Психологические основы и юридическая конструкция форм виновности в уголовном праве [Григорий Самуилович Фельдштейн] (doc) читать постранично

Книга в формате doc! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]


См. графическую копию оригинального издания


Психологические основы и юридическая конструкция форм виновности в уголовном праве.

Предисловие
Введение
Отдел первый. Общий характер и план исследования
Отдел второй. Основные выводы по главным вопросам учения о формах
виновности в связи с очерком возникновения и хода
развития понятия виновности
Часть первая. Психологические данные, освещающие проблему виновности
Глава первая. Соотношение психического и физического
Глава вторая. Учение о бессознательной психической деятельности
в новейшей психологии
Глава третья. Учение о воле в новейшей психологии
Глава четвертая. Основные выводы по вопросу о значении
психологических данных для проблемы виновности
Часть вторая. Конструирование форм виновности в законодательствах
и доктрине
Глава первая. Виновность, как условие уголовного вменения
в моисеевом законодательстве
Глава вторая. Конструкция виновности в римском уголовном праве



Предисловие

Приступая к собиранию материалов по вопросу о влиянии, которое могут оказывать на уголовное вменение умысел и неосторожность деятеля, мы предполагали, что вам удастся закончить обработку, интересовавшей нас, проблемы в, ныне выпускаемой в свет, книге. Относительно скоро, однако, пришлось убедиться, что обилие материалов делает неосуществимым наше первоначальное предположение.
Выпускаемой нами в свет, книге мы предпосылаем введение; наряду с неизбежными вопросами об общем характере и плане исследования, мы помещаем в нем исторический очерк возникновения и хода развития понятия виновности вместе с выводами по главному предмету нашего труда. Эта часть введения покоится на изучении всего того материала, которым, с нашей точки зрения, необходимо воспользоваться для, более или менее всестороннего, разрешения проблемы виновности в уголовном праве. В первой части нашего труда мы останавливаемся со значительной подробностью на психологических основах учения о виновности. Мы даем здесь, между прочим, весьма полный обзор всевозможных взглядов по вопросу о бессознательной психической деятельности и природе воли. Во второй части нашей книги мы затрагиваем вопрос о конструкции виновности в Моисеевом законодательстве и римском праве. Защита нами в некоторых частях нашего труда взглядов, значительно отклоняющихся от господствующих в литературе вопроса, сделала для нас необходимым самое детальное обоснование точек зрения, считаемых нами правильными.
Мы не отказываемся от мысли об опубликовании, собранных нами, материалов и по вопросу о конструкции виновности в доктрине и законодательствах, как средних веков, так, и нового времени. Если мы, однако, уже теперь решились выпустить нашу книгу в том виде, как она появляется, то делаем это, помимо соображений об объеме труда, еще в виду следующего: мы осмеливаемся думать, что предлагаемое нами читателям - составляет, в общем, уже само по себе, довольно законченную, попытку разрешения наиболее существенных сторон проблемы виновности в уголовном праве.

Г.Фельдштейн

...die Geschichte des Strafrechts der Volker ist ein Stick der Pshychologie der Menschhait.

R.V.Ihering. Das Schuldmoment im rцmischen
Privatrecht/Verm.Schriften. 1879. 157

Введение

Отдел первый. Общий характер и план исследования

1. Понятие чистой и прикладной науки уголовного права. Взаимоотношение
доктрины и определений положительного права. Значение психологической
обработки для институтов уголовного права
2. Вопрос о разграничении форм виновности и их влиянии на уголовное
вменение, как предмет настоящего исследования. План исследования

1

Великий основатель науки об обществе О.Конт различал науки теоретические и науки практические или искусства. Относительно первых он допускал, что они обнимают наши знания о природе, относительно вторых предполагал, что содержание их сводится к тем приемам, которые мы извлекаем из наших знаний о природе для изменения последней в свою пользу*(1). Искусства или науки практические должны, по мысли О.Конта, быть отделены от наук теоретических, как науки производные от основных. Мало того. Искусства находятся в тесной зависимости не только от одной какой-нибудь, но от нескольких, а иногда даже от всех главных теоретических наук. Искусство ведения земледелия на рациональных началах предполагает, напр., по О.Конту, применение знаний, входящих в состав физиологии, химии, физики, астрономии и проч.
Отдельные науки теоретические, которые О.Конт группирует "в порядке их естественной связи и соответственно их взаимной зависимости", а вместе с тем в порядке постепенно возрастающей "ложности их, обнимают