Ненормальные стихи [Пиня Копман] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Пиня Копман Ненормальные стихи


Предисловие

Давным-давно жил-был Гомер. Жил он в Древней Греции и был он знаменитый поэт. Это было так давно, что не было еще ни смартфонов, ни телевизора, ни даже магнитофона. Но древние греки не унывали и не скучали, потому что у них был Гомер. Древние греки приглашали Гомера на пиры, и он читал им свои поэмы. А чтобы поэмы слушателям не надоедали, Гомер писал их очень затейливо, так что не сразу и поймёшь. Например, вместо того чтобы сказать как все люди: «рассвело» Гомер говорил:

«Вышла из мрака младая, с перстами пурпурными, Эос»

С тех времен появилась у поэтов такая традиция — писать не по-простому, как люди говорят, а цветисто и затейливо. Все эти украшательства называются тропы /стилистическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи/.

Иногда Муза так далеко заносит поэта в эти тропы, что и не понять, что именно он имел в виду.


А теперь — к главному: перед тобой сборник не совсем нормальных, странных стихов. В них много всяческих тропов: образов, метафор, аллюзий и прочего.

Для меня каждый из образов в стихах что-то обозначает. Я придумывал эти тропы сам, искал их в учебниках и словарях, в книгах у других поэтов и писателей. Чтобы разъяснить каждый из них, пришлось бы написать еще одну, а то и две книги.

Все это потому, что я очень уважаю Гомера, тропы и прочие традиции поэтов.

Но это, поверь, не важно.

Читай стихи, и, если суть все же ускользает от тебя, — не расстраивайся! Постарайся услышать звучание этих стихов, и воспринять не отдельные фразы, а все стихотворение целиком. Доверься чувствам, и смысл тебе откроется.

Надеюсь на твое доброе отношение

Пиня


Напутствие



«… благословляй наши фетиши, почитай их всегда, они принесут тебе счастье; ты удостоился чести стать рабом… Надо возделывать свой сад»

Вольтер


В час неудач, тоски, потери,

спасая душу от невзгод,

мы открываем вере двери

но через двери входят звери

и страшен их неспешный ход.


А звери веры фетишисты,

хрустящи как картошка-фри.

Их сладкий дух, — елей душистый,

снаружи розово-пушисты,

и липко-ласковы внутри.


От древних дикарей и Рима,

в какое время не живи,

кумиры с ликом херувима

тебя томят неумолимо

взыскуя жертвы на крови.


И что бы толку от камланий

в дыму бессчетных алтарей,

от воздыханий и рыданий?

Ведь ты всего лишь раб желаний

звериной сущности своей.


И больше бед падет на плечи,

суля еще при жизни ад.

И будет светлое далече.

И все же, все же, человече,

иди, возделывай свой сад!



Солдаты времени



"Солдаты! Сорок столетий смотрят на вас с высоты этих пирамид".

Наполеон 1798 г


Ведут нас безумец, безглазый и плут

сквозь мрак по зыбучим пескам.

Сулят избавленье из времени пут

всем верящим в них простакам.


В колючих лучах Провидения глаз

печально, но пристально бдит,

и пялятся сорок столетий на нас

с облезлых высот пирамид.


Как пули шрапнели то фейки, то спам,

то добрым властям дифирамб.

— Наверх вы, товарищи, все по местам!

Хореет на мачте наш ямб.


Пусть я не дойду или ты не дойдешь,

наш будет инскрипт* нарочит.

На новых айфонах уже молодежь

нам лайк отходной отстучит.


А Время спокойно продолжит полет

под выплески праздничных дат.

И без промедленья себе отольёт

из олова новых солдат.


В Нью-Йорке, Париже, Сеуле, Москве

В Тик-Токе с Рапунцель зажги,

когда в оловянной твоей голове

вчистую застынут мозги.


И горы ветшают и царства падут,

морское поднимется дно.

Века ли пройдут или пара минут,

тебе-то не все ли равно?


На небо спешить нам пока не резон

и сон, как и подвиг, в зачет

Ведь я не Геракл и ты не Ясон.

Кемарим, а служба идёт.

* инскрипт — памятная или дарственная надпись


Дети Луны



Автор призывает читателей не поддаваться на рекламу курения табака, наркотиков или фимиама.


"О небо! Дай мне быть прекрасным,

К земле сходящим с высоты,

И лучезарным, и бесстрастным,

И всеобъемлющим, как ты."

Дмитрий Мережковский


Войны, голод и мор

и завистников хор.

Круг замкнулся в юдоли земной.

Глупость, спесь и враньё,

как в болотах гнильё,

стали верой и жизни ценой.

Во дворцах, в конурáх,

сквозь измены и страх

вам влачить жалкий жребий во зле.

А на лунных горах

на пушистых коврах

мы воскурим свои наргиле.


Мы не ангелы, мы вне божественной власти,

пусть как все мы в болоте земном рождены.

Чужды низости, чаяньям мелким и страсти

Мы почти и не люди. Мы дети Луны.


Здесь, под сенью ночной,

где ни холод, ни зной,

лишь объятья блаженного сна,

пусть мы тьме преданы́,

но лишь дети Луны

в вечном кайфе без края и дна.

Жажда-голод не тут,

боль и страх не гнетут,

Демон гибели замкнут в кольцо.

Шрамов нет и морщин,

для стыда нет причин

если небо скрывает лицо.


Мы не ангелы, нами утеряны крылья.

Но над миром в морщинах и вечно седым

мы лишь дети Луны, чьи мечты стали былью

воплотившись во всеисцеляющий дым.


Сущий недоглядел,

но достигнут предел

в человечьей измене добру

Будет пламя и лёд

и на Землю падёт

Небо, тем завершая игру.

Царь и раб, стар и мал,

нам никто не внимал,

В сердце зло, на глазах пелена.

Потому мы ушли

из пределов Земли.

Нам приют даровала Луна.


Мы не ангелы, только свободны как птицы.

И в виденьях своих же мы растворены.

В небесах бесконечных дано воплотиться

нам, бессмертие принявшим детям Луны.


Лунныйклоун



“Tis some visitor entreating entrance at my chamber door-

Some late visitor entreating entrance at my chamber door; -

This it is and nothing more.”

«Это гость лишь запоздалый у порога моего,

Гость какой-то запоздалый у порога моего,

Гость-и больше ничего»

Эдгар По. Ворон Перевод М. Зенкевича, 2002.


Из мерцанья мути ртутной, из приютов неуютных,

словно дух, не упокоен в черный час кончины дня,

из оконных дыр-промоин возникает лунный клоун

отражений липкий воин, блик лампадного огня.

Этот глупый, вздорный клоун беспардонен, беспокоен,

нагло мнит, что он достоин восхищенья моего.

В упоеньи самомненья он коверкает движенья,

размножая в отраженьях неживое божество.


Он лопочет и хохочет, от меня чего-то хочет,

роет землю, словно кочет, то рыдая, то браня…

Кто ты, клоун, шут безумный? Что в зрачках твоих латунных?

Но витрины в бликах лунных отражают лишь меня.

И в рассветный грай вороний я бреду бульваром сонным,

Где за гранью дыр оконных зарождается возня.

Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным.

Уползают с тихим стоном тени прочь при свете дня.


Вот такая вот фигня.


Страна Чудес зовет болванщиков



Болва́нщик (англ. Hatter, буквально Шляпник) — персонаж из «Приключений Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла; такое имя носит в популярном в СССР переводе Н. Демуровой.


Если мир вокруг качает,

резь в глазах и в горле ком

приходи и выпей чаю,

непременно с молоком.


И раскроется кулиса,

и погаснет в зале свет

Скажет девочка Алиса

— Чистых чашек больше нет!


И уйдет по сказке дальше

дверь захлопнув невзначай.

Ты поймёшь, что ты Болванщик,

и терпеть не можешь чай.


И, отбросив прочь опаску,

дерзновенный мушкетёр,

ты нырнешь с разбегу в сказку,

как в колодец трех сестер.


Велики, малы ли двери,

просочишься и пройдешь.

Победишь любого зверя,

разберешь любой картеж.


Что нормально для мужчины,

из одних амбиций лишь,

высочайшие вершины,

насмехаясь, покоришь.


Как герой по биссектрисе

с Джомолунгмы съедешь вниз…

Но на барышне Алисе,

умоляю, не женись!


Для Алисы, милый мальчик,

даже сотню лет спустя,

так и будешь ты Болванщик.

Полоумное дитя.


Нарисуй мне барашка, пожалуйста!



Мир сложнее хромосом

и раскручен колесом.

Слов свинец в нем давит Землю

и взлетает невесом.


Кто свободен в нем, — чужой.

Кровь с клинка стекает ржой.

Он себя приносит в жертву,

заплатив за кровь душой.


По текучей по воде

бродят призраки в Нигде

и затертый образ бога,

был присыпан в борозде.


Но весною тает лёд,

солнце рыжее встаёт.

То, что было — проходило.

Завтра — новому черёд.




Непонятный, непонятный, непонятный мир



Мир безжалостен снаружи

как наждачный жесткий круг.

Совесть трет, привычки рушит,

пашет душу словно плуг.

Чтобы ты притерся к прочим,

стал удобным, как шарнир.

Потому нас всех курочит

наш ужасный прочный мир.


Мир с изнанки очень тонок

как из радуги ларец.

Что увидит в нем ребенок

не заметит и мудрец.

Не поймет его явленья

сколько лет не проживи.

Создан мир из восхищенья

и замешен на любви.


Мир непрочен, слаб и зыбок.

Здесь, на лучшей из планет,

он подобен стайке рыбок:

Были. Тронешь воду, — нет.

Тверд как камень. Мягко-ватный.

Полный света, полный тьмы.

Нестабильно-непонятый.

Как и мы, мой друг. Как мы.



Кто впервые видел Слово



Кто впервые видел Слово?

Процарапав письмена

кто стремил нас к жизни новой

где неправда не нужна?


Древний, опытный, наивный

верил он, мудроголов,

что в грядущих книгах дивных

будет много добрых слов.


Он не мог предвидеть сразу

вой газетных верных псов,

и кровавые приказы,

и наветы подлецов.


Что не сразу и не вскоре

но, освоив суть едва,

мелкий шкодник на заборе

впишет грязные слова.


Но и знай он все, наверно,

тот мудрец прошедших лет,

он отмел бы мысли скверны,

и письмён оставил след.


Ведь ценнее душ и крови

то, что бытию столпом.

Ибо мир стоит на Слове.

Устном, письменном, любом!



У тебя есть выбор



Ходят по Гее геи

не опуская голов

верно служат идее

сближения полов.


А в мрачных подвалах, бессонно,

всю жизнь не смыкая глаз

правят миром масоны,

и угнетают нас.


Всяческие дурманы

те, от которых мрут,

колят себе наркоманы,

нюхают, курят и жрут.


Гопники, СПИДа рассада,

и где-то (да что там, везде!)

педо- мазо- и садо-

мир приближают к беде.


Ханжество, жадность, злоба,

гордыня и прочая муть

скопились в достатке, чтобы

погибелью мир захлестнуть.


Но всё же каждое утро

в джунглях штата Кашмир

отшельник, безумный, но мудрый

жертвой спасает мир.


Ни благость, ни мракобесие

не победят пока.

Мир висит в равновесии

уже не годы, — века.


Вся бифуркация смыслов,

мира узлы и углы.

Шатается коромысло

на острие иглы.


Читающий строки эти!

Взвесь нынче свои мечты.

Теперь ты за мир в ответе:

стал на весы и ты.


На триптих черных фигур Малевича



Грязь черна. Проста, как клизма.

Все обделано уже.

Черен мир супрематизма.

Он внутри огромной Же.


Кто-то воет восхищенно:

До чего дошел прогресс!

Праздник духом извращенных,

отвращенных от небес


Гурт, гонимый пастухами,

повредившихся в уме.

Критик ржет над лопухами.

А "народ" опять в дерьме.



Терроризм и поэт



По следам теракта в Ницце 14 июля 2016 г. Террорист — тунисец, 31-летний мусульманин Мохамед Лауэж-Булель на 19-тонном грузовике врезался в толпу людей, наблюдавших салют. 86 человек погибли и 308 получили ранения. За несколько дней до трагедии Мохамед переслал 240 тыс. тунисских динаров (около 100 тыс. евро) своей семье в Тунисе


Зачем поэту бодигард?

Он сам страшнее ста бомбард.

Он как гепард, как леопард, -

жрёт дичь любого веса.

А террорист — простой злодей.

Он может лишь убить людей,

а душу скрасть, как Асмодей,

не может ни бельмеса.


И вот на ринге с двух сторон -

под свист толпы и грай ворон:

Сел в грузовик, набрал разгон

двуногий клон амёбы.

Напротив, в суете-сует,

толпа. Среди неё — поэт

творец, мудрец, аскет, эстэт,

уже у грани гроба.


А в жарком небе гром петард!

И вот — бессильны сто бомбард

Молчат гепард и леопард,

лишь ярость сжала скулы.

И кто бы крикнул "Караул!",

и кто б с дороги оттолкнул?

А что же Бог? А бог уснул.

И смерть косой взмахнула.



Нарисуй мне барашка, пожалуйста 2



Площадь круга больше окружности,

а у шара объём офигенный.

Бродят странники разной наружности

по неведомым тропкам Вселенной.


То по делу, то что-то празднуя,

то по хордам, а то по дугам,

посещают планеты разные,

не всегда узнавая друг друга.


По традиции или из принципа,

но скитальцы в нашей Вселенной

называются часто принцами,

если встретят аборигена.


Все, наверно, читали историю

вкус которой — что вкус полыни,

как француз потерпевший аварию

встретил принца в далекой пустыне.


Для того, может, были созданы

на Земной и небесной тверди

две души, осененные звездами

и на грани жизни и смерти.


Над пустынею необъятною

разносило неспешное эхо

мудрость, взрослым уже непонятную

звездный свет, колокольчики смеха.


Солнце вновь поднималось шафранное

и пустыня, ворочаясь пела.

Но пропало в песках бездыханное

и уже не нужное тело.


И ползла змея меж руинами

гонористая, как и все мы.

Можно ведь и зубами змеиными

радикально решать проблемы.


Много лет от укуса финального

пролетело на нашей планете.

Но все меньше смеха хрустального

и все чаще уходят дети.


Погибают барашки с розами.

Кто ответит за прочих любимцев?

А пилоты страдают неврозами

вспоминая убитых принцев.



Довлеет дневи злоба его



От зари до субботы

Полусонно скользя

В ежедневных заботах

Ты растратишь себя.


Сыт водою самшит:

кучка листьев да ствол.

Человек, чтобы жить

пашет вечно. Как вол.


Кто в слезах, кто во гневе.

Сладко спит меньшинство.

Так довлеет ли дневи

вправду злоба его?


Забинтуешь гортань

если боли не снесть,

а заутра не стань

беспокоиться днесь.


Лишь бы только без воен.

Что не знаешь — забудь!

Мир не нами устроен.

Ты поймешь как-нибудь…


Но нырни в иордань,

лоб разбей о порог.

А заглянешь за грань, -

может, станешь как Бог



История учит



Где-то за Альфой Центавра,

без революций и смут,

скромно живут людозавры.

Очень подолгу живут.


Для заполненья досуга

(длится он тысячи лет)

яйца крадут друг у друга:

очень уж любят омлет.


Были они эрудиты,

старец любой и юнец.

Только давно позабыты

все их науки вконец.


Бродят где пары, где стаи,

бедра прикрывши едва.

Книжек они не читают,

все позабыли слова.


Ход эволюции квёлый,

явно достигший венца,

до совершенства довёл им

методы кражи яйца.


Люди! Примите на веру

и запишите в тетрадь,

что с людозавров примера

вам бы не стоило брать!



Виновен!



Этот лук был прекрасен, Боже!

Словно дева на брачном ложе.

Нежных рук он жаждал. Умелых,

чтобы небо пронзали стрелы.


Начиненные миозином

мышцы сжались жгутом резинным,

а потом, словно пасть гадючья,

враз распялились пальцев крючья.


Чуткий лук легко до предела

распрямил согбенное тело.

Тетива, прогудев жеманно,

в наруч звякнула злым чеканом,


и стрела, получив свободу,

взмыла жалом вверх к небосводу.

Песню пела, легко летела…

пронизала ласточки тело.


И кому я тупо талдычу

про ненужную мне добычу!

И кому сказать, сквернословя,

что совсем я не жаждал крови.


Алость пятен и лук — улики.

В небе тучи, как судей лики.

Воздух давит, тяжел, свинцовист,

и черней Преисподней совесть.



Я, может, лгу. Но лгу я складно



"Никогда не верь написанному!"

/Терри Пратчетт — "Посох и шляпа"/

О мой лирический герой,

то крайне робкий, то нахальный!

Как я завидую порой

твоим страстям маниакальным!


Решив, что так велит судьба

В души порыве вдохновенном

ты давишь из себя раба,

затем привычно режешь вены.


А я у костерка сижу,

самодовольство излучаю,

нутеллу мажу по коржу

и пью вторую чашку чаю.


И мне в уютной простоте

с Ахмедом дружеской беседы

уже плевать на страсти те,

переживания и беды.


Плевать на весь безумный фарш,

что в мозг твой вписан, как шпаргалка.

Ты, — мой карикатурный шарж.

И мне тебя почти не жалко.


Когда-то, в древности рябой,

сравнимой с мамонтовым бивнем,

возможно, я и был тобой,

смешным, восторженным, наивным.


Но мѝнул срок и вышел прок,

Обузой стало вольнодумство.

Я принял жизненный урок,

и твой черед творить безумства.


Покой порой грозит хандрой,

но мне по сердцу тишь такая.

О мой лирический герой!

Бунтуй, покой мой сберегая!



На полнолуние



Ах, подруга! Право, не спеши

каждому распахивая двери.

В темных уголках своей души

прячем мы озлобленного зверя.


Может маска добрых слов вполне

скрыть от всех влеченье роковое

Разве только ночью, при луне

выдаст зверь себя протяжным воем.


Берегись, опасность велика!

Кто-то за сговорчивость коровью

заплатил уже наверняка

кошельком, сединами и кровью.


Чу?! Никто не воет при луне?

Ты купилась на подколку злую?

Ну теперь, подруга, веришь мне?

Дай, тебя я в шейку поцелую!


Лучики Луны летят, легки

и объятья наши сжались туго.

Так зачем же в шею мне клыки

грубо погружаешь ты, подруга?


Раса-Лила



Солнце-Сурья ретив, огнегрив, мощноплеч

встал над кручей под клёкот орлов.

И танцует Восхода струящийся меч

в сланцах вздыбленных скальных стволов.


Гибнут тени и рвутся туманов слои,

где тюрбаны снегов набекрень.

Танец страсти и грации, танец змеи.

В Гималаях рождается день.


С непокорных голов осыпается прах

самым гиблым ущельям на дно.

С раса-лила* рождается утро в горах.

Вам, ослепшим, понять не дано.

* Ра́са-ли́ла — священный индийский танец. Вишну танцует этот танец со всеми душами, размножив себя для каждой.


Тепло и запах хлеба



Мы не вóльны, недовольны

Мы расстроены всерьёз.

Наш ковчег несет по волнам

среди ливней, бурь и гроз.


А судьба на коромысле

и, в предчувствии конца,

в суете мятуться мысли

и сжимаются сердца.


Но не все еще пропало:

все, что надо, — под рукой.

Ведь для счастья нужно мало:

запах хлеба и покой.


Загляни в каюту чью-то

где тепло среди зимы.

Квинтэссенция уюта.

То, о чем мечтаем мы!


Мир — уютная каюта,

лишь на миг глаза зажмурь!

Умиления минута

посильнее гроз и бурь.



Старые трамваи



То ли старость призывает,

то ли страх стоять у края,

но звенящие трамваи

догоняют и пугают,

нервы дергают как струны

и по карме режут руны


Вот вдали заря погасла

листьев груды пялят груди.

Аня льёт на рельсы масло.

Что-то будет. Что-то будет.


А трамваи все же жалко.

Может, им пора на свалку?

Как они звенят с тревогой…

Реют тени над дорогой.

Кто, не будь помянут к ночи,

всем нам головы морочит?


По сюжету новой пьесы

больше нету высших классов

Есть лишь ангелы и бесы,

мир прозрачен и пластмассов.


Люди в масках, но с цветами.

Люди в черном (со щитами)

мир, вождей, законность, розы

защищают от разброда

непокорного народа.

Но об этом лучше прозой.


Завтра снова в интернете

сумасшедшие кликуши

донесут нам правды эти

прямо в души, прямо в уши,


прямо сердце разрывая,

прямо в мозг вбивая сваи,

про злодеев, фарисеев,

про тиранов, ротозеев,

про идеи и трамваи

те, что нужно сдать в музеи.

Поиск Истины



Ты бейсболку под солнцем сними и свой торс оголи,

Только глаз от сандалий изношенных не поднимай.

Это место сегодня и сердце, и пуп земли.

Та гора, что, по смерти Моше, скрыл от нас Адонай.


Прилетит из Леванта стозевный дракон Хамсин.

Пыль взобьёт раскаленным песчаным своим хвостом.

Солнце жечь тебя будет и выбелит неба синь.

Так познаешь ты Слово.

И истина будет в нём.


Ветер с запада тучи нагонит и бросит в тебя дождем,

Чтоб земля твоих предков плодами была щедра.

Он приходит как гость, тот, которого долго ждем.

Гасит ярость светило, и лижет нежней жара.


От ливанских кедров и гор прокрадётся в долины тень.

Журавли поплывут на север, взяв Слово твоё с собой.

А межзвездная бездна поглотит ушедший день,

Но наутро с востока улыбкой блеснёт голубой.


Завершается круг, затирается времени след.

И ни детям, ни внукам, лишь правнукам будет дано

Осознать и принять то, что истины общей нет.

Каждый сам раб и бог, и истины сам зерно.



Послестишие


Дорогой читатель!

Если у тебя хватило терпения дочитать эти стишки до конца, и не отпало окончательно желание иметь со мной дело, посмотри другие мои книги.

Если захочешь со мной связаться, найди меня через мою страничку на Фейсбуке: Пиня Копман, https://www.facebook.com/profile.php?id=100013147813479

или на сайте «Поэмбук»

Там, кстати, появляются новые стишки, которые, надеюсь, тебя позабавят.

Хорошего тебе настроения!

Твой Пиня



Перечень источников иллюстраций


001 Обложка — ССО https://www.needpix.com/photo/download/1707977/wall-optical-illusion-mural-graffiti-facade-free-pictures-free-photos-free-images-royalty-free

01-2 ССО https://www.publicdomainpictures.net/ru/view-image.php?image=35870&picture=-

02 https://www.publicdomainpictures.net/ru/view-image.php?image=262046&picture=-+ работа автора

03 https://pixabay.com/sk/photos/astronaut-izolovan%C3%BD-kozmick%C3%A9-lety-2697654/

03-1 https://picryl.com/ru/media/view-of-earth-rising-over-moons-horizon-taken-from-apollo-11-spacecraft-6e9c32

04 https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-fsnly/download/800x600

05 https://picryl.com/ru/media/alice-in-wonderland-part-2-mad-tea-party-she-saw-them-trying-to-put-the-dormouse-d96a5a

06 ССО https://www.publicdomainpictures.net/ru/view-image.php?image=32553&picture=-

07 https://pixabay.com/ru/illustrations/%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B-11111/

07-2 ССО https://www.publicdomainpictures.net/ru/view-image.php?image=231292&picture=-

08 https://www.pxfuel.com/ru/free-photo-jqsfo

08-2 https://commons.wikimedia.org/wiki/File: British_Museum_Room_10_cuneiform.jpg

09 https://publicdomainvectors.org/ru/%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0/68882.html

10 https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Malevich%27s_black_suprematist_paintings_(GRM)_by_shakko_01.jpg

12 ССО https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-2476434/

15-2 СС https://www.flickr.com/photos/moscow-live/22336345650/in/photostream/

13-2 ССО https://www.publicdomainpictures.net/ru/view-image.php?image=414086&picture=-

17 FFC-DMCA https://www.pxfuel.com/en/free-photo-xdjty

16 CCО https://pxhere.com/en/photo/772517

18 ССО https://pxhere.com/ru/photo/665550

18-2 ССО https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Rasa_lila_Painting.jpg

19-1 ССО https://www.publicdomainpictures.net/ru/view-image.php?image=296670&picture=-

19-2 ССО https://www.publicdomainpictures.net/ru/view-image.php?image=32338&picture=-

21 СС https://pixabay.com/ru/photos/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B9%D0%BE%D0%B3-4552237/

21-2 ССО https://www.publicdomainpictures.net/ru/view-image.php?image=281491&picture=-2