Баальбек. Инстинкт вечной жизни [Игорь Карпов] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

В стране – заложнице библейской склоки,

Живут в делах и без затей

Его сыны, Его пророки –

Тут смертных нет совсем людей!..


 Ума лишенный мощью Баальбека,

Я ж пью вино, восторженно и много.

Теряя тленный облик человека,

Я неизбежно превращаюсь в… бога!


Вечереет… Солнечный диск неумолимо скатывается к кромке моря, но так и не добравшись до него, тонет в застывших над линией горизонта облаках.

До чего же приятно в такие минуты оказаться на набережной с чашечкой ароматного кофе по-арабски. Все вокруг окутано какой-то первозданной тишиной, словно мир изготовился к новому сотворению. Посторонние звуки отнюдь не помеха, вроде бы они и свидетельствуют о том, что цивилизация давно существует: легкое тарахтенье мотора на рыбацкой лодке или приглушенный шум от проехавшей машины, шелест слов, сказанных кем-то на непонятном языке, – но все это воспринимается звуками, долетающими до слуха из кузницы богов, а не отголосками бренного мира вокруг. Рядом за столиком кто-нибудь обязательно закурит кальян и его сладкие испарения смешаются с терпким запахом кофе, очень нежный, шепчущий таинственные заклинания, бриз, подхватит их, добавит немного солоноватой прохлады и развеет повсюду. Наверно, так пахнет амброзия – напиток богов, благодаря которому они обретали заветное бессмертие…


Воистину, если Израиль – страна Сына Божьего, Аравия – страна Божьего пророка, то Ливан – это страна самого Бога или богов. Здесь все дышит вечностью – от бессмертных развесистых кедров на подступах к горним вершинам, до бессмертных и загадочных колоссов Баальбека в плодородной низине Бека"а. Это руины легендарных финикийских городов – верные очевидцы древности человеческого бытия, его изначальной страсти к запредельному и его попыток с помощью алфавита избавить от тлена свои мысли и достижения. Ощущение такое, что простые смертные тут никогда не жили и не живут до сих пор.

Впрочем, кажется, они не живут нигде на земле. Если мы приоткроем суть любого религиозного учения, то с легкостью обнаружим, что насилие и уничижение собственного материального, а, следовательно, и преходящего, тела – одно из условий достижения высот духовного совершенства. В различных верованиях по-разному, но все же говорится о том, что смертное тело человека – это либо расплата за чувственные удовольствия вопреки бестелесному и бесчувственному пребыванию в высших сферах, либо доспехи для Божьего Духа, очередной раз сошедшего в мир для дальнейшего созидания. Но и в том и в другом случае, получается, что любой из нас – минимум пророк, сын Его, либо Он Сам, только в разной телесной оболочке!

Еще легендарный творец вселенной и создатель всех наук Гермес Трисмегист считал человека материальным воплощением Бога. Сперва Бог создал человека по образу и подобию Своему. Затем красоту человеческого образа по его отражению на водной глади и тени на земле оценила Природа и полюбила его. Человек также остался неравнодушен к прелестям Природы и, со своей стороны, возжелал ее. Соединившись с Природой в любовных объятиях Человек материализовал свой образ в том смертном теле, коим мы и обладаем до сих пор. "Человек двояк: смертен телом, но бессмертен по своей сущности",– говорит Гермес. Заметьте, бессмертен не духом, а сущностью своей! А ведь это куда больше, чем просто дух! Сущность – это дух целеустремленный.


В Древней Индии боги становились аватарами, то есть вселялись в смертные тела ради благородных подвижнических целей, другими словами, воплощались материально в известных героях эпоса, таких, например, как Кришна или Рама. То же бессмертие сущности ради великих свершений!

Любовь и слава обрекли ощущения человека на смерть, на жертву, но оставили нетленной его сущность. Мы рождаемся телом, приходя от Бога, и телом же умираем, уходя к Нему (или к своему первоначальному образу Человека там – наверху). Но почему мы часто не осознаем цель нашего прихода и, обретя сладострастное материальное воплощение, каковым является наше бренное тело, мы начисто забываем о том, что мы – боги?!.

Найдите для себя ответ сами…

Итак, первый человек спустился с небес для того, чтобы любить землю, жить с нею в любви и любовью приумножать ее красоту. И не исключено, что свершилось это на маленьком клочке суши, именуемом ныне страной Ливан, и, может быть, в той ее части, которую греки нарекли Гелиополисом – городом Солнца; нам же оно известно под загадочно-притягательным названием Баальбек…


********


Видавший виды экскурсионный автобус, петляя и натужно гудя, пробирается сквозь Ливанские горы к заветной долине Бека"а. Расстояние вроде бы невелико – каких-то 85 километров от Бейрута, однако трудности горной дороги плюс многочисленные блокпосты: сначала ливанских, затем сирийских войск, а в долине Бека"а еще и исламистской группировки хесболла не дают как следует разогнаться. Туристические автобусы не досматривают, даже провожают улыбками и приветственными взмахами зажатым в руке "калашниковым", время же, в результате, тратится немилосердно.

Но вот, затянувшаяся было дорога, неожиданно заканчивается. Величественные руины Баальбека вырастают, словно из-под земли. Автобус останавливается, пневматическая дверь с шипением растворяется, приглашая на выход не просто в иную эпоху, а в иное измерение…

Сразу осознаешь, что попал в особое место. Каменные громадины, одухотворенные творческим гением, кажется, способны всколыхнуть и перетрясти пространство-время до неузнаваемости, одно благо – сейчас они пребывают в чинном покое, наполняя окрестности едва осязаемыми магическими излучениями. Раз переступив незримую границу под сводами Пропилеев – входных ворот в храмовый комплекс Баальбека, Вы выйдете обратно уже другим человеком, каким именно, трудно сказать явно, может, более гармоничным, получившим какое-то откровение свыше или еще что-то, но определенно уже не тем, кем Вы были два-три часа тому назад. Где-то в глубине сознания заиграет бицепсами созидательная сила Демиурга, вспыхнет словно метеор и тут же погаснет, но след останется, навечно, готовый заново загореться, если только Вы сами того пожелаете…

Описывать руины Баальбека – занятие крайне неблагодарное. К этому грандиозному творению рук человеческих (и человеческих ли!?) вряд ли подберешь столь же достойные и весомые слова. Все здесь самое-самое. Это самая широкая в мире каменная лестница: она состояла из 27 ступеней, на каждой из которых, как подметил российский исследователь Алим Войцеховский в своем труде "Кто построил каменные цепи?", могло разместиться в ряд до ста человек.

Поднявшись по остаткам лестницы, попадаешь на площадку, откуда открывается чарующий панорамный вид на остальные сооружения. В первую очередь, это остатки колоннады Храма Юпитера – тоже из разряда самого-самого. Чудом сохранившиеся после разрушительных землетрясений в первой половине второго тысячелетия, шесть колонн из вздымавшихся некогда пятидесяти двух, словно подпорки для небосвода, – тоже самые большие из известных. Диаметр каждой более двух метров, высота – двадцать два метра и это, не считая венчающего их антаблемента с великолепной резьбой! Колонны состоят из трех секций по шесть-семь метров и весом каждой секции около сорока пяти тонн. Подгонка секций друг к другу, практически, идеальная – стыков почти не видно. Обработка поверхности колонн выше всякой критики: поверхность не просто гладкая, она чуть ли не отшлифована до зеркального блеска! По мнению ученых, секции вырубались из материнской породы и вытачивались на гигантских токарных станках аж под Асуаном в Египте, затем сплавлялись по Нилу, далее – по Средиземному морю вдоль берега до Библоса, либо Траблоса (нынешний Триполи), где очередь доходила, пожалуй, до самого трудного участка пути: посуху, целых тридцать пять километров, с учетом того, что столь массивные элементы колонн необходимо было перевалить через отроги отнюдь немаленьких Ливанских гор! Какая технология использовалась для этого, какие должны были быть повозки для транспортировки сорокапятитонных громадин и какое количество людей требовалось для столь грандиозной операции!? Вопросы, вопросы, вопросы…


Кстати, пристрастие древних зодчих к граниту из асуанских каменоломен само по себе очень примечательно. Как правило, он использовался при возведении построек-колоссов, чье функциональное призвание выходило далеко за рамки служения какой-то единой культовой цели; достоверно не установлено, но в легендах и в высказываниях мудрецов античности таким сооружениям приписывалась роль хранилищ истинной, доставшейся от богов, мудрости, уготованной лежать в неприкосновенности до тех пор, пока на земле не народится поколение, достойное обладать ею, и правильно, а главное, праведно распоряжаться. Достаточно сказать, что из асуанского гранита построены знаменитые пирамиды Гизы, востребовался он и при возведении храмов Баальбека.

Древние были очень рациональными людьми. Решиться на немыслимые по трудозатратам проекты они могли только под давлением чрезвычайно обстоятельных причин. Царственной прихоти одного человека, пусть даже бесконечно приближенного к богам, каковым являлся фараон в Египте времен Древнего Царства (а это IV тысячелетие до н. э.) не хватило бы для принятия такого решения. Как в случае строительства пирамид, так и в случае все того же Баальбека, цель воистину должна была оправдывать средства и иметь судьбоносный итог для всей цивилизации.

По всей видимости, выбор асуанского гранита в качестве строительного материала состоялся умышленно. В глазах древних зодчих он наверняка имел особый священный смысл. Любой другой гранит из любого другого места или иная горная порода не подходили для воплощения их замысла. А ведь многотонные каменные блоки приходилось перемещать по суше и по воде на сотни и сотни километров ценой неимоверных усилий: физических и материальных. Почему, остается пока только гадать! Может, ключ разгадки заточен в понимании того, для каких целей возводились пирамиды и храмы Баальбека?..  В своем повествовании о сакральном комплексе в Баальбеке мы еще не добрались до описания его наиболее древней основы, тем не менее, некий забег вперед будет здесь вполне уместен.

О роли пирамид написано немало, однако подробное их изложение выпадает за рамки выбранной нами темы. Однозначно, что внутри пирамид посвященными жрецами проводились какие-то манипуляции с телами (и вроде бы с душами) умерших фараонов. Конечная цель – отправка фараона на небеса, приобщение его к сонму богов и обретение им бессмертия. Практически, те же мотивы мы находим и в Баальбеке. Закария Ситчин, серьезно изучающий древнюю историю, чтобы доказать инопланетное влияние на развитие земной цивилизации, которое отложилось в памяти людской в образах мифических богов и их деяний, в своей книге "Лестница в небеса" ссылается на Генри Сайриджа, бывшего когда-то директором Сирийского Музея древности. Этот ученый очень долго занимался исследованием Баальбека, особенно его первичной основы и пришел к выводу, что здесь издревле совершались мистические ритуалы для обретения человеком бессмертия путем превращения в божество и переселения его души на небеса. Не исключено, что Баальбек был самым первым местом на земле, где стали проводиться подобные ритуалы (или даже первые научные эксперименты!), а египетские жрецы чуть позже внедрили достижения неведомых служителей Баальбека в своей стране. Недаром ведь неподалеку от пирамид находился город, посвященный верховному богу древнеегипетского пантеона Ра – богу солнца. Мы знаем только древнегреческое его написание – Гелиополис, а вот на западносемитском наречии он произносился бы как Баальбек. Равно как и ливанский Баальбек греки величали в свое время Гелиополисом.


К этимологии слова Баальбек мы еще обратимся, а сейчас напоследок упомянем про Асуан. Это тоже очень необычное место. Там дуют какие-то особые, потусторонние ветры: то ли мистическое многоголосье черной Африки просачивается сквозь раскаленное сито Нубийской пустыни, то ли таинственно "фонит" знаменитый асуанский гранит… Одинаковые ощущения: что в Асуане, что в Баальбеке, что среди пирамид. Есть смысл отправиться и туда, и туда, и туда, чтобы испытать их на себе. Может, это флюиды, лучше даже – кванты бессмертия пронизывают Ваше тело, отдаляя с каждым мгновением, увы, столь неизбежный конец?..

Однако, вернемся в плодородную долину Бека"а, под порушенные своды Храма Юпитера. Он, как и все остальные поздние постройки был возведен на более древнем основании, возраст которого теряется пока в "черном квадрате" времени. Кто воздвиг его – загадка загадок. Легенды повествуют нам разные истории, но, наверное, в каждой есть доля истины. Вот только как отделить зерна от плевел?..

Марониты (западносирийские католики) приписывают сие деяние Каину, которое он совершил в припадке безумия в 133 году от сотворения мира после убийства своего брата Авеля. Странно, однако многие шедевры мировой архитектуры появились благодаря безумию их создателей. Так гласят предания, словно безумие – это творческое состояние Демиурга! Интересно, был ли безумен сам Господь, когда сотворял этот мир и нас, людей?.. Каин нарек крепость (в Библии: город) именем сына своего, Еноха, расселил там таинственных гигантов, где они и жили до Потопа, пока не были смыты с лица земли за грехи свои. Затем, когда воды схлынули обратно и жизнь вернулась на бесплодные просторы, еще один помешанный, царь Нимрод (был одержим стремлением попасть на небеса!), именно на баальбекской платформе попытался воздвигнуть знаменитую Вавилонскую башню! Вполне возможно. Латинизированные произношения названий Baalbek (Баальбек) и Babylon (Вавилон) очень схожи и то, что изначально принадлежало Баальбеку в долине Бека"а, более поздними летописцами и богословами могло быть приписано блистательному и мощному Вавилону в Междуречье. Кроме того, как сказано в Библии, Бог смешал язык строителей Башни (слово "Вавилон" так и переводится – "смешивать"), чтобы они перестали понимать друг друга, а затем рассеял их по всей земле. Но выражение "смешать язык" можно при желании изложить как "смешать мысли", "сделать помешанным, безумным". Другими словами, Вавилон – это место, где сходят с ума, где есть то, что находится за пределами разума. В этом месте Господь наслал на строителей Башни безумие и в страхе и беспамятстве разбежались они в разные стороны.

Считается, что наш первопредок Адам жил в районе современного Дамаска, а это совсем близко от Баальбека, достаточно только перевалить через Антиливанские горы, которые ограничивают долину Бека"а с востока. После убийства Авеля Каин удалился в изгнание. В Библии, в Ветхом Завете, говорится, что "Каин ушел от Господа и поселился в земле Нод, на востоке от Эдема" (Бытие 4:16). Это вовсе не означает, будто Каин покинул Адама, отправившись на восток в Сирийскую пустыню. Он мог пойти и на запад и все равно поселиться к востоку от Эдема. В таком случае, Эдем, или потерянный Рай, мог находиться где-то у подножия Ливанских гор, на чьих склонах векуют и поныне знаменитые ливанские кедры. Слово Нод, кстати, означает странствие. С какой целью Каин отправился в эту страну, с челобитной ли к Богу с просьбой о своем помиловании или у него были какие-то другие задумки, мы еще попробуем в этом разобраться.


Уже упомянутый нами Закария Ситчин посвятил очень много времени анализу шумерского эпоса "Сказание о Гильгамеше". Шумер – древнее царство в Южном Междуречье и период его расцвета приходился на третье тысячелетие до н. э. Подобно Одиссею и иже с ним, Гильгамеш был мифическим героем, вместе со своим другом Энкиду он отправился в обитель богов, чтобы обрести бессмертие и влиться в семью небожителей. Путь его пролегал на запад, в страну вечных кедров. Этой страной мог быть только современный Ливан, поскольку кедровые леса обильно украшали своими кронами именно Ливанские горы. Закария Ситчин так и считает, что Гильгамеш имел конечной целью своего путешествия Баальбек. После Каина (а может быть, еще и Ноя с Нимродом), поход Гильгамеша – очередная попытка достичь страны Нод, расположенной у границ Божьей обители или столь вожделенного Рая. По сути дела, дорога туда есть странствие к Богу, а странствие к Богу равносильно пути ко святым местам, а попросту говоря, паломничеству. Таким образом, Каин был первым паломником, а за ним уже потянулась длинная череда страждущих, кто чего: кто вечной жизни на этом свете, а кто и куска хлеба, хотя бы на том…


Помимо Гильгамеша, подняться к небесам и обрести бессмертие хотел все тот же Нимрод. Есть подозрения, что и Каин добивался того же самого. Как мы помним, по библейскому сюжету, Господь посадил сад, нарек его Эдемом, а садовником в буквальном смысле этого слова назначил Адама. В саду божьем росли разные прекрасные деревья и два совершенно особых, сыгравших чуть позднее столь роковую роль в судьбе всего человечества. Вы, наверное, уже догадались, о чем речь, – на одном дереве произрастали плоды, вкусив которые, открывались глаза на добро и зло, а на втором – плоды, дающие вечную жизнь. Что это за деревья, Библия на сей счет старательно умалчивает, лишь исподволь как бы намекая на их внешнюю невзрачность: "Господь Бог сделал так, что в саду стали расти всевозможные красивые деревья со съедобными плодами, а посередине сада Он поместил дерево жизни и дерево познания добра и зла" (Бытие 2:9). Строго-настрого запретив вкушать Адаму от последнего дерева, припугнув его для верности летальным исходом, Господь вроде бы на том и успокоился, довольный своим творчеством, однако не знаю уж, кто его попутал, но создал Он женщину и все в итоге свершилось не так, как Он задумал…

Дальнейшее известно. Однако, вот что интересно: запрещая Адаму прикосаться к плодам дерева познания добра и зла, Господь не выдал Адаму никаких инструкций относительно дерева вечной жизни. В свое время на это обратил внимание английский религиовед Джеймс Джордж Фрэзер, автор знаменитой "Золотой ветви". Словно без предварительного отведывания плодов дерева добра и зла вкус плодов бессмертия не имел никакого смысла и и не приводил к желаемому результату… Недаром, принимая решение об изгнании Адама и Евы из Рая, Господь вымолвил, обращаясь скорее к самому себе, чем к кому бы то ни было: "Люди теперь подобны Нам: они знают о добре и зле. Как бы они не сорвали плоды с дерева жизни и не стали жить вечно" (Бытие 3:22). Все эти обращения к библейским истокам имеют к нашему повествованию самое прямое отношение. Помните, еще Геракл отправлялся в сад Гисперид за молодильными яблоками? А надкусанный очаровательными зубками Евы роковой плод, поданый ей Змеем-искусителем?

Так что же это были за деревья, на которых произрастали столь необычные плоды?

Возможно, что яблоня имела к ним самое непосредственное отношение, по крайней мере, к дереву познания добра и зла. А вот о дереве вечной жизни упомянем чуть подробнее. Не исключено, что им могла оказаться с виду неприметная виноградная лоза, особенно славная тем, что мы называем вином.


Прежде всего, в Ветхом Завете виноград символически обозначал все плоды земли, в Древнем Египте – саму жизнь, а вино считалось священным напитком. Оно служило эмблемой плодородия и крови человеческой, а кровь, в свою очередь, многими в древности олицетворялась с душой. Вино в той или иной степени связывалось с понятиями все того же добра и зла, жизни и смерти, в зависимости от того, какой из богов (хороший или плохой) держал в руках наполненный кубок. Даже Иисус называл вино кровью своей, а чаша Грааля, куда была собрана кровь Христа после распятия и по сей день обеспечит вечную жизнь всякому, кому посчастливится испить из нее.

Вино – это и кровь Господня. А что как не кровь является основным атрибутом жизни. Чем старше вино, тем оно слаще, тем оно выдержаннее, крепче, тем оно более долговечнее, бессмертнее, наконец…

Истина в вине, сказал мудрец. В свете вышеизложенного, смысл его изречения становится по-истинне космическим.


Так, может, и не яблоко всему виной, а обыкновенная виноградина!? Вкусив однажды спелого винограда, рано или поздно прознал бы человек путь к божественному напитку, той самой амброзии, которая приносила небожителям бессмертие!..

Ведь какова семантика названия Баальбек? Трактуют его по-разному, но суть, в конечном итоге, одна. Кто говорит, что Баальбек переводится, как "бог долины или долина Баала", у других это означает "дом Баала", Закария Ситчин же со ссылкой на Талмуд произносит его как "слезы Баала". Тем не менее, все толкования сводятся к имени и образу Баала или, по-просту, богу.


Баал – западносемитский (финикийский) бог грома и молнии (отсюда его более позднее тождество с греческим громовержцем Зевсом и римским Юпитером. Кстати, древние греки, а вслед за ними и римляне нисколько не скрывали того факта, что почти весь свой пантеон позаимствовали на восточном берегу Средиземного моря). Баал ведал также бурями, дождем, отвечал за плодородие, был солнечным божеством (и по этой линии состоял в самых близких отношениях в египетским Ра и греческим Гелиосом), верховодил небесными высями (как и Уран у тех же греков).

Баал обладал еще одним важным свойством – он без конца умирал и воскрешался заново. Культ такого божества в древних земледельческих обществах был наиболее важен. В нем сходились воедино те явления природы, которые испытывали человека на прочность, погружая его то в огонь, то в полымя: смертная засуха сменялась живительными дождями, дни чередовались ночами, а распорядитель подобных смен – солнце – "рождалось" на востоке и "умирало" на западе, сражаясь под покровом ночи с подземными силами зла, из которого неизменно выходило победителем и, пройдя очистительные ритуалы, вновь бодро выскакивало из-за горизонта на радость всему живому.


Как мы заметили только что, Баал – это собирательный образ нескольких богов с разными полномочиями. Значительно позже он занял трон универсального Бога – Эла (Бога богов) или ветхозаветного Элохима. В свою очередь стараниями Моисея последний превратился в Яхве, а стараниями Магомета – в Аллаха. Баал, если можно так выразиться, изначальный,– хозяин и повелитель долины Бека"а, ведал хлябями небесными и плодородием земли. Он вечно враждовал с богом смерти и подземного мира, попадался на его уловки, погибал и земля под небом приходила тогда в запустение, чахли виноградники и выжигались палящим зноем хлебные поля. Но с помощью божественной Анат, самоотверженной сестры и одновременно возлюбленной Баала, бог смерти оказывается побежденным, тело его разрубалось на куски, сжигалось, размолачивалось в прах и разбрасывалось по долине. Баал воскресал к новой жизни, плакал от радости обильным дождем, живительные токи пробегали по виноградной лозе, а ягоды наливались суслом будущего напитка бессмертия. С Баалом ничего нельзя было поделать, поскольку он владел секретом вечной жизни.

А теперь, познакомившись с Богом долины, прогуляемся вновь по сюжетным просторам Ветхого Завета! Родил Адам Каина и Авеля. Изгнание из Рая было слишком суровым наказанием для первой семьи человеческой, возможно сломило оно волю Адама и униженность, будущая рабская натура особо остро обрисовалась в характере Авеля. Он был обыкновенным пастухом. А вот Каин – полная его противоположность. Сквозь скупые и явно сочувственные строки Библии, просачивается его сильная бунтарская личность, а лорд Байрон много веков спустя даже посвятил ему целую поэму. Каин стал первым революционером, первым землепроходцем, первым естествопытателем, первым зодчим и даже первым хозяйственником. Он возделывал землю и питался дарами ее, а как глаголят все учебники истории – именно переход к оседлому земледелию стал зачинателем современной цивилизации.


И вот что примечательно, Господь не принял выращенных Каином плодов земли (а ведь это какой труд!), Ему больше по душе пришлись ягнята Авеля – результат занятия, требующего несравненно меньших физических и интеллектуальных усилий по сравнению с заботами земледельца. Что же такое отворотило Господа от Каиновых жертвенных даров? Уж не выращенная ли последним на скудных почвах виноградная лоза (а мы ведь помним, что в Ветхом Завете виноград символизировал именно плоды земли!), как бы в отместку за напутственные слова Господа, сказанные отцу его Адаму перед изгнанием: "Из-за тебя Я прокляну землю, и ты будешь тяжко трудиться всю свою жизнь ради пищи, которую родит земля. Земля родит для тебя колючки и сорняки, и тебе придется питаться дикими полевыми растениями" (Бытие 3:17-3:18)? Видимо колючек и ждал Господь от Каина, но никак не дерева, способного родить плоды вечной жизни…

Вообще, у долины Бека"а какая-то особая притягательная сила! Возможно, это напускное, заранее внушенное себе чувство (хм! даже тревожное в чем-то, если вспомнить про рассказанную нами ранее историю помешательств древних героев, причем, далеко не полную), но встречи с ней ждешь, как моряк ждет свидания с твердой землей после длительного блуждания по океаническим просторам. Едва автобус оказывается в верхней точке на перевале, и панорама долины открывается взору, поневоле приподнимаешься в кресле, чтобы наиболее всеохватно рассмотреть ее. А ведь на первый взгляд ничего особенного! Долина как долина: стройные ряды виноградников, пустыри, даже кладбища старых машин, я уж не говорю про извечные блокпосты с различного рода бронетехникой для пущего устрашения, вершины гор с той и с другой стороны, тонущие в жарком мареве – и все же!.. Необычно как-то. Неопределенно. И сладостная тревога червоточит в душе: уж не здесь ли Господь посадил свой заветный сад!

Американец Алан Элфорд, почитатель и последователь Закарии Ситчина, в своей книге "Боги нового тысячелетия" считает долину Бека"а тем самым местом, где возродилось земледелие сразу после Вселенского Потопа. Нет, оспаривать факт причаливания Ноева ковчега к горе Арарат он не стал, просто, уже после этого события Ной был перенесен богами в долину Бека"а, в Баальбек, где и совершил обряд жертвоприношения из птиц и животных, бывших с ним на ковчеге. Далее, Ной обосновался в долине со своим семейством и занялся земледелием. Говоря об этом, Элфорд ссылается не только на свидетельства преданий, но и на строгие научные данные. А они якобы подтверждают, что после Потопа сельское хозяйство начало развиваться именно в долине Бека"а. Отсюда, соответственно, и пошел обновленный род человеческий.

И снова интересная деталь. Первым, что врастил Ной, оказалась все та же виноградная лоза! Он собрал урожай, наделал вина и… напился до бесчувствия. Сын его, Хам, имел несчастье увидеть пьяного отца, да еще и спящего нагишом. За что и был наказан видимо не до конца протрезвевшим Ноем не менее жестоко, чем в свое время Адам самим Господом – Ной проклял, правда, не Хама, а своего внука, Хамова сына Ханаана. Так и сказал: "Будь проклят Ханаан! Пусть он будет последним из рабов своих братьев!" (Бытие 9:25) Вряд ли добродетельный Ной, соображай он чуточку лучше, пожелал бы внуку своему, а через него и сыну и всему его роду рабской доли. Или Хам стал невольным соглядатаем какого-то священнодействия, поделился увиденным не только с братьями своими, но и с сыном, за что и постигла его такая расплата? А может и Адам с Евой, еще проживая в райских кущах, углядели что-то не то и гнев Божий пал на их головы, а чуть позже и на голову непокорного Каина?

Мы так и оставим эти вопросы без ответа, поскольку даже отдаленно не знаем его. Несомненно, вино играло здесь не последнюю роль, и Ной сажал виноградник явно не с мыслью поскорее напиться. Вероятнее всего он делал это ради продления жизни и та оргия (а это, наверное, была все-таки она!), которой он себя подверг и которой по воле рока нашлись свидетели, являлась важнейшей частью неведомого ритуала. Какого, может и доведется ответить, но не сейчас.

Кстати, о Потопе. Ученые разной ориентации до сих пор спорят, о каком Потопе все ж-таки идет речь? Был ли этот Потоп всемирным и действительно реальным, то есть связанным с нашествием огромных масс воды, или древние поведали нам о катаклизме, случившемся на небесах, а не на земле?

Предания о потопе, нахлынувшем в незапамятные времена есть практически у всех народов, населяющих ныне нашу планету. Одни исследователи объясняют столь дружную любовь к сюжету о нем исторической памятью о глобальной катастрофе, имевшей место в конце последнего оледенения, когда ускоренное таяние льдов могло привести к разрушительным затоплениям огромных пространств суши. В ту эпоху уже повсеместно обитал хомо сапиенс, событие такого масштаба, как Всемирный Потоп, не могло не отложиться в его памяти и далее уже передаваться изустно из поколения в поколения до тех пор, пока не попало на бумагу.


Другие утверждают, что потопов было множество, происходили они в разное время и в разных местах, имели ограниченный в пространстве характер, но для людей, которые жили в те далекие времена и мало что знали о том, насколько велики окружающие их земные просторы, любые особо разрушительные взбрыки природы возле их дома могли показаться концом целого света. На прибрежные народы ужас могли наводить волны цунами, народам же, живущим в глубине территорий, особенно в долинах, подобной долине Бека"а, пришлось может быть пережить невероятно разрушительное на их памяти наводнение, вызванное продолжительными и мощными ливнями. В итоге местные жители вынуждены были искать убежища высоко в горах по обе стороны долины и даже строить ковчеги.


Третьи, особенно в последнее время, предлагают вообще оторвать взгляд от земли под ногами и больше внимания уделить миру над головой. И тому есть свои основания. Давно не секрет, что древние люди относились к звездному небу с особым пиететом. Не потому, что там жили боги. Постоянство и предсказуемость светил делало небо надежным помощником человека как в общественной, так и в личной жизни. Люди рождались, взрослели, старились и умирали, а небо, как заведенное, кружилось в одном и том же танце и похоже не собиралось менять своего балетмейстера. Млечный Путь называли Небесной рекой или Мостом в Страну Богов. Сия река лениво несла свои матовые воды, всякий раз следуя одному и тому же руслу, а мост обеспечивал столь жизненно важную связь между двумя мирами – людей и богов. В особо важные дни года, коими являлись дни равноденствий и солнцестояний, Млечный Путь и Солнце встречались в одном и том же месте у линии горизонта.


Но однажды благоденствие нарушилось. Небесная река сменила русло и смыла мост в Страну Богов. Солнце и Млечный Путь разошлись. Людей на земле охватили смятение и ужас, и они запричитали о скором конце времени.

Именно нечто подобное произошло в Новом Свете (а точнее в древнем Перу) в декабрьское солнцестояние 650 года н. э. Так считает американец Уильям Салливан, пожалуй, ближе всех подошедший к разгадке тайн цивилизации инков. Его книга так и называется "Тайны инков: мифология, астрономия и война со временем". Инки не имели письменности и тем не менее создали потрясающе развитую цивилизацию, проявили недюженные способности в науке, медицине, строительстве и сочинительстве мифов. Просто все свои достижения они отмечали на небе с помощью звезд, а теперь можете представить их безысходность, когда доселе легко читаемая небесная книга оказалась написанной на другом языке…

Но и в Свете Старом происходили подобные вещи, причем гораздо раньше по времени. Много шума наделала работа Герты фон Дехенд и Джорджио де Сантильяны "Мельница богов". Авторы изучили множество мифов разных народов и обоснованно заявили, что мифы помимо прочего являются "техническим языком" древних обществ, разработанным специально для записи и передачи сложнейших астрономических наблюдений. В частности, такого фундаментального, как прецессия.

Это тем более удивительно, что для открытия явления прецессии необходимо обладать опытом небесных наблюдений на протяжении десятков тысяч лет, сохранять данные этих наблюдений в памяти потомков на том же отрезке времени, или обладать познаниями о Вселенной на современном уровне и уметь ими пользоваться. Но ведь считается, что уже древние египтяне первых династий были хорошо знакомы с явлением прецессии за пять тысяч лет до н. э.! Откуда же они черпали свои знания о небе!?

Прецессией называется смещение воображаемой земной оси под действием раздирающих сил притяжения Луны и Солнца. В результате, вращение Земли происходит не вокруг жестко закрепленной оси, а вокруг оси, самой испытывающей колебания.

Воспроизведение такого вращения можно наблюдать на примере простого волчка или шарика Томпсона. Волчок вращается, а ось его колеблется, описывая конус. Чем меньше скорость вращения волчка, тем более заметными становятся разброд и шатания в его движениях. Итог таких колебаний – смена положений звезд на небесной сфере; сейчас, например, ось Земли в Северном полушарии практически нацелена на звезду, которую мы называем Полярной, в 3.000 году до н. э. ее место занимала звезда Альфа из созвездия Дракона, а в 14.000 году н. э. там уже окажется Вега – самая яркая звезда созвездия Лиры.

Явление прецессии породило еще одно понятие – прецессию равноденствий. Мы все, каждый по-своему, помешаны на астрологии и знаем про двенадцать знаков Зодиака, которые неизменно сменяют друг друга в течении года в одной и той же последовательности. Наверняка Вы слышали и про более длительные периоды, именумые эпохами Овна, Рыб и т. д. Сейчас мы живем как раз при смене караула: эпоха Рыб передает свои полномочия эпохе Водолея. Продолжительность каждой эпохи – приблизительно 2.160 лет. Основанием для смены эпох считается восход Солнца в день весеннего равноденствия. В течении эпохи Рыб, каждое 22 марта, Солнце преданно вставало из-за горизонта в компании созвездия Рыб, правда всякий раз с некоторым смещением по эклиптике – линии, отмечающей ежегодное движение Солнца по небесной сфере. На этой самой линии как раз и лежат все двенадцать зодиакальных созвездий. Сейчас Солнце уже готово отмечать приход дня весеннего равноденствия в компании с созвездием Водолея, а еще через 2.160 лет оно изменит ему ради Козерога.

Это смещение точки восхода Солнца в день весеннего равноденствия на линии эклиптики и называется прецессией равноденствий. А случается оно, как Вы, наверное, уже догадались, именно из-за колебательных движений самой земной оси или ее прецессии.


Таким образом, полный цикл прецессии, за которые точка восхода Солнца в день весеннего равноденствия проходит все двенадцать созвездий, составляет не много ни мало 25.776 лет! И самое потрясающее, что древним было об этом хорошо известно! Чтобы не умозрительно, а наблюдательно открыть эффект прецессии ранние египтяне должны были начать свои наблюдения, причем прилежно фиксируя свои наблюдения, аж за 30.000 лет до н. э.!! Это когда ни о какой египетской цивилизации и речи-то не было!!! Но даже если египтяне и умели делать далеко смотрящие выводы, им все равно для своих умозаключений потребовался бы наблюдательный багаж весом в несколько тысячелетий, как минимум. Значит, либо возраст египетской цивилизации значительно старше, либо кто-то другой снабдил их этими знаниями?.. Кто, где, когда и зачем?.. Нет ответа.


В 1993 году в Египте случилось еще одно захватывающее открытие. Бельгийский инженер Роберт Бьювэл долгое время изучал астрономические аспекты строительства и использования знаменитых пирамид в долине Гиза под Каиром, там, где в свое время находился город Солнца Гелиополис, предшественник или последователь нашего Баальбека – Гелиополиса Ливанского. И вот что открылось Бьювэлу: он обнаружил, что расположение пирамид, их величина относительно друг друга в точности повторяют расположение и звездную величину Пояса в созвездии Ориона, так же состоящего из трех звезд! Приглядевшись по-внимательнее к расположению других пирамид, Бьювэл пришел к заключению, что целью древних строителей являлось воссоздание созвездия Ориона и прилегающих к нему звезд при условии, если считать реку Нил отображением на земной поверхности Млечного Пути.

Кто знает, может баальбекская платформа в комбинации с пирамидами долины Гиза тоже воспроизводит какой-то участок звездного неба? Если пирамиды – это Пояс Ориона, то Баальбек может оказаться столь высокочтимым земледельцами скоплением Плеяд, например?

В свое время Закария Ситчин подметил другую особенность. Оказывается, расстояние между пирамидами в долине Гиза и Баальбеком, а также Баальбеком и горой Моисея на Синайском полуострове совершенно одинаковы! В подробности вдаваться не будем, но Ситчин предположил, что и пирамиды, и гора Моисея служили посадочными маяками для космических кораблей богов, а само место приземления располагалось на баальбекской платформе (о ней мы еще поговорим).

Идея с пришельцами не нова. Относительно Баальбека ее высказал еще в 1962 году советский физик Михаил Агрест, предположивший, что Баальбек хранит послание инопланетян для нас, жителей Земли. Потом эту идею восторженно подхватил, как знамя, Эрих фон Дэникен в своих "Воспоминаниях о Будущем", и пошло, и поехало. Справедливости ради надо сказать, что сторонники того, чтобы видеть в стоителях Баальбека, да и тех же пирамид, обитателей других планет, в настоящее время имеют, практически, те же шансы на успех своих теорий, как и владельцы более "приземленных" гипотез и даже самых строго-научных. Однако, нельзя не согласиться с высказыванием уже упомянутого нами Алима Войцеховского о том, что если бы наши братья по разуму захотели рассказать о себе, они бы нашли способ оставить менее громоздкую и одновременно технически высоко-изощренную весточку…

Значит, люди пытались построить небо на земле! Опять-таки, зачем?.. Уж не для того ли, чтобы воссоздать Страну Богов ради обретения вечной жизни?..

Возможно и такое, однако, что касается самих легендарных небостроителей, то их судьбы складывались большей частью несчастливо и если кому-то и перепало бессмертие наяву, но только не им. Хотя, с другой стороны, нетленность в истории они все же обрели, а вот о тех, кто стал жить вечно, мы ничего не знаем до сих пор.

Яркий тому пример – царь Нимрод, строитель Вавилонской башни. В Библии ничего не говорится о том, какая причина подвигла Нимрода и его сподвижников на возведение башни. Иосиф Флавий в своих "Иудейских древностях" приписывает Нимроду желание отомстить богам за причиненные роду людскому разрушения в результате Потопа, а также иметь достойное убежище на тот случай, если богам снова вздумается разверзнуть хляби небесные. Кто-то кивает на взыгравшую гордыню Нимрода, поскольку был он силы необычайной, Библия его, например, так и величает, что "Он был великим охотником перед Господом" (Бытие 10:9). Захотел он славы и участи богов, потому и стал строить башню, чтобы взойти на небеса.

Мы же присоединяем свой голос к тем, кто считает, что Нимрод, как и Каин до него, искал секрет вечной жизни. Разумеется, желание приобщиться к сонму богов не давало Нимроду покоя, иначе и быть не могло, однако посвящение в божеский сан воспринималось им скорее всего, как достойная награда за содеянное, а само деяние – познать секрет бессмертия, – служило побуждающим мотивом.


Кстати, несколько слов о том, где ж все-таки Нимрод возводил свою башню. Многие (в том числе и мы) указываем на Баальбек, хотя башня называется вавилонской.  Николай Непомнящий, автор книги "По следам великанов", в главе, посвященной Баальбеку, ссылается на мнение бывшего хранителя Баальбека Мишеля Алуфа, а тот, в свою очередь, цитирует некий старинный арабский манускрипт. Согласно изложенному в манускрипте, Нимрод царствовал в Ливане. Он послал гигантов с поручением разрушить Баальбек. Обратите внимание, опять гиганты! Каин сперва построил город и населил его гигантами, а спустя время Нимрод отправляет опять же гигантов этот город разрушать. Складывается впечатление, что ветхозаветные персонажи, по крайней мере, до начала столпотворения, сплошь были гигантами, и народ стал мельчать значительно позже. Вот и Алан Элфорд в "Богах нового тысячелетия" упоминает местную легенду о Ное. Он был якобы необычайно высок ростом, причем до такой степени, что мог стоять над долиной Бека"а, одной ногой опираясь на Ливанские горы, а другой – на Антиливанские! А в 30 км к югу от Баальбека возвышается мечеть Карак-Ну с необычной могилой, в которой по утверждениям обитателей долины покоится нога легендарного Ноя! Еще один вопрос в копилку загадок.

Нимрод приходился внуком Хаму и правнуком Ною. Проклятый последним Ханаан был его дядькой. По Библии, несмотря на проклятие, потомкам Ханаана достались прилегающие к долине Бека"а земли, то есть территории современных Ливана, Иордании, Палестины и Израиля, а также западная часть Сирии. Нимрод правил в земле Сеннаар, владел Вавилонией, Шумером и Аккадом (ныне – это Ирак, Кувейт и Восточная Сирия). По традиции ученые называют Сеннааром южную часть Междуречья, там, где Тигр и Евфрат сливаются воедино. Однако, когда речь заходит о строительстве башни, в Ветхом Завете снова говорится о стране Сеннаар: "Двинувшись с востока, люди нашли равнину в стране Сеннаар и поселились там. И сказали люди: "Сделаем кирпичи из глины…"" (Бытие 11:2-3) и т. д. Дальнейшее Вам хорошо известно – начали они строить башню до небес. Но если Нимрод со своим народом уже проживал в стране Сеннаар, то ему и незачем было приходить туда с востока. Есть подозрения, что у Сеннаара в Междуречье был однофамилец на западе, а именно столь любимая нами долина Бека"а.

Русский ученый Генкель, переводчик Иосифа Флавия, в своих комментариях к "Иудейским древностям" по поводу понятия "Вавилонское столпотворение" обращает наше внимание вот на что: если пользоваться сохранившимися клинописными памятниками, то слово "Babilu" трактуется не как "смешивать", а как "врата Ила". Ил – верховное божество вавилонского пантеона, двойняшка западносемитского Эла, т. е. Баала. Рассуждая теперь по-западносемитски, можно прочитать слово "Babilu" как "врата Баала". А врата Баала, как мы теперь знаем, находились именно в Баальбеке! Это еще не все.Сам же Иосиф Флавий пишет, что, когда люди приступили к строительству башни, боги наслали на них ветры, смешали языки (или помутили разум), рассеяли их повсюду, а далее идет интересная фраза со ссылкой на историка Гекатея: "Те из жрецов, которые спаслись, отправились в Сеннаар в Вавилонии…". Явно, что речь ведется о двух Сеннаарах, один из них располагался на востоке, другой – на западе.

В этом самом месте хочется высказать одну кощунственную мысль относительно смешения языков. А может Господь и не причем вовсе! Вдруг строители просто не расчитали своих возможностей по части потребления эликсира вечной жизни, или вина, а разразившаяся в результате оргия могла смешать все что угодно, не только языки!

Башню Нимрод так и не достроил или все-таки возвел, но воспользоваться достигнутым не сумел. По той же арабской легенде, которую мы уже упоминали со слов Николая Непомнящего, Нимрод после неудачи со строительством башни, соорудил летающую повозку, запряженную четырьмя сильными орлами, чтобы долететь до царства богов. Повозка вроде бы поднялась в небо, долго блуждала по космическим просторам и в конце концов упала на вершину горы Хермон (расположена на юго-востоке долины Бека"а на границе Ливана и Сирии), погребя под своими обломками и чудо-птиц и изувеченные останки дерзкого устремлениями Нимрода…


Не исключено, что и сам Нимрод был гигантом, как его прадед Ной. Здесь на ум приходят некоторые мысли относительно похожести историй про ветхозаветного Нимрода и мифического Ориона. Мы уже упоминали это имя, привоенное одному из самых известных созвездий на ночном небе. Светила Ориона, особенно его Пояс, производили на древних неизгладимое впечатление. Сирийцы величали Ориона – великаном, у греков он был великим охотником и гигантом. Как тут не вспомнить про Нимрода – "великого охотника перед Господом"! У халдеев, одноплеменников Нимрода, Пояс Ориона играл исключительно важную роль в земледелии, поскольку три его знаменитые звезды впервые появлялись на осеннем небе незадолго до рассвета, давая отмашку на начало нового цикла полевых работ после изнурительной летней засухи, и наступлению нового года. И даже внешне созвездие Ориона очень напоминает башню, а при желании в нем можно разглядеть и Нимрода, летящего в Страну Богов на своей странной машине.

Несмотря на столь печальный итог миссии царя Нимрода, людской интерес к неведомым постройкам, да и сам строительный бум в Баальбеке не пресекся. Проходили мимо века и тысячелетия, но судьба Баальбека также смутно проглядывалась сквозь летописные шоры. До тех самых пор, пока в этих местах не объявились римляне, своими деяниями подстать самому Нимроду.

Сейчас можно только гадать, сколь величественны были постройки в Баальбеке в до-римскую эпоху. Кроме основания, сложенного из грандиозных каменных блоков, в нашем распоряжении ничего нет. Однако и его одного оказалось вполне достаточно, чтобы утопить в загадках не одно поколение исследователей. Баальбек – непревзойденный образец древней гигантомании. Во времена императора Антония Пия (а это II век н. э.) римляне возвели на каменном основании, которое по преданию лежало здесь вечно, самый большой по тем временам храмовый комплекс, включая известный Храм Юпитера. Рядом расположился меньший по величине, но необычайно изящный и утонченный, благодаря орнаменту, Храм Бахуса, а несколько поодаль – Храм Венеры.


Пустившись на столь тяжкие и по материальным и по человеческим затратам работы, римляне чуть было не воздвигли свою Вавилонскую башню. Строительство завершилось, в храмах запылали священные очаги, паломники со всего света стали съезжаться, чтобы подивиться мощи силы и разума Римской империи, уже придержащей своими храмами даже небеса. Однако у Истории своя ирония судьбы. Бог и здесь "смешал языки": вскоре Римская держава пала и населяющие ее народы рассеялись по новым империям и государствам.

Тем не менее, римляне действовали не безумно. Скорее всего их обуревало "безумство храбрых". Построить величественный священный комплекс в Баальбеке было для них жизненно важно. Почему? Во-первых, может быть потому, что тогда Баальбек находился практически в самом центре той части известной римлянам Ойкумены, которую сегодняшние геополитологи назвали бы зоной их жизненных интересов. Действительно, от Баальбека, что до атлантического побережья современных Португалии и Марокко на западе, что до благовонных царств Индии и Шри-Ланки на востоке, что до славных своим янтарем балтийских взморий на севере, что до богатых слоновьей костью и золотом саванн "черной" Африки на юге – почти что одинаковое расстояние. Таким образом, Баальбек – это своеобразный Пуп Земли, той земли, на которую у римлян были самые широкие виды. Недаром, неспешно и заинтересованно прогуливаясь среди поверженных останков Храма Юпитера, Вы без особого труда обнаружите запечатленные в орнаменте солнечные символы самых разных народов: тут и львиные пасти, и лотосы, и свастика, и даже шамбалистские мандалы! Несомненно, римляне несколько самоуверенно, с высоты своего сверхдержавного положения, хотели показать всему остальному миру, где надлежит быть его центру, однако, и это во-вторых, у них могли существовать и другие, более возвышенные причины. Если у древних Баальбек и долина Бека"а связывались с местом перехода в обитель богов и правом на свой кувшин с амброзией, Рим итогом своих завоеваний и славы неотвратимо обрек себя на обжиг кирпичей для своей собственной башни…

Каждый, в итоге, строит свою башню. Всю жизнь обжигает кирпичи и строит… Это не безумная гордыня даже, это – инстинкт. А посему до римлян, помимо Каина и Нимрода, приходили в долину Бека"а возводить свои башни и неведомые создатели египетских пирамид, и предтеча Моисея, давшего миру единобожие, мятежный фараон Эхнатон, и строитель империй Александр Македонский. После римлян все как бы кончилось: Баальбек пришел в упадок, руками византийцев, арабов, крестоносцев, турок и монголов, а затем и силой землетрясений Господь смешал уже не языки, а сами вечные камни…

Что же касается древнего основания, на котором возведен храм Юпитера, то официальная история архитектуры традиционно приписывает его сооружение все тем же римлянам. Вроде бы верно, попробуйте-ка прикословить, если нет точно доказуемых свидетельств. Предположения – не наука. Но они есть, причем достаточно веские, а посему лавры раскрывателя великой тайны продолжают терзать по ночам очень многих.


Прежде всего, что впечатляет, так это фантастические размеры некоторых блоков основания, особенно так называемого Трилитона. Вес каждого блока (а их всего три) достигает 750 тонн, поверхности обработаны идеально, подгонка стыков такая, что в щель не пролазит даже лезвие безопасной бритвы, а размеры просто гигантские: 19.1 х 4.3 х 5.6 метра! Ладно, если бы эти монолиты лежали на земле, так нет, они еще и покоятся на восьмиметровой высоте! Чуть ниже – блоки меньших размеров, но впечатление о них не менее восторженное. Хотя при взгляде на эти исполины, их разную степень отделки и формы, вкрадываются мысли о какой-то фатальной незавершенности всего сооружения, о внезапном исходе строителей и последующем запустении. На многочисленные "почему" нет даже тени удовлетворительного ответа. И спросить негде.


А в полкилометре к югу от Храма Юпитера, как издевательство над здравым смыслом, еще одна загадка. Самый большой в мире обработанный камень. Арабы называют его "Южным", ливанцы – "Материнским" или "Беременным". Он уходит в грунт под углом 300, отсюда впечатление, что Мать-земля словно исторгает новорожденную глыбу из чрева. Размеры блока куда более внушительны: 21.5 х 4.8 х 4.2 метра. Вес предположительно 1.200 тонн! Кто и зачем вырубал этот камень – вопрос из разряда вечных.

Еще более головоломной выглядит проблема обработки и транспортировки этих каменных гигантов. Чтобы сдвинуть с места Южный камень обычными для древних строителей способами, с помощью тростниковых канатов и деревянных катков, потребовались бы одновременные усилия 60.000 человек! Весь вопрос в том, где разместить такую ораву зачинателей профессии волжских бурлаков, да из какого дерева должны были быть сделаны катки, чтобы выдержать подобные тяжести? Многие исследователи до сих пор уверяют, что даже современная цивилизация не располагает техническими средствами для передвижения таких махин. Дотошный Алан Элфорд не поленился, однако, поинтересоваться мнением специалистов по большегрузным кранам на этот счет и те ответили утвердительно, правда, с некоторыми оговорками. Можно, оказывается, поднять груз весом и 1.200 тонн и даже 2.000 тонн, но вот перемещаться с этим грузом уже нельзя, только если подъемный кран поставить на гусеничный ход. А для этого прежде всего необходимо соорудить прочную и ровную дорогу. Нигде в районе Баальбека следов такой дороги не обнаружено, как, собственно, и крана, тоже.

Не дает покоя вопрос, а зачем вообще нужно было высекать такие громадины? Неужели нельзя воспользоваться гораздо меньшими блоками и не создавать себе серьезных проблем, связанных с переноской тяжестей? Еще раз подчеркнем, что древние ничего не делали просто так, значит нужда была, секрет же состоит в особой притягательности для тогдашних зодчих массивных камней. Николай Непомнящий в этой связи справедливо замечает, что для возведения Храма Юпитера римлянам не было необходимости городить столь мощное основание, как баальбекская платформа, к тому же архитектурные стили самого храма и платформы заметно разнятся и это неопровержимо говорит за то, что при возведении и того, и другого совсем разные руки держали зубило и молоток, вот только замысел мог быть един.

Характер поверхностей блоков вроде бы говорит за то, что обработка велась обычными для той поры инструментами, по крайней мере, Южный камень весь испещрен следами от зубил. С блоками баальбекской террасы чуть сложнее, на их поверхности остались концентрические отметины какого-то приспособления типа обдирочной машины. Николай Непомнящий ссылается на мнение профессора Американского университета в Бейруте Акопа Калаяна – крупного специалиста по древней каменотесной технике. Он считает, что это следы от так называемой шагоуты – приспособления в виде топора, только с зубьями, как у пилы. Ее очень активно использовали в странах древнего Средиземноморья, а в Ливане она в ходу до сих пор. Правда, обычные шагоуты с виду сами не больше топора, при обработке же баальбекских блоков использовалось нечто более грандиозное.

Кто бы мог подумать, что в нагромождении камней такая груда загадок! И тем не менее. Точность обработки поверхностей блоков баальбекской платформы – это позор каменотесов нашего времени. Даже с помощью самого современного камнерезного оборудования чрезвычайно трудно достичь той точности обработки, которую продемонстрировали баальбекские мастера по камню. В стыки между блоками, как мы уже упоминали, даже лезвию не протиснуться. Правда, камень из которого изготовлены блоки не слишком тверд – это, так сказать, полу-мрамор – полу-известняк, способный под воздействием длительных нагрузок и влаги как бы оплавляться, в результате чего блоки теснее прижимаются друг другу и стыки становятся непролазными даже для капли воды.  Но если мягкостью исходного материала и можно объяснить идеальность стыков, как истолковать отсутствие повреждений, которые неизбежно должны были появиться при транспортировке блоков к месту их постоянного залегания? Если бы тогдашние строители Баальбека пользовались теми первобытными методами, которые требует от них применять современная наука, повреждения относительно податливых поверхностей исполинских камней носили бы массовый характер, а таких свидетельств не обнаружено.


Как видим, в вопросах строительства баальбекского храмового комплекса сплошные пробелы. Пожалуй, нам действительно придется согласиться с древними легендами в том, что Баальбек строили гиганты, которые играючи передвигали и укладывали на места огромные камни. Что это: чистейшая выдумка, первая "научная" попытка того далекого времени объяснить загадку происхождения баальбекской платформы или зерно истины в этих легендах все ж-таки есть? По крайней мере, гигантам приписывали возведение не только Баальбека, по свидетельствам иных преданий, гиганты трудились и на пирамидах, и в Стоунхендже в Англии, и при возведении легендарного города Тиауанако в боливийских Андах. Кто же они, эти гиганты: вымысел древних, а собственно, для чего? Неизвестное и вымершее племя человеко-обезьян, а кости где? Биороботы пришельцев, а зачем пришельцам вообще нужно было связываться с такими каменными махинами? А может здесь творила какая-то неведомая высокотехнологичная и одновременно "экологически чистая" цивилизация, а их каменные постройки в разных частях света служили генераторами неизвестных нам энергий? Чистая экология, как известно, следов не оставляет, поэтому мы об этой цивилизации ничего не знаем, только оставленные ими сооружения, пришедшие в упадок за ненадобностью, продолжают что-то излучать до сих пор, притягивая к себе наше внимание. Этакий "пикник на обочине". Или сами люди знали некий секрет, может быть рецепт какого-то напитка, той же амброзии, испив которую они могли призывать на помощь скрытые возможности души и тела, превращаясь в недюженной мощи силачей? Не зря ведь сохранились воспоминания о том, что древнеегипетские жрецы поливали камни некоей жидкостью, под воздействием которой они теряли свою твердость и становились податливей глины. А легенда о том, как волшебник Мерлин заставлял перелетать огромные камни, предназначавшиеся для строительства мегалитического комплекса в Стоунхендже из Ирландии в Англию…


Тайны Баальбека неисчерпаемы! Духовные и материальные. Технологические и целевые. Видите, сколько вопросов! И все без ответа с длинным многоточием на конце…

Самое трудное – это найти простое решение. И так может статься, что цвели некогда в Баальбеке сады Эдема, где росли дерево познания добра и зла и дерево вечной жизни, а значит есть возможность посадить их снова, а заодно и построить свою собственную башню на небеса…

Поскольку боги ходят по земле – это мы с Вами.



********


Развитие цивилизации похоже на кругосветное путешествие. Озабоченность желанием заглянуть за горизонт толкает нас с насиженных мест в неизведанное. Добровольно обрекая себя на изгнание из своего собственного рая, мы удаляемся от него, часто мучительно сожалея о сделанном шаге, и стоически боремся с желанием повернуть назад. Но мир кругл и каждый шаг от становится шагом навстречу. С единственной лишь разницей – пройдя по кругу, мы возвращаемся к исходной точке уже бессмертными богами, а не тленными людьми.

Весь смысл человеческой жизни в том и состоит, чтобы жить вечно. Смысл существования и развития всей цивилизации устремлен туда же. И отдельному человеку, и цивилизации в целом продлить прекрасные мгновения бытия, которые способны растянуться на сотни и тысячи лет, мешает притяжение земли. В этом определении заложен и чисто житейский смысл – ощущение тверди под ногами, зовущей вовнутрь и смысл вселенский – невидимые путы сил тяготения Земли как планеты, ограничивающие возможности нашей плоти и нашего духа в пространстве и во времени; именно они не дают прорваться вовне и отдаться во власть тяготения всемирного, устремленного к невидимому центру где-то там, в бесконечности. Наверняка древние созидатели, стоя с высоко поднятыми головами, чтобы созерцать звездные просторы, осознавали это, а потому, подгоняемые инстинктом вечной жизни (это как раз и рознит нас с обычными животными!), старались убежать от притяжения земли и добраться до звезд. Они пытались строить башни до небес, либо воссоздать отражение неба на земле. Величественные останки их попыток до сих пор приводят в смятение наши мысли и будоражат воображение, поскольку мы не можем поручиться за то, что у них в итоге ничего не вышло. Свидетелей нет. Может необъяснимые пока исчезновения целых цивилизаций как раз и намекают на то, что результат все же был ими достигнут и они ушли навстречу новым горизонтам?

Так что если и у нас по-настоящему проявится желание освоить бескрайний Космос, всем нам поневоле придется жить долго…


Оформление обложки: фото страницы журнала «Альманах Т.О.П.: тайны, открытия, приключения», №2, 2007, где была опубликована данная статья; фото автора.