году в Каире Е.П.Б. попыталась основать духовное общество на основе феноменов.

Она отплыла из Парижа в Нью-Йорк, исполняя указание своего покровителя. Е.П.Б. прибыла туда 7 июля 1873 года без каких-либо собственных средств, потому что обменяла свой билет первого класса на третий (самый дешевый), чтобы купить такие же билеты для бедной женщины с детьми, которая стала жертвой мошенников. Хотя у неё было 23000 франков, доверенных ей Учителем, она зарабатывала на жизнь, занимаясь изготовлением галстуков. Всё ещё действуя по приказу, она отвезла эти деньги в Буффало и отдала их неизвестному ей человеку, чтобы предотвратить его самоубийство! Из-за неудачи с коммерческим предприятием на ферме Лонг-Айленда она лишилась 1000 рублей, которые получила в наследство после смерти отца.

В 1874 году она посетила усадьбу Эдди в Читтендене, где можно было стать свидетелем различных оккультных явлений. Здесь Е.П.Б. познакомилась с полковником Г. С. Олкоттом. Они стали работать совместно и позднее вместе с У. К. Джаджем и другими основали Теософское общество, как уже было сказано выше.

В 1878 году Е.П.Б. стала американской гражданкой. Она была первой русской женщиной, которая сделала это. Позже в том же году, действуя «по приказу», она и Олкотт отплыли в Индию. Они прибыли в Бомбей в феврале 1879 года. В 1880 году оба основателя прошли через ритуал принятия буддийской веры на Шри-Ланке. В 1882 году они основали новую резиденцию Теософского общества в Адьяре, недалеко от Мадраса (Ченнаи). Она остаётся до настоящего времени международной штаб-квартирой Общества, отделения которого имеются в пятидесяти странах мира.

В Вюрцбурге Е.П.Б. работала над «Тайной доктриной». В Остенде она тяжело заболела, однако странным образом выздоровела, объяснив это тем, что «согласилась» поработать ещё несколько лет. По приглашению английских теософов она переехала в Лондон, который стал центром деятельности ТО в Европе. Этому помогали периодические визиты его президента-основателя полковника Олкотта.

Е.П.Б. умерла 8 мая 1891 года в Лондоне. Её прах был разделён между Нью-Йорком, Адьяром и Лондоном. В своём завещании она просила, чтобы каждый год в день её смерти друзья собирались и читали «Свет Азии» и «Бхагавад-гиту». По желанию полковника Олкотта эта дата получила название «день Белого Лотоса» – он продолжает отмечаться по настоящее время.

Блаватская – художница и музыкантка

Феноменальные литературные и гуманистические успехи Е.П.Б. по понятным причинам затмили её выдающиеся артистические достижения, и прежде всего, как пианистки. Хотя она не работала как художница с кистью и палитрой и не рисовала маслом, тем не менее, её наброски пером и тушью являются художественными произведениями, а её карикатуры выглядят умными и смешными (следует заметить, что она не рисовала карикатуры Ричарда Ходжсона).

Более того, она могла, используя свои оккультные способности, создать картину без пера, карандаша или кисти путём осаждения с помощью крияшакти: буквально творила энергией мысли, подпитываемой одной лишь силой воли, которая производила видимые результаты – так действуют йогические сиддхи (Olcott 1974, pp. 367-368). Среди её произведений: портрет йога в состоянии самадхи, созданный с использованием крияшакти, и набросок пером и тушью двух оперных певцов, исполняющих арии из «Фауста» Гуно в Тифлисе (Barborka 1970, pp. 37-38).

Е.П.Б., несомненно, была великолепной пианисткой, играющей проникновенно, с глубокой экспрессией и страстностью своей натуры. Она стала ученицей Мошелеса, когда приехала в Лондон со своим отцом, а позднее на благотворительном концерте исполнила с Кларой Шуман и Арабеллой Годдард пьесу Шумана для трёх фортепьяно. Также она под псевдонимом «мадам Лаура» объездила Италию и Россию с несколькими концертными турами.

Уильям Кингсленд оставил о ней следующее поразительное воспоминание:

Я хорошо помню, как однажды в Лондоне в 1889 году во время визита Е.П.Б. в мой дом она села за фортепиано и сыграла «Лесного царя» Шуберта, к моему большому удивлению и восхищению. (Kingsland 1928, p. 38)

«Лесной царь» с его дьявольски сложными октавными пассажами до сих пор вызывает панику среди концертирующих пианистов, и тот факт, что Е.П.Б. смогла сыграть эту почти невозможную пьесу всего за два года до своей смерти и в болезненном состоянии, говорит о её абсолютной силе воли и энтузиазме.

Е.П.Б. была членом Филармонического общества Лондона (Cranston 1993, p. 52).

Состояние финансов Блаватской

Нет никаких сведений о том, что Е.П.Б. получала какое-либо вознаграждение за свои музыкальные выступления. За свою литературную работу она не получила дохода, какого можно было бы ожидать, даже с учётом её двух основных произведений, какими являются «Разоблачённая Изида» и «Тайная доктрина», большую часть расходов на публикацию которых взяла на себя сама Е.П.Б. из-за своей склонности вносить изменения в корректуру. Она отправила свои первые доходы от «Разоблачённой Изиды» вместе с деньгами, полученными за статьи, опубликованные в российских газетах и журналах, в Общество Красного Креста, чтобы помочь своим соотечественникам, раненным в русско-турецкой войне.

Скудость финансового положения дел Е.П.Б. была засвидетельствована в документах полковника Олкотта (Blavatsky 1966, p. 95) и графини Вахтмейстер (Wachtmeister 1976, p. 77).

Однако всегда существовали более веские внутренние причины внешних жёстких обстоятельств в жизни Е.П.Б., когда она часто оказывалась без средств. Она объясняет это так:

В оккультизме необходимо принести самую торжественную клятву, что ты никогда не используешь никакие приобретённые силы в личных интересах, чтобы не сделаться чёрным магом. Я дала эту клятву… и предпочла бы страдать от пыток, чем нарушить своё обещание. (См. Barborka 1970, p. 41)

Заключение

Карты судьбы подарили человечеству бесценную жемчужину – послание Е. П. Блаватской о духовном подъёме и всеобщем братстве, каковые достигаются через познание вечных истин нашего существования. Используем ли мы этот возвышенный дар с благодарностью, пониманием и любовью? Кто скажет? Духовные учителя – всего лишь посланники. Они не предлагают посвящений и не совершают чудеса по нашей просьбе. Всё, что они могут сделать, это повторить вслед за Е.П.Б.:

Я могу рассказать вам, как найти тех, кто покажет вам тайные врата, ведущие только внутрь и быстро закрывающиеся за неофитом навеки… Тех, кто в будущем победит, ожидает бесценная награда: способность благословить и спасти человечество. Тех, кто потерпит поражение, ждут другие жизни, в которых можно добиться успеха.[8]

ПРИМЕЧАНИЯ

1

Упрощенный пример этого процесса – когда у нас возникает интуитивная вспышка или «догадка» о ком-то или о чём-то, мы, не доверяя своему первоначальному чувству, стремимся подвергнуть его сомнению, интеллектуально обдумывая всевозможные вопросы и контраргументы, только для того, чтобы осознать на этот раз в уме, что все попытки проб и ошибок показали, что первоначальная идея была, в конце концов, лучшей.

(обратно)

2

В 1960-е годы племянница Эйнштейна специально приезжала в штаб-квартиру Теософского общества в Адьяре. По её словам, ей было необходимо увидеть это место, потому что её дядя всегда держал на своём столе «Тайную доктрину» мадам Блаватской (The Journal of San Diego History, San Diego Historical  Society:   Summer 1974, p. 16).

(обратно)

3

В статье под названием «Сокровенные книги Лам-Рим и Дзиан», которая не была опубликована при её жизни, Блаватская говорит, что «Книга Дзиан» – от санскритского слова «дхиан» (мистическая медитация) – это первый том комментариев к семи секретным фолиантам Киу-Те и общедоступный словарь с тем же названием. Тридцать пять томов Киу-Те для экзотерических целей и для использования мирянами можно найти у тибетских лам гелугпа в библиотеке любого монастыря, как и четырнадцать книг комментариев и аннотаций по тому же предмету, написанных посвящёнными учителями.

(обратно)

4

Подробное объяснение этих процессов и их примеры приведены в книге Джеффри Барборки (Barborka 1970, pp. 20-33).

(обратно)

5

Положение о финансировании действовало с 2005 по 2012 год (до смерти профессора Николаса Гудрик-Кларка). В настоящее время Траст Блаватской помогает финансировать Копенгагенский центр изучения теософии и эзотеризма.

(обратно)

6

Оказывается, два эксперта по почерку, Нетерклифт и Симс, привлечённые Ходжсоном для сравнения письма Е.П.Б. с предполагаемыми письмами махатмы К.Х., как пишет Харрисон, пришли к выводу, что «эти документы НЕ были написаны мадам Блаватской», но Ходжсон не хотел принимать это во внимание.

(обратно)

7

Именно по этой причине всегда оберегаются эзотерические и оккультные истины. Например, по поводу своих алхимических знаний сэр Исаак Ньютон сказал в 1676 году Генри Ольденбургу, секретарю Королевского общества, что эти тайны не могут быть раскрыты без огромного ущерба для мира.

(обратно)

8

Автор выражает глубокую признательность, прежде всего, конечно, Е. П. Блаватской за то безграничное вдохновение, которое ему дали её произведения, а также за её бесстрашие и моральную силу. Он также благодарит профессора Николаса Гудрик-Кларка, Сильвию Крэнстон, Джеффри Фартинга и Джеффри Барборку, чьи работы он использовал при написании этой статьи, получая из них множество ценных сведений. Наконец, он очень благодарен Обществу Сведенборга за предложение написать эту статью.

(обратно)

Литература

Blavatsky H. P. Isis Unveiled vol. 1, New York: J. W. Bouton, 1877.

Blavatsky H. P. The Key to Theosophy, London: The Theosophical Publishing Company, 1889.

Blavatsky H. P. The Secret Doctrine in 6 vol., Adyar: The Theosophical Publishing House, 1938.

Blavatsky H. P. Collected Writings vol. 1., Adyar: The Theosophical Publishing House, 1966.

Barborka G. H. P. Blavatsky – the light-bringer, London: Theosophical Publishing House, 1970.

Barker A. T., ed. The Mahatma Letters to A. P. Sinnett, 3rd and rev. ed., Adyar: The Theosophical Publishing House, 1972.

Burnier R. Presidential address to the 130th Annual Convention of the Theosophical Society, 2005.

Cranston S. H.P.B.: The Extraordinary Life and Influence of Helena Blavatsky, Founder of the Modern Theosphical Movement, New York: G.P. Putnam's Sons, 1993.

Eek S. Damodar and the Pioneers of The Theosophical Movement, Adyar: The Theosophical Publishing House, 1965.

Farthing G. A. Deity, Cosmos and Man, Point Loma Publications, 1993.

Harrison V. ''J'Accuse: An Examination of the Hodgson Report of 1885'' in Journal of the Society for Psychical Research, London, April 1986.

Kingsland W. The Real H. P. Blavatsky, J. M. Watkins, 1928.

Olcott H. S. Old Diary Leaves, vol. 1, Adyar: The Theosophical Publishing House, 1974.

Sinnett A. P. Incidents in the Life of Madame Blavatsky, London: George Redway, 1886.

Wachtmeister C. Reminiscences of H. P. Blavatsky and 'The Secret Doctrine', Wheaton, Ill: Theosophical Publishing House, 1976.

(обратно)

Оглавление

  • Введение
  • Почему нужно больше Света?
  • Миссия и учение Блаватской
  • Первое положение: есть только одна истинная реальность
  • Второе положение: периодичность является всеобщим законом
  • Третье положение: все души развиваются эволюционно
  • Образование Теософского общества
  • Работа Е. П. Блаватской
  • Особенности писательского процесса Блаватской
  • Направления исследований, простимулированные Блаватской
  • Лекторий Блаватской
  • Траст Блаватской
  • Обвинение Блаватской в обмане и жульничестве
  • Биография Е. П. Блаватской
  • Блаватская – художница и музыкантка
  • Состояние финансов Блаватской
  • Заключение
  • *** Примечания ***