Мифы Поволжья [Татьяна Муравьёва] (fb2) читать постранично, страница - 1
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (98) »
Татьяна Муравьева Мифы поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья
Информация от издательства
Муравьева, Татьяна Мифы Поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья / Татьяна Муравьева. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — (Мифы от и до). ISBN 978-5-00195-940-3Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Татьяна Муравьева, 2023 © Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2023
IrinaSpiridonova / Shutterstock
Bukar, Mikhail / The National Library of Russia, 1872 // Wikimedia Commons
Введение
МИФ, МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА, БЫЛИЧКА
В те времена, когда создавались и бытовали мифы, всё, о чем в них рассказывается, считалось безусловной истиной. Они воспринимались как свод знаний о мире и его законах, причем знания эти были сакральными, и обладали ими лишь избранные. Со временем мифы утрачивают священную сущность, их воспринимают как особый жанр народного творчества и ценнейший источник для изучения эволюции мировоззрения всего человечества. Существует множество теорий, согласно которым мифы истолковываются как символическое изображение природных явлений или воспоминание о реальных исторических событиях, как магические тексты, сопровождавшие обряды, или отражение процессов, происходящих в человеческой психике… Но как бы то ни было сила эмоционального воздействия мифов на человека огромна. Мифологические образы заняли прочное место в мировой культуре, стали источником вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Степень сохранности мифов и возможность их изучения различна. Связано это с особенностями исторического развития каждого народа и временем, когда мифы начали фиксироваться в письменном виде. Например, древние греки сами записывали и систематизировали свои мифы, поэтому древнегреческая мифология дошла до нас в виде обширной, стройной и развитой системы со множеством законченных сюжетов и ярких персонажей. А мифы большинства современных европейских народов бытовали только в устной традиции, после принятия христианства они как пережитки язычества стали усердно искореняться, и сейчас их можно лишь частично реконструировать по косвенным данным. Мифы народов Поволжья начали активно собирать и исследовать в XIX веке. К тому времени собственно мифология уже растворилась в сказках, быличках, обрядах, поверьях. Тем не менее эти «смежные жанры» дают достаточно полную картину мифологических представлений. Сказки, в которых сохранились мифологические мотивы, обычно так и называют — «мифологические сказки». Среди их персонажей встречаются языческие божества, иногда — непосредственно в своем божественном обличье, чаще — завуалированно, но все же узнаваемо. Так, одинокая старуха, живущая в лесной избушке и подвергающая героя или героиню различным испытаниям, несомненно является богиней — хранительницей леса, а Водяной, пожелавший взять в жены девицу-красавицу, — божеством земных вод, требующим себе жертву. Впрочем, Водяной может быть отнесен и к представителям особой «низшей мифологии», сказаний о духах стихийных сил и различных природных объектов (по мнению многих исследователей, почитание этих стихийных духов возникло раньше, чем поклонение богам). Провести четкую границу между божествами и стихийными духами не всегда возможно. Так, божество воды является повелителем всех земных вод, а водяные духи обитают в каждом конкретном водоеме. Но их функции во многом совпадают, поэтому они часто выступают как взаимозаменяемые персонажи. Яркий пример тому — былина «Садко», в которой образ водяного духа, обитающего в Ильмень-озере, сливается с образом Морского царя — владыки всей водной стихии. Неоднозначны также образы «хозяек» или «матерей» различных стихийных сил — солнца, ветра, огня и т. д. Формально они должны быть отнесены к низшей мифологии, но фактически являются могущественными божествами, повелевающими этими стихийными силами. О встречах с представителями низшей мифологии — лешими, водяными, домовыми и другими — повествуется в произведениях особого фольклорного жанра — быличках. Быличка — рассказ, претендующий на истинность описанных в нем событий. Как правило, героем былички является сам рассказчик или кто-то из его хороших знакомых: «Со мной вот был такой случай…», «С дядей моим было. Родной дядя, отцов брат…», «Сосед рассказывал мне как-то историю. Он, вообще-то, человек был несуеверный, грамотный…» Мифологические мотивы нашли отражение также в календарных обрядах разных народов. Народный календарь отмечает наиболее важные явления, происходящие в природе в течение годового цикла: смену- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (98) »
Последние комментарии
9 часов 41 минут назад
17 часов 41 минут назад
1 день 8 часов назад
1 день 12 часов назад
1 день 12 часов назад
1 день 12 часов назад