Библейские исследования. Бытие [Рами Юдовин] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

вниз, от Бога к человеку. И уже не важно, каким образом Бог разговаривает с людьми – через разум, озарение, откровение, или посредством человеческой души, в которой находится Знание, не позволяющее потеряться во тьме духовного невежества.

Сотворение человека

Сотворение человека согласно Библии, произошло в последний, шестой день творения мироздания. Причина сотворения человека и остальных творений не объясняется, кроме слов – «это хорошо», в которых возможно и скрыта разгадка самого факта творения.

Прежде чем сделать человека, Господь сотворил небо и землю: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Книга Бытие приводит последовательность творения – небо и земля, разделение между небом и землёй, сушей и морями. Земле было приказано производить зелень, траву, деревья. Сотворены два светила, кстати, автор этого текста похоже намерено избегает называть светила «Солнце» (Шемеш) или «Яреах» (Луна) в честь ханаанских божеств, и называет солнце и луну просто большим и малым светильниками:

«И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю» (Быт. 1:15).

На пятый день по воле Бога вода производит пресмыкающихся, птиц и животных. А на шестой день Господь по образу Своему и подобию делает  человека – мужчину и женщину:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27).

Вторая глава книги Бытия, вероятно, опирается на другую версию истории о Сотворении. В ней говорится о первоначальном сотворении только мужчины – Адама:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2:7).

И уже впоследствии видя, что животные не подходят человеку, сделал существо близкое к нему, скажем по структуре ДНК, так как взял часть тела от самого Адама.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2:18-23).

Сотворив первых людей, Господь заповедал им плодиться, размножаться, заполнять землю и владычествовать над животными. Функция человека сводилась не только к размножению, требовалось освоить землю и подчинить её (об этом свидетельствует глагол «реду» רְדוּ в повелительном наклонении в двух смыслах этого слова) и живущих на ней.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт. 1:28).

Однако не позволялось убивать животных ради пищи не только людям, но и самим животным:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так (Быт. 1:29-30).

Если, библейская причина сотворения мира, включая человека – «это хорошо», т.е. Господь благ и творит благое, таким образом, Он проявляет свойства Своего характера, то древние шумерские, ассирийские сказания повествуют о других причинах, весьма прозаических…

Давайте рассмотрим шумерско-вавилонскую поэму: «Когда боги, подобно людям…» (Перевод В. К. Афанасьевой).

Боги (вероятно, низшего звена), тяжко трудились более двух с половиной тысяч лет.

Начали боги выкапывать реки,

Жизнь страны, каналы, прорыли.

Игиги стали выкапывать реки,

Жизнь страны, каналы прорыли.

Реку Тигр они прокопали,

Реку Евфрат прокопали также.

Они трудились в водных глубинах.

Боги-трудяги, устроили возмущение и потребовали облегчить тяготы работы, грозясь переизбрать верховного правителя, советника высших богов-творцов Энлиля:

Они кричали, наполняясь злобой,

Они шумели в своих котлованах:

“Хотим управляющего увидеть!

Пусть он отменит труд наш тяжелый!

Он, советник богов, воитель!

Пойдем, разыщем его жилище!

Энлиль, советник богов, воитель!

Ныне ему объявляем войну!

Сражение да столкнется с битвой!

Боги вняли его речам.

Они спалили свои орудья,

Они сожгли свои лопаты,

Предали пламени свои корзины.

За руки взявшись, они пошли

К святым вратам воителя Энлиля!.

Энлиль, услышав о