Избранные сочинения [Хамза Хакимзаде Ниязи] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ХАМЗА ХАКИМ-ЗАДЕ НИЯЗИ

БИБЛИОТЕКА ПОЭТА
ОСНОВАНА М. ГОРЬКИМ
Редакционная коллегия:
В. Н. Орлов (главный редактор),
И. В. Абашидзе, Н. П. Бажан, В. Г. Базанов,
Б. И. Бурсов, Б. Ф. Егоров, В. М. Жирмунский,
К. Ш. Кулиев, Э. Б. Межелайтис, В. О. Перцов,
А. А. Прокофьев, А. А. Сурков, А. Т. Твардовский,
H. С. Тихонов, М. Т. Турсун-Заде,
И. Г. Ямпольский

*
Зэолъшая
ое издание

советский

писатель

ХАМЗА ХАКИМ -ЗАДЕ НИЯЗИ
ИЗБРАННЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Вступительная статья,
составление и примечания
С. Н. Иванова

Редакция стихотворных переводов
А. М. Иванова

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ■ 197 0

G (Узб.)
X18

Хамза Хаким-заде Ниязи (1889—1929) —
зачинатель новой узбекской поэзии, осново­
положник современной узбекской драма­
тургии, видный общественный деятель совет­
ского Узбекистана. Стихи, созданные поэтом
в годы Советской власти, — живая хроника
борьбы узбекского народа за победу рево­
люции. Настоящее издание — почти полное
собрание стихотворных произведений поэта
в переводе на русский язык.

7-4-2
329 7Q

ХАМЗА ХАКИМ-ЗАДЕ НИЯЗИ

Хамза Хаким-заде Ниязи (1889—1929)—один из основополож­
ников современной узбекской литературы. Его творчество — яркая
страница истории узбекской литературы. Поэт и драматург, компози­
тор и режиссер, педагог и общественный деятель, Хамза вступил на
литературное поприще в 1905 году и в дальнейшем отдал все свои
силы служению победившей революции и культурному строительству
в Узбекистане. Он стал первым пролетарским поэтом узбекского
народа, а его поэтическое творчество было в полном смысле слова
новаторским: он искал новые формы стиха, которые могли бы заме­
нить собой каноны классической поэзии и отразить революционное
содержание новой эпохи. Жизнь поэта трагически оборвалась, когда
ему было всего сорок лет, но его двадцатипятилетний творческий путь
явился отражением тех колоссальных перемен, которые после Ок­
тябрьской революции произошли в жизни народов Средней Азии,
и тех трудностей, с которыми было сопряжено становление новой
жизни.
1

Хамза родился в первой/неделе марта 1889 года в городе Ко­
канде. Предки Хамзы происходили из кишлака Авваль в Ферган­
ской долине. Отец его — Нияз-оглы 1 (1836—1920)—был лекарем и
1 Так называет своего отца Хамза в автобиографии (см.:
Ю. С. Султанов, Важный документ о Хамзе Хаким-заде Ниязи. —
«Звезда Востока», 1963, № 3, с. 150—152). По другим сведениям,
имя отца — Ибн-Ямин (см.: Л. П. Каюмов, Общественно-полити­
ческая деятельность и поэтическое творчество Хамзы Хаким-заде
Ниязи. Автореферат докторской диссертации, Ташкент, 1963, с. 9).
Биографические данные приводятся или излагаются здесь по авто­
биографии Хамзы и по материалам книги Ю. С. Султанова «Хамза.
Очерк жизни и творчества» (Ташкент, 1959). Цитаты из автобиогра­
фии в дальнейшем приводятся без ссылок.

5

носил прозвище Хакимджан-табиб (хаким — «ученый», «мудрый»,
джан— ласкательный суффикс, табиб — «лекарь», «врачеватель»).
Хамза был у своих родителей младшим сыном. Собственное имя
поэта — Хамза. Другая часть его имени — Хаким-заде — представ­
ляет собой своеобразное «отчество» (дословно: «рожденный Хаки­
мом»). Ниязи — один из поэтических псевдонимов поэта, взятый им,
по-видимому, в честь отца. Согласно литературной традиции, суще­
ствовавшей у народов Ближнего Востока и Средней Азии, автор ли­
рических произведений подписывал их не своим настоящим именем,
а так называемым тахаллусом — псевдонимом, который поэт должен
был искусно «вплести» в текст последней строфы стихотворения.
В 1896 году Хамза поступает в школу, но основы начального
образования он получает главным образом дома — под руководством
отца. «Так как отец был человеком образованным, — пишет Хамза
в автобиографии, — то уже к 1898 году я полностью овладел грамо­
той по-узбекски и по-персидски, а с 1899 по 1906 год продолжал уче­
ние в медресе по старинному методу».
Отец Хамзы в шестнадцатилетием возрасте уехал из родного
кишлака в Бухару, где обучился лекарскому искусству. Во время
учения он овладел и основами мусульманской образованности, изу­
чил арабский и персидский языки. По возвращении на родину Ха­
кимджан-табиб занимался врачеванием по народному методу. Ин­
тересы его, однако, были шире того круга занятий, которые опреде­
лялись его профессией. Он был лично знаком с крупнейшими узбек­
скими поэтами конца XIX века — Мукими (1850—1903) и Фуркатом
(1858—1909), у него была большая библиотека.1
Медресе представляло собой духовное учебное заведение для
подготовки служителей мусульманской религии — богословов и пра­
воведов, знатоков мусульманского права. Учащиеся находились на
полном пансионе за счет средств, выделявшихся состоятельными
благотворителями. Часто источниками этих средств были либо зе­
мельный участок, подаренный богачом-меценатом, либо караван-са­
рай —